Файл: Права авторов и их гражданско-правовая защита. Соавторы.pdf
Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 4
Введение
Представленная работа посвящена теме «Права авторов и их гражданско-правовая защита. Соавторы».
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики «Права авторов и их гражданско-правовая защита. Соавторы». Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Права авторов и их гражданско-правовая защита. Соавторы». Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Права авторов и их гражданско-правовая защита» определяют несомненную новизну данного исследования.
Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме «Права авторов и их гражданско-правовая защита. Соавторы» в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью.
Целью данной работы является описать гражданско-правовую защиту авторских прав.
Объектом исследования является авторское право и соавторство.
Предметом исследования является установление сущности авторского права, соавторства и отдельных авторских правомочий.
Цель работы – анализ авторского права и соавторства.
Работа состоит из Введения, четырех Глав, Заключения и Списка использованной литературы.
В Главе 1 – Авторское право – раскрывается само понятие авторское право, указываются субъекты и объекты авторского права.
В Главе 2 – Права авторов — рассматривается гражданско-правовая защита имущественных и личных неимущественных авторских прав.
Глава 3 – посвящена авторским договорам и защите авторских прав в России и за рубежом.
Глава 4 – посвящена соавторам.
В Заключении делаются основные выводы по работе.
Глава 1. Авторское право
1.1. Понятие и признаки объекта авторского права
Авторское право — в объективном смысле — подотрасль гражданского права, регулирующая правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно.
Согласно ст. 6 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993г. (далее – Закон об авторском праве)[1]авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатами творческой деятельности независимо от назначения и достоинств произведения, а также способа его выражения. Кроме того, подчеркивается, что законом охраняются как обнародованные произведения, так и необнародованные, существующие в какой-либо объективной форме. В юридической литературе предложено немало научных определений произведения как объекта авторского права, однако наибольшее распространение получило определение, сформулированное в 1956 г. В. И. Серебровским: «Произведение – это совокупность идей, мыслей и образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения». В этом и иных определениях подчеркивается, что произведение есть прежде всего благо нематериальное, поэтому авторское право на произведение сохраняется даже в случае гибели того материального носителя, в котором оно было воплощено. Однако не всякое произведение как результат мыслительной деятельности человека охраняется нормами авторского права. Объектами авторского права признаются лишь такие произведения, которые обладают предусмотренными законом признаками.
Такими признаками являются творческий характер произведения и объективная форма его выражения. Показателем творческого характера произведения, по мнению большинства ученых, является его новизна. Новизна в данном случае рассматривается как синоним оригинальности произведения. Она может выражаться в новом содержании, новой форме произведения, новой идее, новой научной концепции и т. п. Произведение как результат творческой деятельности автора становится объектом авторского права лишь при условии, что оно выражено в какой-либо объективной форме. До тех пор пока мысли и образы автора не проявились вовне, а существуют лишь в виде творческого замысла, они не могут быть восприняты другими людьми, и, следовательно, не существует и практической надобности в их правовой охране.
Чтобы творческий результат приобрел общественную значимость и характер объекта авторского права, он должен быть воплощен в какой-либо объективной форме – письменной (рукопись или нотная запись), устной (публичное произнесение речи, публичное исполнение музыки), звуко- и видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т. п.), изображения (рисунок, чертеж, фотокадр и др.). Иными словами, произведение должно существовать в форме, которая отделена от личности автора и приобрела самостоятельное значение.
1.2. Объекты авторского права
Согласно ст. 1259 Гражданского Кодекса — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме, также является объектом авторского права.
Виды объектов авторского права.
Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
1. письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
2. устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
3. изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
4. звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
5. объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);
и в других формах.
Объекты авторского права:
1. литературные произведения;
2. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
3. хореографические произведения и пантомимы;
4. музыкальные произведения с текстом или без текста;
5. аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино — и телепроизведения);
6. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
7. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
8. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
9. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
10. географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторского права также относятся:
· программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
· производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
· сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми для охраны признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений:
1. государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
2. официальные документы, их официальные переводы. К числу официальных документов относятся законы и другие акты нормативного характера – инструкции, стандарты, уставы юридических лиц, правила и т.д.; судебные решения и другие акты правоприменительных органов, а также иные официальные документы, исходящие от организаций и должностных лиц;
3. произведения народного творчества, к ним относятся произведения фольклора- частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т.п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т. д. Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть установлено, так как их автором является народ;
4. сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер. В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь точным его отражением и не включает элементов творчества. Таковы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщение о криминальных происшествиях и т. п. Поскольку на первый план здесь выдвигаются точность и оперативность информации, она подается, как правило, в очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторской индивидуальности.
1.3. Субъекты авторского права
Субъекты авторского права, в широком понимании, – это лица участвующие в авторских правоотношениях. При таком определении субъектами авторского права будут являться: лица, которым могут принадлежать авторские права, организации по защите авторских прав и др. субъекты.
Субъекты авторского права, в узком понимании, — это авторы произведений, то есть обладатели личных авторских прав. Первоначально авторские права приобретает автор, он же, по Российскому авторскому законодательству, является исключительным носителем личных авторских прав.
В Законе автор определен как физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение (ст. 4 Закона)[2] .
Таким образом, автор – это, прежде всего физическое лицо (группа физических лиц предполагает соавторство).
Ни возраст, ни пол, ни раса (национальность) не имеют значение для признания лица автором. При этом авторская правоспособность возникает с момента рождения (ст.17 ГК РФ). Однако нужно учитывать, что право распоряжаться авторскими трудами тесно связно с понятием дееспособности (ст.21 ГК РФ). В соответствии со ст.26 ГК РФ (п.2 пп.2), без согласия родителей, усыновителей и попечителя осуществлять права автора на произведения науки, литературы или искусства…могут несовершеннолетние, достигшие возраста 14 лет. Таким образом, авторская дееспособность наступает с достижением автора возраста 14 лет.
Важно отметить, что для возникновения авторского права не имеет значения и дееспособность лица. То есть, автором может быть и лицо, признанное по действующему гражданскому законодательству недееспособным. Однако и здесь необходимо оговориться: в случае признания лица недееспособным, может быть ограничено его право распоряжения результатами авторского труда (совершать сделки по отчуждению имущественных прав).
В соответствии с современным российским законодательством авторами произведений признаются лишь физические лица. Юридические лица могут приобретать определенные авторские права лишь в порядке правопреемства – на основании закона или договора. Но становиться авторами произведений юридические лица не могут, ни при каких условиях. Отказ законодателя от конструкции авторства юридических лиц на отдельные виды произведений (сборники, кинофильмы, периодические издания и т. д.) – одно из важнейших изменений, происшедших в российском авторском законодательстве. Права тех юридических лиц, которые возникли до 1993 г., либо автоматически преобразовались в смежные права (организации эфирного вещания), либо будут охраняться до истечения 50-летнего срока с момента их возникновения.
Субъектами авторского права признаются не только граждане РФ, но и иностранцы, а также лица без гражданства. Однако если произведения российских граждан охраняются независимо от места их обнародования или нахождения в иной объективной форме, то произведения иностранных авторов и лиц без гражданства охраняются при условии, что они:
а) либо обнародованы на территории РФ или находятся в РФ в какой-либо объективной форме;