Добавлен: 23.05.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
Несостоятельность (банкротство), в соответствии со статьей 2 Закона о банкротстве - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующем проведение процедур банкротства в РФ, является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» No 127-ФЗ от 26 октября 2002 года.
После признания судом юридического лица банкротом оно подлежит ликвидации. В этом случае главной целью ликвидации является справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в процессе конкурсного производства.
Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное – по решению самого несостоятельного лица (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании его несостоятельным (банкротом).
Список таких случаев приведен в ст. 9 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Несостоятельным (банкротом) в соответствии со ст. 65 Гражданского кодекса РФ может быть признано по решению суда юридическое лицо, которое является коммерческой организацией, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива или фонда. Юридическое лицо, относящееся к коммерческой организации, а также юридическое лицо, действующее в качестве потребительского кооператива или фонда, совместно с кредиторами может принять решение об объявлении себя банкротом с последующей ликвидацией.
Казенные предприятия, а также некоммерческие организации, за исключением потребительских кооперативов и фондов, не могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» иначе определяет перечень некоммерческих организаций, которые могут являться субъектами несостоятельности (банкротства). В соответствии с Законом все некоммерческие организации, кроме учреждений, политических партий и религиозных организаций, могут быть признаны несостоятельными (банкротами).
Признаки и критерии несостоятельности
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Федеральный закон может устанавливать и иные признаки.
Размер и состав денежных обязательств и обязательных платежей определяются в момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Денежное обязательство - обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию; Обязательные платежи - налоги, сборы и прочие обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды в порядке, а также на условиях, определяемых в законодательстве Российской Федерации;
Заявление о признании должника банкротом принимает арбитражный суд, если требования к должнику как юридическому лицу в общей сложности в сумме не менее сто тысяч рублей и указанные требования не исполнены в течение трех месяцев с момента, когда они должны были быть исполнены. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, указанных в иностранной валюте, определяются в рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату введения каждой процедуры банкротства, которая следует после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.
Дела о банкротстве юридических лиц и граждан, включая индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения должника-юридического лица или же по месту жительства гражданина.
Основные задачи проведения процедур:
- возврат долгов кредиторам;
- восстановление условий, которые необходимы для продолжения юридическим лицом своего дела .
В процессе банкротства определенных этапов выделяются следующие категории управляющих:
- наблюдение — временный управляющий;
- финансовое оздоровление — административный управляющий;
- внешнее управление — внешний управляющий;
- конкурсное производство — конкурсный управляющий.
В настоящее время существуют следующие процедуры, или этапы, применяемые в делах о банкротстве должника-юридического лица:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
При рассмотрении дел о банкротстве гражданина, включая индивидуального предпринимателя, применяются такие меры, как реструктуризация долгов гражданина, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.
Целью введения той или иной процедуры банкротства является упорядочение, организация применения тех или иных мер к неисправному должнику. В законе даны четкие указания того, какие меры могут применяться к должнику в рамках определенной процедуры несостоятельности (ст. 67, 69, 70, 109), а также какие цели при этом преследуются.
Процедуры банкротства
Термин «банкротство» прозошел от итальянских слов bancа и rottа, дословно означаемые «сломанная скамья». Данный термин произошел в средневековой Италии, где ростовщики, которые осуществляли свою деятельность в людных местах на скамьях, при разорении ломали их.
В соответствии с современными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а именно с Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве), банкротство можно рассматривать в виде двух понятий:
- банкротство как юридический факт, определяющееся как неспособность физического лица или организации погасить задолженность, рассчитаться по своим долгам перед кредиторами ввиду отсутствия необходимых средств, разорением.
- банкротство как судебная процедура, которую вводит арбитражный суд по заявлению либо самого должника, или его кредитора. Порядок инициации данной процедуры регламентируется соответствующими законами, и главным из них - Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».
Процесс банкротства начинается с момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Заявление может быть подано как конкурсным кредитором, уполномоченным на это органом или же самим должником.
2.1. Инициация процедуры банкротства
При определении арбитражного суда о введении наблюдения должны содержаться указания на:
- признание требований заявителя обоснованными и необходимость введения наблюдения;
- утверждение временного управляющего;
- размер вознаграждения временного управляющего и источник его выплаты.
Если при вынесении определения о введении наблюдения нет возможности выдвинуть кандидатуру временного управляющего, то арбитражный суд выносит определение отложить рассмотрение вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более 15 дней.
Определение о введении наблюдения и определение об утверждении временного управляющего подлежат немедленному исполнению и могут быть обжалованы, однако это не приостанавливает их исполнение.
Наблюдение
Наблюдение является подготовительной процедурой, и необходимость ее использования связана с тем, что перед ликвидацией или оздоровлением предприятия ему необходимо дать время на то, чтобы собрать всю необходимую документацию, оповестить заинтересованных лиц и подготовить решения на основе анализа финансового состояния предприятия. Процедура наблюдения является обязательной процедурой банкротства, тогда как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение применяюбтся в делах о банкротстве не всегда.
Характерные особенности периода наблюдения:
- дела, связанные со штрафными санкциями и взысканиями, временно приостанавливаются, что даёт возможность продолжать работу в спокойном режиме;
- временно снимается арест на имущество;
- все важные решения по дальнейшей работе предприятия принимаются на собрании кредиторов.
Длительность этапа наблюдения, регламентируемая законом, ограничена семью месяцами.
По завершении наблюдения временный уполномоченный передаёт в арбитражный суд отчёт, где представлено следующее:
- сведения о финансовых делах должника;
- информация о возможности (или невозможности) восстановления платежеспособности организации;
- требования и предложения кредиторов.
Судом определяется целесообразность проведения дальнейших процедур банкротства с выбором направляения деятельности.
После вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры наблюдения возникают следующие ситуации:
- в течение наблюдения требования кредиторов не удовлетворяются в индивидуальном порядке, а только лишь происходит выявление путем их предъявления на собраниях или комитетах кредиторов. Это дает должнику возможность продолжать свою деятельность, несмотря на долги, а также возможность производить оценку целесообразности продолжения свого дела или ее ликвидации;
- по ходатайству кредитора происходит приостановление производства по делам, имеющим отношение к взысканию денежных средств с должника. В таком случае кредитор имеет право предъявить свои требования к должнику в рамках дела о банкротстве;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, включая снятие арестов на имущество, исключая исполнение исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также морального вреда. При этом подразумевается, что исполнительные документы вступили в законную силу до даты принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. Если же такие исполнительные документы приняты судом после момента принятия заявления о признании должника банкротом, то их принудительное исполнение приостанавливается и не может осуществляться до завершения рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве;
- запрещается удовлетворять требования участника должника-юридического лица о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.
Поскольку на должника распространяется ограничение в распоряжении своими средствами, то после введения наблюдения определение арбитражного суда о принятии заявления о признании должника банкротом направляется в банки и иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд общей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и прочик уполномоченные органы.
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и прекращения деятельности иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с определенными ограничениями. С введением наблюдения в деле о банкротстве появляется временный управляющий, утверждаемый арбитражным судом и действующий параллельно с руководством должника.
Органы управления должника с момента введения наблюдения могут совершать следующие сделки исключительно с письменного согласия временного управляющего:
- связанные с распоряжением имуществом должника, балансовая стоимость которого составляет более 5% балансовой стоимости активов должника на момент введения наблюдения.
- связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требований, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника. Контроль над такими сделками осуществляется временным управляющим, дающий разрешение на их осуществление.
Более того, по решению суда данный перечень может быть расширен, т. е. суд может запретить исполнять любую сделку без согласия на это временного управляющего.
Ограничения на совершение сделок профессиональным участником рынка ценных бумаг при применении к нему процедур банкротства не распространяются на сделки с ценными бумагами его клиентов, совершаемые по поручению клиентов, подтвержденные последними после возбуждения производства по делу о банкротстве.
Вместе с тем имеются решения, которые не могут принимать ни органы управления должника, ни временный управляющий. Сюда входят решения о:
- реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации организации-должника;
- создании юридических лиц или участии в иных юридических лицах;
- создании филиалов и представительств;
- выплате дивидендов или распределении прибыли между его учредителями (участниками);
- размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, исключая акции (уставный капитал может быть увеличен за счет дополнительных вкладов учредителей);
- выходе из состава участников должника-юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций;
- участии в ассоциациях, союзах, холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях юридических лиц.