Файл: Разработка проекта информационной системы для книжного магазина.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 636

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на растущую популярность виртуальной торговли во всем мире, для большинства людей в нашей стране интернет-магазин по-прежнему остается чем-то новым и неизвестным. Издательское дело и книжная торговля России во многом консервативны и с осторожностью относятся к внедрению новых технологий, предпочитая проверенные временем традиционные схемы взаимодействия с потребителем.

Дистанционная книжная торговля (торговля с удаленным доступом), к которой относится и виртуальная торговля, появилась, с одной стороны, из-за дефицита предложения, с другой – из-за неэффективности для издателей традиционных каналов сбыта, таких, как оптовая и розничная книготорговля. Дефицит предложения появился не вследствие недостаточного выпуска книг, а благодаря их недостаточному поступлению в регионы. Издателям также далеко не всегда удается успешно реализовать книги через оптовые базы и книжные магазины, прежде всего, из-за их ориентированности на виды литературы, популярной среди всех слоев населения, на бестселлеры и раскрученных авторов. Книги более узкой направленности, весьма востребованные, даже необходимые для определенных категорий покупателей, часто просто не доходят до них по обычным каналам.

Само понятие «удаленный доступ» связано с миром телекоммуникационных сетей и Интернета. Поэтому не удивительно, что одним из наиболее бурно развивающихся видов книжной торговли с удаленным доступом стали книжные интернет-магазины, которые имеют немало сходства с традиционной почтово-посылочной торговлей, так как большинство заказов выполняется через почту.

Целью работы является разработка проекта информационной системы книжного магазина, а также описание назначения и области применения разработанной информационной системы, таких как автоматизация оформления покупок, регистрация новых клиентов и учет платежей покупок, что делает работу сотрудника книжного магазина удобной и эффективной.

Актуальность данной темы заключается в том, что именно этапы моделирования и проектирования структуры информационной системы, являются не только первыми, но и определяющими успех разработки этапами, поскольку исправление фундаментальных ошибок в разработке информационных систем может оказаться более затратным вложением финнансовых ресурсов и человеко-часов IT-специалистов, чем исправление локальных несоответствий информационной системы бизнес-логике предприятия.


Таким образом, в результате работы будет создан проект информационной системы книжного магазина, который позволит наиболее быстро и с максимальной экономией ресурсов осуществить реализацию последующих этапов разработки информационной системы книжного магазина, включающих в себя выбор СУБД, генерацию кода, тестирование и подготовку документации для пользователей.

1. Основные понятия при проектировании ИС книжного магазина

1.1 Теоретическая основы структурного подхода в проектировании ИС

Информационная система (ИС) — система, предназначенная для хранения, поиска и обработки информации, и соответствующие организационные ресурсы (человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию [1].

Структурный подход к разработке ИС — это методологи, заключающийся в декомпозиции (разбиении) информационной системы на автоматизируемые функции: система разбивается на функциональные подсистемы, которые в свою очередь делятся на подфункции, подразделяемые на задачи и так далее. Процесс разбиения продолжается вплоть до конкретных процедур. При этом автоматизируемая система сохраняет целостное представление, в котором все составляющие компоненты взаимоувязаны. При разработке системы "снизу-вверх" от отдельных задач ко всей системе целостность теряется, возникают проблемы при информационной стыковке отдельных компонентов [2].

SADT (акроним от англ. structured analysis and design technique) — модель структурного анализа и проектирования, интегрирующая процесс моделирования, управление конфигурацией проекта, использование дополнительных языковых средств и руководство проектом со своим графическим языком. Процесс моделирования может быть разделен на несколько этапов: опрос экспертов, создание диаграмм и моделей, распространение документации, оценка адекватности моделей и принятие их для дальнейшего использования. Этот процесс хорошо отлажен, потому что при разработке проекта специалисты выполняют конкретные обязанности, а библиотекарь обеспечивает своевременный обмен информацией [3].


SADT использует два типа диаграмм: модели деятельности и модели данных. В рамках методологии используются стрелки для построения этих диаграмм. Представление SADT следующее:

Основное поле, в котором указано имя процесса или действия;

Входные данные вводятся слева и представляют собой данные или расходные материалы, необходимые для работы.

Элементы управления вводятся сверху и представляют команды или условия, которые влияют на выполнение действия.

Внизу входящие стрелки: механизмы, то есть средства, компоненты или инструменты, используемые для выполнения деятельности.

Выходные данные выходят вправо и представляют данные или продукты, произведенные действием [3].

ICAM (акроним от англ. integrated computer-aided manufacturing) — это программа ВВС США, которая разрабатывает инструменты, методы и процессы для компьютеризации промышленности, в ходе реализации которой выявилась потребность в разработке методов анализа процессов взаимодействия в производственных (промышленных) системах [4].

IDEF (ICAM Definition / Integration DEFinition) — методологии семейства ICAM для решения задач моделирования сложных систем, которая позволяет отображать и анализировать модели деятельности широкого спектра сложных систем в различных разрезах. При этом широта и глубина обследования процессов в системе определяется самим разработчиком, что позволяет не перегружать создаваемую модель излишними данными [5].

IDEF0 — это методология функционального моделирования для описания и формализации бизнес-процессов, являющаяся частью семейства языков моделирования IDEF в области разработки программного обеспечения [6].

Сущность (англ. entity) - это объект, который может быть идентифицирован неким способом, отличающим его от других объектов, например, конкретный человек, предприятие, событие и т. д. [7]

ER-модель (от англ. entity-relationship model, модель «сущность — связь») — модель данных, позволяющая описывать концептуальные схемы предметной области, которая используется при высокоуровневом (концептуальном) проектировании баз данных. С её помощью можно выделить ключевые сущности и обозначить связи, которые могут устанавливаться между этими сущностями. Во время проектирования баз данных происходит преобразование ER-модели в конкретную схему базы данных на основе выбранной модели данных [7].

CASE (англ. computer-aided software engineering) — набор инструментов и методов программной инженерии для автоматизации процессов проектирования и разработки программного обеспечения, который помогает обеспечить высокое качество программ, отсутствие ошибок и простоту в обслуживании программных продуктов [8].


AllFusion ERwin Data Modeler (ранее ERwin) — CASE-средство для проектирования и документирования баз данных, которое позволяет создавать, документировать и сопровождать базы данных, хранилища и витрины данных. Модели данных помогают визуализировать структуру данных, обеспечивая эффективный процесс организации, управления и администрирования таких аспектов деятельности предприятия, как уровень сложности данных, технологий баз данных и среды развертывания [9].

AllFusion Process Modeler — это программный продукт, разработанный компанией ltd. Logic Works. Он предназначен для поддержки процесса создания информационных систем. Относится к категории CASE средств верхнего уровня. Является достаточно развитым средством моделирования, позволяющим проводить анализ, документирование и улучшение бизнес процессов. С его помощью можно моделировать действия в процессах, определять их порядок и необходимые ресурсы. Модели AllFusion Process Modeler создают структуру, необходимую для понимания бизнес процессов, выявления управляющих событий и порядка взаимодействия элементов процесса между собой [10].

СУБД (акроним от Система управления базами данных, англ. Database Management System, сокр. DBMS) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. Это комплекс программ, позволяющих создать базу данных (БД) и манипулировать данными (вставлять, обновлять, удалять и выбирать) [11]. Система обеспечивает безопасность, надёжность хранения и целостность данных, а также предоставляет средства для администрирования БД [11].

1.2. Понятия, относящиеся к предметной области

Интернет-магазин (англ. online shop или e-shop) — сайт, торгующий товарами посредством сети Интернет. Позволяет пользователям онлайн, в своём браузере или через мобильное приложение, сформировать заказ на покупку, выбрать способ оплаты и доставки заказа, оплатить заказ. При этом продажа товаров осуществляется дистанционным способом и она накладывает ограничения на продаваемые товары. Интернет-магазины обычно позволяют покупателям использовать функции «поиска», чтобы найти конкретные модели, бренды или предметы [12].

CMS (англ. content management system, система управления контентом / система управления содержимым) — информационная система или компьютерная программа, используемая для обеспечения и организации совместного процесса создания, редактирования и управления содержимым, иначе — контентом (от англ. Content) [13].


osCommerce («Open Source Commerce») — это CMS интернет-магазинa. Он может быть установлен на любом веб-сервере с поддержкой PHP и MySQL. Это свободное программное обеспечение с GNU General Public License [14].

Организационная структура (организационная диаграмма, органиграмма) — это диаграмма, которая показывает структуру в качестве организации, и отношения и относительные ряды своих частей и позиций / рабочих мест [15].

Книжная торговля (книготорговля) — торговля книгами, а также другими непериодическими печатными изданиями (брошюрами, плакатами, нотами и т. д.). Поскольку книга является «товаром особого рода» [16], будучи одновременно частью материальной и духовной культуры, то книготорговля рассматривается не только как отрасль торговли, но и как отрасль культуры.

В основе любой информационной системы лежит база данных, разработка которой строится из следующих этапов [1]:

  1. определение с предметной областью, информация о которой будет храниться в базе, проведение предварительного анализа
  2. функциональное моделирование или проектирование информационной системы, описание требований, предъявляемых к ней. Это могут быть объекты реального мира (сущности), их связи и отношения друг с другом. Важно предусмотреть и масштабируемость базы данных, а также количество пользователей, которые будут к ней обращаться.
  3. в зависимости от требований идет подбор СУБД, в контексте СУБД описываются основные структуры-объекты, необходимые для представления данных, и которая должна давать возможность описывать правила целостности и некую бизнес-логику.
  4. реализация базы данных: создание объектов базы данных и заполнение непосредственными данными. Разработка проекта информационной системы и генерация кода
  5. тестирование корректности описанных данных и реализации правил бизнес-логики
  6. разработка документации и сопровождение. Документация позволяет пользователям общаться с базой данных, а администраторам — поддерживать её.

В рамках данной работы предполагается разработка информационной системы для книжного магазина. Чаще всего подобные организации, осуществляющие продажу книгопечатной продукции представлены рядом подразделений. Так персонал распределён по должностям в соответствии с их функциями. В частности, как и в большинстве компаний, могут включать [17]:

  • генерального директора
  • отдел бухгалтерии
  • отдел кадров
  • отдел маркетинга
  • технический отдел
  • отдел логистики
  • отдел продаж