Файл: Построение организационных структур (Сущность организационной структуры).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной работы является проведение анализа эффективности организационных структур.

Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. «организационная структура управления» (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий.

В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда - то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.

Под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.

С этих позиций организационная структура представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ:

а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;


б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

Между всеми названными выше составляющими ОСУ существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в ОСУ нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?


Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ

Структура организации включает в себя все средства, с помощью которых осуществляется:[1]

- Распределение различных видов деятельности между компонентами организации;

- координация деятельности этих компонентов.

Действительно, без структуры, привлеченные к работе люди, были бы просто неуправляемой толпой, или, в лучшем случае, совокупностью независимых групп, а не организацией. Структура - одна из основных характеристик организации независимо от того, будь это теннисный клуб или благотворительное общество, рабочий кооператив или транснациональная корпорация.

характеристиками структуры разделение на (отделения, и т.д.), а также и подчиненность. Но и другие (например, системы и процедуры по ), которые не быть на такой .

Проблемы могут некоторый «» оттенок: , ликвидация с передачей его в другие ; реорганизация, за слиянием компаний или муниципальных . Однако таких и кардинальных термин «» охватывает множество «земных» .

Изменение обычно медленно и , по мере как выявляются проблемы и модифицировать устройство для , чтобы с справиться. , должностные изменяются с включения обязанностей, необходимость , какую-то персонала по вопросам, рабочая для решения задач или разделение между что образовавшимися на основе и практики. образом, вы даже не за структуру организации, Вы наверняка ответственность или влиять на ряда проблем на рабочем или в тех частях , с которыми Вы .

1.1 Понятие структуры

исследование показывает, что в организации быть и скоординирована способами. Для чтобы это сделано : выбранные (то есть структура) соответствовать и условиям, в данной и ее внешнему .

Таким , то, что является для одной , может не таковым для , а также то, что для организации в году, не устраивать ее в , не говоря уже о том, что через 10 лет.


Это не , что существует и только подходящая для организации : в зависимости от условий из различных одна быть , а другая подходящей. Ни из них, по всей , не будет , эффективной, но из них будут нуждам организация , чем другие.

определил два структур : механистические и . Он считал, что в случаях будут структуры. В структурах значительно . Предполагается, что , принимая во относящуюся к информацию и , решают , как наилучшим достичь компании.

структуры любые и взаимодействие, по или по горизонтали, содействуют работы.

между и органической позволяет в его рамках разным , первая из пригодна при условиях, а - при управлении и в условиях .[2]

Согласно , организацию рассматривать как трех систем: система , структура и политическая .

Если в будет одна из структур, то в появятся проблемы, приведут к производственных организации и наверняка источником для сотрудников . Обычно не в том, «все или », «эта или другая», чаще место , когда элементы уже не годятся.

Эти представляют положения так «ситуационной организационной ». Очень принятые , эти идеи многим написанным по вопросам , целью было универсальных правильного , применимых при обстоятельствах.

теория на изучение особенностей , в которой организация самой и ее окружения - будут тип структуры, или менее для этой .

В целом, то, структуры подходящими, а - не будут, рядом факторов, как: размер , тип рынка , технология - на основана организации.

1.2 организационных и условия их

Подразделения и предприятия, определённую управления, функциональную управления. техническую, , производственную, хозяйственных и социальную управления.

управления предприятия подразделениями управления и работниками, при этом в экономические, , социальные, отношения с другом.

два типа организациями: и органический. Они на принципиально основаниях и специфические , позволяющие сферы их использования и дальнейшего .

Главные бюрократического организационных - рациональность, и иерархичность. Сам считал пунктом исключение «человека» и «», ибо состав и управленческих должны исходя из организации, а не в ней работающих. сформулированные по каждой (что делать и приемами) не места для субъективизма и подхода. В принципиальное бюрократической от исторически ей общинной, где роль партнерству и .

Второй - органический - тип управления сравнительно историю и как антипод организации, которой удовлетворять предприятия, необходимость в гибких и структурах.[3] подход представление об организации как «» и работающей с часового ; напротив, , что эта модель радикальные , обеспечивающие организации к требованиям действительности.


этой подчеркивают: вырисовывается тип организации, в импровизация выше, чем ; которая возможностями больше, чем , предпочитает новые , а не цепляться за ; которая ценит , чем успокоенность, и сомнения и , а не веру.

1

Характеристики структур

Бюрократический тип

тип

Четко иерархия

изменения (групповых или ) в зависимости от проблем

обязанностей и

Система и ценностей, в процессе и согласований

каждой на ряд процедур

подход к проблем

во

взаимоотношениях

самовыражения,

Жесткое трудовых

Временное работы за

проектными

Многообразие связей и способов их между и работниками разнообразие видов структур. Все эти сводятся к видам структур:[4]

используется в управления участками, , цехами. Не на управление предприятием, т.к. не в себя и проектные , разветвлённую связей с и потребителями.

: характерные его – углубление разделения труда, функций и подразделений . Практически не , т.к. нарушается единства , снижается исполнителей. по функциональному предусматривает специалистов профиля под отдельного .

Смешанная наиболее . При ней функциональные действуют на штаба при руководителях, им в решении управленческих . Основу структуры «шахтный» построения и управленческого по функциональным организации.

По подсистеме «иерархия» («шахта»), всю организацию донизу. работы службы управления показателями, реализацию ими целей и . Например, служб, производством, - выполнения выпуска , затрат , производительности , качества, производственных . Для оценки , осуществляющих персоналам, такие , как текучесть , дисциплина и другие. строится и материального , ориентированная всего на высоких каждой . При этом результат организации в становится как бы , ибо считается, что все в той или иной работают на его .

Многолетний использования структур показал, что они эффективны там, где управления выполнять рутинных, повторяющихся и операций при стабильности задач и :[5] посредством системы обеспечивается работа подсистемы и в целом. В то же выявились и недостатки, которых в очередь следующие: к изменениям, под воздействием и технологического ; закостенелость отношений звеньями и аппарата , обязанными следовать и процедурам; передачу и информации множества (как по , так и по горизонтали); прогресса решений.