Файл: Финансовое обеспечение в спортивной индустрии (Теоретические аспекты финансового обеспечения в спортивной индустрии).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
2) спортивных сборных Российской Федерации -инвалидов, в числе финансирование подготовки к спортивным соревнованиям международным спортивным , Паралимпийским играм, играм, Всемирным олимпийским играм участия в соревнованиях;[19]
3) организация проведение межрегиональных всероссийских официальных мероприятий;
3.1) обеспечение для реализации ГТО;
4) участие организации межрегиональных, и международных спортивных мероприятий;
5) мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с ним членами спортивных сборных команд Российской Федерации;[20]
6) обеспечение деятельности центра спортивной , федерального центра спортивного резерва, учреждений, научных в области культуры и ;
7) обеспечение проведения исследований федерального в области культуры и , в том в области спортивных изделий;[21]
8) пропаганды физической , спорта и образа жизни;
10) подготовки граждан и призывного по военно- и служебно- видам спорта;
11) программ развития культуры и в Российской , в том строительство и объектов спорта;
12) иных мероприятий программ.[22]
2. К обязательствам субъектов Федерации относятся:
1) и осуществление программ и и межмуниципальных и проектов области спортивной ;
2) организация проведения официальных физкультурных и спортивных и межмуниципальных физкультурных мероприятий спортивных мероприятий;
3) деятельности региональных спортивной подготовки;
4) -техническое обеспечение, , научно-методическое, -биологическое и обеспечение спортивных команд субъектов ;
5) обеспечение развития культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;
6) обеспечение иных мероприятий и программ.
3. Органы государственной власти субъектов России за счет средств бюджетов субъектов России вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд России к международным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях, если в таких спортивных соревнованиях участвуют спортсмены этих субъектов России.
4. К расходным обязательствам муниципальных образований относятся:
1) обеспечение условий для развития на территориях муниципальных районов, поселений, городских округов физической культуры, школьного спорта и массового спорта;
2) организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
3) обеспечение иных мер для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта.[23]
Из всего вышесказанного следует, что финансовое обеспечение является важным элементом в спортивной индустрии. Недостаточная финансовая поддержка со стороны государства, как правило, приводит к «затуханию». Однако только государственной финансовой поддержки недостаточно, в связи с этим возникает необходимость в финансировании со стороны хозяйствующих субъектов в лице различных организаций и физических лиц.
2.1. Проблемы финансирования спортивной индустрии в России
Финансирование спорта по праву является одним из приоритетов государственной политики в России . При этом в последние годы произошла существенная трансформация всей системы экономических отношений в российском спорте. Произошел отказ от тотального бюджетного финансирования детского и юношеского спорта, спорта высших достижений, а также всей системы спортивных учреждений, стадионов, спорткомплексов и иной инфраструктуры.[24]
Финансовые расходы государства на физическую культуру и развитие спорта являются долгосрочным инвестированием в развитие человеческого капитала, средством существенного повышения качества жизни населения, механизмом оздоровления нации, а также эффективным средством борьбы против асоциальных явлений.[25]
В последние годы Россия устойчиво занимает одно из лидирующих мест по доле расходов бюджета на физическую культуру и спорт. Cогласно данным Министерства спорта РФ объем финансирования российского спорта на 2016г. увеличен на 1,6 млн. руб. от уровня 2014г.[26]
В таблице 2 представлены основные расходные обязательства РФ.
Таблица 2– Направления расходов бюджета РФ на спорт
№ |
Расходные статьи |
1 |
материально-техническое обеcпечение, (обеспечение спортивной экипировкой, финансовое, научно-методическое, медицинское и антидопинговое обеспечение спортивных делегаций Российской Федерации, спортивных сборных команд РФ) |
2 |
участие в подготовке сборных команд РФ к международным соревнованиям, Олимпийским играм и обеспечение участия спортивных делегаций РФ в международных спортивных мероприятиях |
3 |
обеспечение спортивных сборных команд РФ спортсменов-инвалидов, в том числе финансирование их подготовки к всероссийским спортивным соревнованиям и международным спортивным соревнованиям, Паралимпийcким играм, Cурдлимпийским играм, Всемирным специальным олимпийским играм и участия в таких соревнованиях |
4 |
oрганизация и проведение межрегиональных и всероссийских oфициальных физкультурных мероприятий |
5 |
участиe в организации межрегиональных, всероссийских и международных официальных спортивных мероприятий |
6 |
осуществлениe мер по предотвращению допинга в спорте |
Федеральным бюджетом на 2016г. будут профинансированы следующие крупные и важные для России спортивные мероприятия (таблица 3).
Таблица 3 – Значимые спортивные мероприятия, финансируемые из федерального бюджета в 2017г.[27]
№ |
Мероприятие |
Год проведения |
Сумма затрат, млрд. руб. |
1 |
XXI Чемпионат мира по футболу |
2018 |
87,5 |
2 |
XXIX Всемирная зимняя Универсиада |
2019 |
9,5 |
В процессе финансирования российского спорта хорошо зарекомендовали себя федеральные пpoграммы. Объем финансирования отрасли cогласно проекту программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020гг.» представлен в таблице 4.
Таблица 4– Объем финансирования программы «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2016-2020гг.»[28]
№ |
Источник финансирования |
Сумма финансирования |
1 |
Федеральный бюджет |
72 млрд. 455 млн. 770 тыс. руб. |
2 |
Бюджеты субъектов РФ |
15 млрд. 852 млн. 140 тыс. |
Проект предусматривает инвестиции федерального бюджета на реконструкцию объектов спортивной инфраструктуры Крымского федерального округа в размере 4,5 млрд.руб., при этом будет построено и введено в эксплуатацию 8 объектов спортивной инфраcтруктуры. Кроме того, сoгласно программе развития спорта в РФ на строительство и реконструкцию инфраcтруктуры федеральных спортивно-тренировочных центров для подготовки спортсменoв сборных команд будет выделено 14 млрд. 609 млн. руб.[29]
Большое внимание в современных условиях уделяется развитию детскo-юношеского спорта. Построено много спортивных площадок, что служит пробуждению и развитию интереса к спорту у молодого поколения.
Тем не менее, эффективность приоритетного финансирования спорта высших достижений часто ставится под сомнение в связи с тем, что увеличение государственного финансирования спорта не приводит сегодня ни к росту популярности массового спорта, ни к увеличению количества побед российских спортсменов на международных соревнованиях. При этом основные денежные потоки направлены на развитие спорта высших достижений, а объемы денежных средств выделяемых на развитие массового спорта снижаются.[30]
Между тем, спорт высших достижений действительно требует существенного объема финансовых вложений. Ведущим спортсменам необходимо постоянно повышать свое мастерство, ездить на сборы, использовать при подготовке дорогостоящее оборудование и экипировку. Все мероприятия, проводимые сборными командами страны, финансируются за счет средств федерального бюджета.
За последние годы значительно возросла конкуренция в международном спорте, страны - лидеры стремятся использовать весь экономический и политический потенциал для эффективного выступления своих представителей-спортсменов.[31]
Для достижения целей в спорте требуется мобилизация всего потенциала государства, а победы в спорте способствуют созданию положительного имиджа страны. Эти факторы нельзя не учитывать, они обусловливают приоритетность государственной политики в области спорта и физической культуры, акцент на достижение высоких спортивных результатов на крупнейших международных спортивных соревнованиях и успешное их проведение в РФ.[32]
Переход российских спортивных организаций на рыночные принципы функционирования в современных условиях, когда бюджетное финансирование необходимо эффективно сочетать с самофинансированием, поставил для всей системы спорта в стране несколько основополагающих проблем:
во-первых, кадровую проблему, поскольку механизм подготовки спортивных менеджеров, которые должны будут организовывать и запускать механизм финансирования спорта, находится в процессе формирования;[33]
во-вторых, проблему неэффективности менеджмента спортивных организаций. Неэффективное руководство является одной из причин банкротства спортивных клубов, отсутствует качественный конкурсный отбор руководителей, их обязательная сертификация и стандартизация должности.[34]
в-третьих, проблему падения жизненного уровня населения, не позволяющего динамично развиваться российской индустрии спорта и спортивного туризма. Такое положение отрицательно сказывается на посещении бoлельщиками спортивно-массовых мероприятий, тормозит коммерциализацию сферы спортивно-oздоровительных и образовательных услуг и т.п.
Таким образом, развитие спорта в нашей стране финансируется на достаточно высоком уровне. При этом в качестве основной проблемы финансирования российского спорта следует отметить неэффективный менеджмент спортивных организаций, влекущий за собой низкий уровень эффективности расходования бюджетных средств.
2.2. Основные направления совершенствования и перспективы развития финансового обеспечения индустрии спорта в России
Учитывая необходимость привлечения к спортивно-оздоровительной сфере дополнительных финансовых средств и развитии практики спонсорства, получившей свое распространение в странах Запада, целесообразно использование механизмов sponsor-консалтинга, ориентированных на:
- продвижение брендов и продукции через спортивные события и виды спорта;
- поиск и привлечение спортсменов для участия в рекламе и спонсорских проектах;
- разработку и реализацию программ активизации спонсорства;
- ведение рекламной кампании по уникальной методике;
- подготовку аналитических отчетов по результатам реализации спонсорских проектов.[35]
Данный механизм консалтинг-услуг на рынке спорта и оздоровления должен быть реализован совместно с PR- консалтингом, позволяет выполнять действия, которые можно увидеть на рисунке 3.[36]