Файл: Права авторов и их гражданско-правовая защита. Соавторы.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 4
По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двухсторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Таким образом, первый вопрос, который возникает при рассмотрении проблемы охраны произведений российских авторов за рубежом, заключается в выяснении того, связывают ли Россию и иностранное государство, на территории которого будет использоваться произведение, взаимные обязательства в области авторского права.
Если таких обязательств не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены, лишь конкретным авторским договором.
Однако в случае обязанности перед автором будут нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.
Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883 г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971 г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда для стран, участвующих в Бернской или Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участие государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.
Охрана произведений российских авторов в странах ближнего зарубежья обеспечивается на основе Соглашения о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г. В соответствии с названным Соглашением государства – участники приняли на себя обязательство обеспечить на своих территориях выполнение международных обязательств, вытекающих из участия бывшего СССР во Всемирной конвенции об авторском праве (в редакции 1952 г.), исходя из того, что дата вступления в силу указанной Конвенции для бывшего СССР (27 мая 1973 г.) является датой, с которой каждое государство – участник считает себя связанным ее положениями. В тех независимых государствах, которые присоединились к Бернской конвенции, охрана прав российских авторов обеспечивается этой Конвенцией.
Заключение
В настоящей работе исследованы лишь некоторые проблемы защиты авторских прав. Хочется надеяться, что нормальный рынок в России сложится и на «авторском направлении», а для этого России необходимо ориентироваться на нужды и потребности авторов, развитие интеллектуального потенциала общества.
Дальнейшие перспективы работы в этом направлении – это «приведение механизма гражданско-правовой защиты в оптимальный режим, совершенствование гражданско-правовых способов защиты авторских прав, с учетом интеграции и тесного сотрудничества с мировым сообществом».
Список используемой литературы
1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (заключена в Берне 9 сентября 1886 г.; в ред. Парижского акта 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. — 2003. — № 9.
2. Договор ВОИС по авторскому праву (подписан 2 декабря 1996 г.; вступил в силу для России 5 февраля 2009 г.)
3. Всемирная конвенция об авторском праве (заключена в Женеве 6 сентября 1952 г.; пересмотрена в Париже 2 июля 1971 г.)
4. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (подписан 2 декабря 1996 г.; вступил в силу для России 5 февраля 2009 г.)
5.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 1 декабря 1993 г.; с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 3 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 2 октября 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 1 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (принят ГД ФС РФ 2 ноября 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 52 (1 ч.).— Ст. 5496.
8. Федеральный закон от 2 июля 2013 г. № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях» // СЗ РФ. – 2013. – № 27. – Ст. 3479.
9. Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. № 364-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2014. – № 48. – Ст. 6645.