Файл: Финансовое обеспечение в спортивной индустрии (Теоретические аспекты финансового обеспечения в спортивной индустрии).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема курсовой работы «Финансовое обеспечение в спортивной индустрии» является актуальной в настоящее время, так как состояние физической культуры и спорта напрямую зависит от эффективности организационно-экономических механизмов в этой системе, в частности, финансирование этой сферы.
Целью курсовой работы является изучение особенностей финансового обеспечения в спортивной индустрии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты финансового обеспечения в спортивной индустрии;
- изучить особенности модели финансового обеспечения спортивной индустрии в России;
- определить проблемы финансирования спортивной индустрии в России;
- определить основные направления совершенствования и перспективы развития финансового обеспечения индустрии спорта в России.
Объектом курсовой работы является спортивная индустрия.
Предметом исследования является механизм финансового обеспечения в спортивной индустрии.
Цель и задачи исследования определили структуру курсовой работы.
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты финансового обеспечения в спортивной индустрии, в частности: понятие, принципы и виды финансового обеспечения, а так же модель финансового обеспечения спортивной индустрии в России.
Во второй главе будут рассмотрены основные проблемы финансирования спортивной индустрии в России и предложены приоритетные направления совершенствования, а так же представлены перспективы развития финансового обеспечения индустрии спорта в России
В ходе исследования применялись системный подход, методы научного исследования, в том числе статистического, экономического анализа, экспертных оценок, обобщения, синтеза, формализации, наблюдения, индукции.
При написании курсовой работы предполагается использовать информацию интернет-ресурсов, различную литературу: нормативно-справочную, учебно-методическую, информационно-справочную, а так же применять методы системного анализа и другие методы исследования.
1.1 Понятие и виды финансового обеспечения
Финансовое обеспечение– это покрытие соответствующих затрат за счет финансовых ресурсов.
Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат может осуществляться в трех формах: самофинансирования, кредитования и государственного финансирования.[1]
Самофинансирование основано на использовании собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования. При недостатке собственных средств предприятие может сократить свои расходы либо воспользоваться заемными средствами, привлекаемыми на основе операций с ценными бумагами.[2]
Кредитование – это такой способ финансового обеспечения воспроизводственных затрат, при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемой на началах срочности, платности и возвратности.
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределения и перераспределения части национального дохода.[3]
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Посредством такого финансирования государство целенаправленно перераспределяет финансовые ресурсы между производственной и непроизводственной сферами, отраслями экономики и территориями страны, между формами собственности, отдельными группами и слоями населения и т. д.
На практике необходимо добиться оптимального соотношения между всеми тремя формами финансового обеспечения, а это возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.[4]
Как правило, самоокупаемость представляет собой возмещение текущих затрат за счёт полученных доходов. Обеспечивается, прежде всего, за счёт собственных средств или за счёт заёмных средств хозяйствующего субъекта.
Для контроля за соблюдением принципа самоокупаемости составляются сметы издержек производства и обращения, рассчитываются нормы расходования сырья и основных материалов, устанавливаются конкретные задания по росту повышения производительности труда и снижению себестоимости продукции. [5]
Для реализации принципа самоокупаемости большое значение имеет управление затратами. Процесс управления затратами предполагает стремление не просто к уменьшению затрат, а к определению оптимальной величины себестоимости.
Определению оптимальной величины затрат соответствуют определенные направления, которые можно увидеть на рисунке 1.
Рис.1.Элементы определения оптимально величины затрат[6]
В условиях перехода к рынку возрастает роль финансовых резервов. Они незаменимы при возникновении огромных потерь или непредвиденных обстоятельствах.
Они могут создаваться самими субъектами хозяйствования за счет собственных финансовых ресурсов, их управленческими структурами, специализированными страховыми организациями и государством.
При выборе источников финансирования деятельности предприятия необходимо решить пять основных задач:
––определить потребность в кратко- и долгосрочном капитале;
––выявить возможные изменения в составе активов и капитала в целях определения и оптимального состава и структуры;
––обеспечить постоянную платежеспособность и, следовательно, финансовую устойчивость;
––с максимальной прибылью использовать собственные и заемные средства;
––снизить расходы на финансирование хозяйственной деятельности.[7]
Финансирование за счет собственных средств имеет ряд преимуществ:
1. За счет пополнения из прибыли предприятия повышается его финансовая устойчивость; [8]
2. Формирование и использование собственных средств происходит стабильно;
3. Минимизируются расходы по внешнему финансированию (по обслуживанию долга кредиторам);
4. Упрощается процесс принятия управленческих решений по развитию предприятия, так как источники покрытия дополнительных затрат известны заранее.[9]
Уровень самофинансирования предприятия зависит не только от его внутренних возможностей, но и от внешней среды (налоговой, амортизационной, бюджетной, таможенной и денежно-кредитной политики государства). Внешнее финансирование предусматривает использование средств государства, финансово-кредитных организаций, нефинансовых компаний и граждан. Кроме того, оно предполагает использование денежных ресурсов учредителей предприятия. Такое привлечение необходимых финансовых ресурсов часто бывает наиболее предпочтительным, так как обеспечивает финансовую независимость предприятия и облегчает в дальнейшем условия получения банковских кредитов. [10]
В условиях рыночной экономики производственно-хозяйственная деятельность фирмы невозможна без использования заемных средств, к которым относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, т.е. заемные средства других организаций; средства от выпуска и продажи акций и облигаций организации; бюджетные ассигнования на возвратной основе и др. Привлечение заемных средств позволяет фирме ускорять оборачиваемость оборотных средств, увеличивать объемы совершаемых хозяйственных операций, сокращать объемы незавершенного производства.[11]
Необходимо максимизировать все возможные источники финансирования, создавая взаимовыгодные условия для всех потенциальных участников (рисунок 2).
Рис. 2. Источники финансирования физической культуры и спорта[12]
Из всего вышесказанного следует, что финансовое обеспечение занимаем важное место в спортивной индустрии, поскольку позволяет выполнять все задачи и функции, возложенные на управленческий персонал в данной области.
1.2 Модель финансового обеспечения спортивной индустрии в России
Обращение к международному опыту финансирования физической культуры и спорта показывает, что развитие спорта высших достижений - это дело государственное, а также государственных и общественных спортивных организаций.[13]
Развитием массового спорта государство занимается через местные органы власти и спортивные организации. Главная роль местных органов власти в большинстве зарубежных стран заключается непосредственно в создании одинаковых условий для занятий спортом во всех районах и оказании помощи всем занимающимся физкультурой и спортом. Это, в первую очередь, заключается в строительстве и реконструкции как новых, так и действующих сооружений, надлежащей их эксплуатация и эффективном использовании.
Важно отметить, что развитие профессионального спорта осуществляют частные коммерческие структуры с помощью муниципалитетов и местных органов власти. В бюджетах национальных спортивных федераций во многих странах государственные средства составляют от 50 до 80%.[14]
По степени государственного регулирования сферы спорта все страны могут быть условно разделены на две категории.
В таблице 1 можно увидеть основные категории стран в зависимости от степени регулирования спортивной индустрии.
Таблица 1 –Категории стран по степени государственного регулирования спортивной индустрии
№ |
Степень регулирования |
Регулирующий орган |
Страны-представители |
1 модель |
государство практически не регулирует развитие спорта, либо осуществляет лишь материальную поддержку спорта при его полной автономии |
спортивные движения |
США, Великобритания, Швеция, Япония |
2 модель |
осуществляется государственная спортивная политика, государство берет на себя заботу и ответственность за развитие спорта |
спортивное министерство или другой специальный орган, курирующий физкультурно-спортивную работу |
14 европейских государств + Россия |
Практика государственного регулирования и финансирования спорта в России ближе ко второй модели.[15]
На рисунке 3 представлена модель финансирования российского спорта.
Рисунок 3. Модель финансирования российского спорта[16]
В Российской Федерации сложившаяся практика обеспечения финансовыми ресурсами развития физической культуры и спорта свидетельствует о диверсификации источников, поступающих от:
––органов государственной власти и местного самоуправления;
––профсоюзных объединений;
––внебюджетные фонды;
––коммерческие и некоммерческие организации;
собственные доходы спортивной отрасли.[17]
Также значительные финансовые средства в сферу физической культуры и спорта поступают за счет спонсорской поддержки национальных и международных спортивных мероприятий, научных исследований и благотворительных акций. Спонсорская поддержка, по имеющимся оценкам, может составлять до 30% всех доходов. С целью привлечения дополнительных источников финансирования и получения доходов многие спортивные организации осуществляют собственную хозяйственную деятельность.
Непосредственно к расходным обязательствам Российской Федерации относятся:
1) материально-техническое , в том обеспечение спортивной , финансовое, научно-, медико-биологическое, и антидопинговое спортивных делегаций Федерации, спортивных команд Российской (за исключением обеспечения), а участие в спортивных сборных Российской Федерации ( исключением медицинского ) к международным соревнованиям, Олимпийским и обеспечение спортивных делегаций Федерации в спортивных мероприятиях;[18]