Файл: Облачные сервисы (Облачные сервисы в системе информационных технологий).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 3
- автоматически балансировать и поддерживать кластер серверов – чем больше серверов, тем больше вероятность сбоя в работе любого из них; так, по опыту Google, из тысячи серверов ежеминутно один выходит из строя, и СУБД должна эффективно справляться с подобными ситуациями;
- быстро обрабатывать запросы – при работе с находящимися в «облаке» серверами ко времени обработки запроса добавляется время передачи сообщений по интернету, поэтому СУБД должна работать максимально быстро для достижения приемлемого для пользователя времени отклика.
Создание современных аналитических компьютерных приложений – очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, который под силу только опытным производителям программного обеспечения, что объясняет высокую стоимость программного продукта. Однако именно высокий уровень развития облачных технологий позволяет размещать такое сложное аналитическое программное обеспечение на удаленном сервере и сдавать его клиентам в аренду на определенный срок. Это качественно новое направление развития информационных и коммуникационных технологий подтолкнуло разработчиков программного обеспечения к освоению качественно новой сферы предоставления услуг, которая с 2009 года стала известна как Cloud Intelligence. Подобное слияние передовых технологий кажется вполне закономерным. Интернет как сеть, содержащая огромное количество информации, долгое время вызывал повсеместную эйфорию. Однако понимание того, что сеть, открытая практически для любых публикаций, не может содержать только полезную и достоверную информацию, привело к поиску решений, призванных к отбору, упорядочиванию и адекватному представлению только надежного и релевантного контента. Cloud Intelligence предлагает разработку таких решений в сфере бизнеса, прибавляя к этому возможность работать с этими решениями в виртуальной среде облака [27].
Наряду с многообразием подходов и направлений применения облачных технологий в деловой сфере можно констатировать их совершенно недостаточное применение в области образования, в первую очередь в системе высшего образования. В Интернет-сообществе, т.е. среди наиболее активных пользователей электронных ресурсов, активно обсуждаются возможности создания облачных систем, целью которых, так или иначе, является обеспечение учебного процесса – CloudLearning, CloudKnowledge, CloudAssessment, CloudUniversity и т.д. [5, с. 68].
Активное внедрение облачных технологий заметно упрощает диалог власти и общества, а значит, совершенствует механизм легитимации политического режима, отчётности политиков и чиновников. Регионы фактически получают возможности более лёгкого управления, удобства коммуникации, масштабирования и экономичности политических решений, прозрачности в хранении данных. С помощью такого направления активно развиваются и технологии государственной кадровой политики. Государственное управление, основанное на облачных принципах, не предполагает постоянную покупку дорогостоящих программ, в нём практически отпадает забота о программном обновлении, упрощаются проблемы, связанные с совместимостью программного обеспечения. Скорость получения и обработки политической информации увеличивается в разы.
Интересные попытки приобщения управленцев к облачной культуре предпринимаются в различных российских регионах. К примеру, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре внедрялись программы «Электронный гражданин», «Эффективное использование сервисов электронного правительства» и т.д. [4, с. 5]. Здесь формируется территориальная информационная система, предназначенная для научно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений губернатором региона, членами местного правительства, а также главами муниципальных образований и администрациями муниципалитетов.
Ряд экспертов указывают на выгодность перехода разрозненных управленческих информационных ресурсов в единую интегрированную облачную среду. В этом плане интересны расчёты эффекта синергии при увеличении количества информационных ресурсов управленческих систем в облачной среде, которые производились на примере Санкт-Петербурга. Учёные из Санкт-Петербурга в своём исследовании пришли к выводу, что от увеличения количества информационных систем внутри кластера зависит рост показателя синергии (суммирующего эффекта при взаимодействии разных информационных систем), что очень важно для межведомственного взаимодействия. Другими словами, изолированные системы явно уступают облачной централизованной системе в своих возможностях для коммуникационного обеспечения государственного либо регионального управления. Итогом работы петербургских учёных стало составление декомпозиции модели перехода региона к облачным сервисам [13, с. 59]. В проекте убедительно обосновано внедрение пяти основных облачных кластеров – из них четыре многопользовательских (аналитические системы поддержки принятия решений; информационно-справочные системы функционального назначения; представительские информационно-справочные системы; инфраструктурные системы) и один однопользовательский – для функциональных систем. Одновременно авторами предполагается повышение эффективности принятия управленческих решений посредством расширения спектра предоставляемой информации на основе межсистемных запросов через облака.
Тем не менее российские управленцы регионов пока осваивают облачный менеджмент менее интенсивно, чем тот же бизнес. Поэтому нет ничего удивительного в том, что основным направлением внедрения облачных технологий в России стало оказание государственных услуг населению в рамках федеральной системы. Развитие национальной облачной платформы выступает одним из приоритетов государственной программы «Информационное общество (2011 – 2020 годы)». В 2010 г. появилась Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая нацелена на обмен данными для предоставления услуг гражданам и организациям. В то же время, хотя облачные вычисления включают информационные системы ведомств (представленные в субъектах Казначейство, Росреестр, МВД, ФНС, ФМС и т.п.), кредитных организаций и региональные узлы, используются они пока довольно фрагментарно [7, с. 33-43].
Как пример использования облачных технологий в образовании можно назвать личные кабинеты для учеников и преподавателей, электронные дневники и журналы, интерактивную приемную, тематические форумы, где ученики могут осуществлять обмен информацией и многое другое. Это и поиск информации, где ученики могут решать определенные учебные задачи даже в отсутствии педагога или под его руководством.
На сегодняшний день многие российские компании, научные организации и университеты используют облачные вычислительные среды с целью размещения своих научных и бизнес-приложений, что позволяет им избежать расходов на создание и поддержание функционирования собственных центров обработки данных. Владельцы облачных вычислительных систем путем консолидации вычислительных ресурсов и систем хранения данных способны снизить совокупную стоимость владения ИТ-инфраструктурой за счет обслуживания значительного количества пользователей, а также использования эффективных технических средств планирования и балансировки нагрузки, управления пересылкой данных в сети, интеграции нескольких территориально разрозненных сегментов систем хранения данных. Кроме того, все большее распространение получает модель научной кооперации и разделения труда, основанная на совместной работе территориально распределенных международных коллективов исследователей в рамках концепции «сервис-ориентированной науки» (Service-Oriented Science) [19, с 109]. В соответствии с данной концепцией сервис-ориентированный подход позволяет организовать распределенный доступ к разнородным научным ресурсам, автоматизировать процесс научных исследований и тем самым повысить их эффективность.
1.3. Основные модели предоставления услуг облачных вычислений
В работе А Прудниковой описаны возможности трёх основных моделей обслуживания облачных сервисов [15, с.153-156]:
- Программное обеспечение как сервис (Software as a Service, SaaS). Пользователю предоставляется возможность использования прикладного программного обеспечения провайдера, работающего в облачной инфраструктуре и доступного из различных клиентских устройств. Контроль и управление основной физической и виртуальной инфраструктурой облака осуществляется облачным провайдером.
- Платформа как сервис (Platform as a Service, PaaS). Пользователю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры с набором базового программного обеспечения для последующего размещения, разработки и тестирования на нем своих программных приложений. В состав таких платформ входят инструментальные средства создания, тестирования и выполнения прикладного программного обеспечения, предоставляемые облачным провайдером. Провайдер осуществляет контроль и управление физической и виртуальной инфраструктурой облака, за исключением приложений, разработанных и установленных пользователем.
- Инфраструктуру как сервис (Infrastructure as a Service, IaaS). Пользователю предоставляется возможность использования облачной инфраструктуры для самостоятельного управления ресурсами обработки, хранения. Потребители развертывают собственное программное обеспечение, включая операционные системы и приложения на инфраструктуре провайдера. Пользователи могут контролировать операционные системы, виртуальные системы хранения данных и установленные приложения, а также осуществляют ограниченный контроль набора доступных сервисов. Схема основных вычислительных моделей приведена на рис. 2.
Применение таких облачных технологий как PaaS и IaaS привело к возрастающему переносу данных в облачные хранилища, что в свою очередь, вызвало необходимость решения задач интеграции композитных облачных приложений.
приложения и данные
промежуточное ПО
операционная система
система виртуализации
система хранения данных
с е т ь
инженерные коммуникации
_____________ IAAS ___________
_____________________PAAS ____________________
_____________________________ SAAS ______________________
Рис. 2. Схема основных вычислительных моделей облачной инфраструктуры
В исследовании [35] сформулированы ключевые особенности новой модели облачных сервисов – Integration Platform as Service (iPaaS). iPaaS объединяет множественные облачные сервисы с целью интеграции и управления любой комбинацией внутренних и внешних (т.е. облачных) приложений, SOA и облачных сервисов, процессов и данных внутри и вне организации. Решения iPaaS способны обеспечивать многообразие сценариев интеграции и предоставлять безопасные средства доступа к корпоративным платформам [9].
В работе С. Афанасьева [1, с. 392-399] рассмотрен вариант модели предоставления облачных сервисных услуг - аналитика как сервис (Data Mining as a Service, DMaaS) – данные, анализируемые пользователем, перерабатываются в микрокубы на «облаке» (отметим, что микрокуб представляет собой многократно сжатую информацию из реляционной базы данных OLTP-системы или хранилища данных локального куба, в который загружается их многомерная база, размещающаяся в одном файле). Кроме того, предлагается трансформация не только данных, введенных в таблицу, но и любых данных предприятия, которое в таком случае оплачивает трансформационные затраты и анализирует данные.
На сегодняшний день концепция облачных вычислений предполагает оказание потребителям различных дополнительных видов облачных услуг: Storage-as-a-Service, Database-as-a-Service, Information-as-a-Service, Process-as-a-Service, Integration-as-a-Service, Testing-as-a-Service [2, 17]:
- Storage-as-a-Service («хранение как сервис»). Услуга дает возможность сохранять данные во внешнем хранилище, в «облаке». Для пользователя внешнее удаленное хранилище будет выглядеть, как дополнительный логический диск или папка.
- Database-as-a-Service («база данных как сервис»). Модель, основана на модели SaaS, в рамках данной модели пользователю предоставляется база данных требуемой конфигурации.
- Information-as-a-Service («информация как сервис»). Дает возможность пользователю удаленно использовать любые виды информации, в режиме реального времени.
- Process-as-a-Service («управление процессом как сервис»). Представляет собой удаленный ресурс, который может связать воедино несколько ресурсов (таких как услуги или данные, содержащиеся в пределах одного «облака» или других доступных «облаков»), для создания единого бизнес-процесса.
- Security-as-a-Service («безопасность как сервис»). Комплекс услуг по обеспечению безопасности, осуществляемое удаленно на базе системы, находящейся в собственности третьей стороны (одного или нескольких поставщиков услуги). Поставщик обеспечивает функции безопасности, основанные на разделяемых технологических услугах, которые потребляются в рамках модели «один ко многим» с оплатой по факту использования объема потребленных услуг. Данный вид услуги предоставляет возможность пользователям быстро развертывать программные продукты, позволяющие обеспечить безопасное использование Интернет-технологий, электронной переписки, локальной сети и т.п., что позволяет пользователям данного сервиса экономить на развертывании и поддержании своей собственной системы безопасности.