Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (ОАО «ТДСК»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 169

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава1. Теоретические основы прибыли как источника экономического роста предприятий

1.1 Понятие и характеристика прибыли

Существует множество определений прибыли. Рассмотрим некоторые их них[3].

В постсоветской литературе лучше всего сущность прибыли определена доктором экономических наук И.А. Бланком: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом, совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Эта, внешняя, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристике, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли. Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью достижения определенного коммерческого успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорий капитала - особым фактором производства - и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала[4].

Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества.[5] За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению

1.2 Формирование, распределение и использование прибыли предприятия

Глава2. Оценка формирования, распределения и использования прибыли в ОАО «Тюменская домостроительная Компания»

2.1. Характеристика предприятия ОАО «ТДСК»

2.2. Анализ эффективности прибыли предприятия

2.3 Мероприятия по повышению прибыли предприятия

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Прибыль отчетного периода, исходя из себестоимости и цен базисного периода, можно определить с некоторой долей условности следующим образом:выручка от продажи отчетного периода в ценах базисного периода 3864326 тыс. рублей;фактически реализованная продукция, рассчитанная по базисной себестоимости (3212994*1,0593) = 3403525 тыс. рублей;коммерческие расходы базисного периода 0 тыс. рублей;управленческие расходы базисного периода 0 тыс. рублей;прибыль отчетного периода, рассчитанная по базисной себестоимости и базисным ценам (3864326–3403525–0–0) = 460801 тыс. рублей.

Таким образом, влияние сдвигов в структуре ассортимента на величину прибыли от продаж равно:

460801 – (434730*1,0593) = +292 тыс. руб.

Произведенный расчет показывает, что в составе реализованной продукции увеличился удельный вес продукции с большим уровнем доходности.

3. Влияние изменения себестоимости на прибыль можно определить, сопоставляя себестоимость реализации продукции отчетного периода с затратами базисного периода, пересчитанными на изменение объема продаж: 3481835 – (3212994*1,0593) = -78345 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции увеличилась, следовательно, прибыль от продажи продукции снизилась на ту же сумму.

4. Влияние изменения коммерческих и управленческих расходов на прибыль компании определим путем сопоставления их величины в отчетном и базисном периодах. За счет снижения размера коммерческих расходов прибыль выросла на 0 тыс. рублей (0 – 0), а за счет снижения размера управленческих расходов – на 0 тыс. рублей (0 – 0).

5. Для определения влияния цен реализации продукции, работ, услуг на изменение прибыли необходимо сопоставить объем продаж отчетного периода, выраженного в ценах отчетного и базисного периода, т.е.: 3980256 - 3864326 = +115930 тыс. руб.

В 2016 году единственный фактор негативно повлиял на величину прибыли от продаж – это рост себестоимости продукции, который произошел за счет повышения цен на сырье и материалы. Наибольшее положительное влияние оказал фактор цены реализации продукции за счет него произошло увеличение прибыли от продаж на 115930 тыс. руб.

В целом можно сделать вывод, что ОАО «Тюменская домостроительная Компания», придерживается политики роста объема продаж в сочетании с адекватной ценовой политики у предприятия имеются, резервы по снижению себестоимости продукции. В таблице 6 представлены результаты факторного анализа прибыли от продаж ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за период 2015-2017 гг.

Основным фактором повлиявшим на рост прибыли от продаж в 2017 году, как и в 2016 году является рост цен, т.е. благоприятная конъюнктура на рынке недвижимости и правильная ценовая стратегия ОАО «Тюменская домостроительная Компания». Положительным фактором послужило отставание в темпах роста себестоимости от темпов роста объема производства продукции.


Существенных изменений в структуре произведенной продукции не произошло, но те изменения, которые произошли, имели положительное влияние на прибыль от продаж.Показатели рентабельности более объективно, чем прибыль, оценивают результативность деятельности предприятия, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Таблица 6

Факторный анализ прибыли от продаж (тыс.руб)

Показатель

2016 год

2017 год

Абсолютные изменения, тыс. руб.

Относи-тельные изменения,%

Выручка от продажи това-ров, продукции, работ, услуг

3980256

6602782

2622526

165,9

Себестоимость проданных товаров, работ

3481835

5034859

1553024

144,6

Коммерческие расходы

0

0

0

0,0

Управленческие расходы

0

0

0

0,0

Прибыль от продаж

498421

1567923

1069502

314,6

Индекс изменения цен, доли

1,00

1,09

0,09

109,0

Объем реализации в сопоставимых ценах

3980256

6057598

2077342

152,2

Влияние факторов на вели-чину прибыли от продаж:

- объем продаж

+260126

- сдвиги в структуре ассортимента

+46

- изменения себестоимости

+264146

- изменения коммерческих и управленческих расходов

0

- цены реализации продукции, работ, услуг

+545184

Общие изменения прибыли от продаж

+1069502

Существенных изменений в структуре произведенной продукции не произошло, но те изменения, которые произошли, имели положительное влияние на прибыль от продаж.Показатели рентабельности более объективно, чем прибыль, оценивают результативность деятельности предприятия, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами.

Анализируя данные приложение 2 можно сделать следующие выводы:

- в 2016 г. рентабельность оборотных активов по чистой прибыли по сравнению с 2015 годом снизилась на 8,8% . На снижение эффективности использования оборотных активов повлияли следующие факторы:


а) снижение чистой прибыли на 47027 тыс. руб. привело к снижению рентабельности оборотных активов по чистой прибыли на 3,6%:

б) увеличение суммы оборотных активов на 145745 тыс. руб. привело к снижению рентабельности оборотных активов по чистой прибыли на 5,2%.

- в 2017 г. по сравнению с 2016 г. данный показатель увеличился на 1,1, в том числе за счет:

а) увеличения суммы чистой прибыли на 796516 тыс. руб. на 55,4%;

б) увеличения стоимости оборотных активов на 1677288 тыс. руб. привело к снижению рентабельности оборотных активов на 54,3%.

Контроллинг, в большинстве случаев, применяется в качестве инструмента управления затратами, который позволяет выделить зоны для развития и выработать план мероприятий по устранению данных «белых» пятен. Безусловно, каждый подход создает индивидуальную методику учета и управления издержками на предприятии. Контроллинг находит широкое применение при прогнозировании ценовых характеристик продукции и услуг, при определении нижних границ интервалов цен и тарифов, при расчете ожидаемых прибылей, налоговых платежей и создаваемых резервов. На основании данных о реальной себестоимости выпускаемой продукции ОАО «Тюменская домостроительная Компания» сможет принимать решения об изменении товарного ассортимента, снижении цены и ликвидации канала сбыта.

Таким образом, метод контролинга позволяет принимать обоснованные решения в отношении:

–     снижения издержек. Реальная картина издержек дает возможность точнее определять виды затрат, которые необходимо оптимизировать;

–    ценовой политики. Точное отнесение издержек на объекты калькуляции позволяет определить нижнюю границу цен, дальнейшее снижение которых относительно такой границы ведет к убыточности продукта;

–    товарно-ассортиментной политики. Реальная себестоимость позволяет разработать программу действий по отношению к тому или иному продукту - снять с производства, оптимизировать издержки или поддерживать на текущем уровне;

–    оценки стоимости операций.

Сегодня существует множество программных решений, поддерживающих метод АВС. Для внедрения контроллинга предлагается внедрение системы «ABIS.ABC». Программная система «ABIS.ABC» позволяет создавать прикладные АВС-системы управленческого учета затрат, расчета производительности и стоимости бизнес-процессов, себестоимости продукции (услуг) и формировать аналитическую отчетность для предприятий любого масштаба и сферы деятельности.

Оценим бюджет и сроки внедрения системы таблица 7.


Общая стоимость приобретения и внедрения программного обеспечения составит 297976 руб.

Прогноз эффекта от внедрения контроллинга возможно осуществить только экспертным путем, более точный расчет можно получить только при реализации мероприятия. Для каждого вида продукции в конфигурации могут быть заданы несколько спецификаций. Они могут представлять не только разные варианты изготовления продукции, но и быть версиями одной и той же рецептуры, позволяющими отслеживать изменения в рамках одной спецификации. Для управления спецификациями в конфигурации имеются развитые средства их просмотра и редактирования. В частности, реализован так называемый «Конструктор спецификаций», обеспечивающий быстрое и наглядное формирование новых спецификаций или их версий.

Таблица 7

Бюджет и сроки проекта внедрения ABIS.ABC – системы

Наименование этапа проекта

Сроки

Стоимость, руб.

Предварительное обследование. Формирование команды проекта.

10 дней

7756

Предварительный работы по формализации бизнес-процессов предприятия, обучение персонала

1 мес.

27700

Внедрение программного обеспечения, реализующего разработанную систему и пуско-наладочные работы.

1,5 мес.

44320

(без учета стоимости ПО и лицензий)

ИТОГО

79776

Стоимость программного обеспечения

218200

ИТОГО С УЧЕТОМ СТОИМОСТИ ПО

297976

На основе спецификаций может быть осуществлен расчет плановой себестоимости продукции. При этом пользователь может задать различные стратегии расчета для каждой составляющей себестоимости.

Расчет эффективности совместной работы аппарата управления и подразделения контроллинга по достижению поставленных перед предприятием целей представлен в таблице 8.

Таблица 8

Расчет эффекта от внедрения контроллинга

Целевой показатель

Планируемое изменение показателя, %

2018 год

Прогноз

Объем продаж,  тыс. руб.

+10

6602782

660278

Материальные затраты, тыс. руб.

–10

3176996

317700

Прибыль от продаж, тыс. руб.

-

498421

840999

В результате внедрения ОАО «Тюменская домостроительная Компания» получит дополнительную прибыль в размере 342678 тыс. руб. при затратах 298 тыс. руб. Эффект от мероприятия 342280 тыс. руб.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе выше сказанного можно сделать выводы. Под прибылью понимается результат деятельности фирмы. Для всех предприятий обязательным условием является максимизация прибыли. Предприятия, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Предприятия, выживающие в конкурентных условиях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первоначальных значений.

Прибыль - поистине уникальная экономическая категория. От степени ее познания и использования в значительной мере зависят эффективность самофинансирования, коммерческого расчета, ценообразования, а также действенность функционирования системы товарно-денежных отношений общества. За счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, финансируются мероприятия по техническому перевооружению, реконструкции и расширению предприятий.

ОАО «Тюменская домостроительная Компания» сегодня является основным застройщиком города Тюмени и осуществляет строи­тельство 14 этажных жилых домов в панельном исполнении модернизированной серий 121-14Т, 14 этажных жилых домов в кирпичном исполнении индивидуальной разработки и объектов в монолитно-каркасном исполнении.

Эффективность деятельности ОАО «Тюменская домостроительная Компания» за анализируемый период увеличивается, что является положительной тенденцией. Основными причинами увеличения показателей прибыли предприятия является увеличение доходов опережающими темпами, чем расходы предприятия.

Валовая прибыль в 2017 году по сравнению с 2016 годом увеличилась в три раза, а прибыль до налогообложения и чистая прибыль в два раза.

Наибольшую прибыль предприятию среди прочих доходов и расходов приносит прибыль от инвестиций дольщиков в размере 385915 тыс. руб.

Реализация готового жилья приносит основную массу прибыли анализируемому предприятию1670892 тыс. руб., что составляет 91% от общей прибыли предприятия до налогообложения. 7246 тыс. руб. прибыли приносит реализация собственной продукции (строительные материалы). Деятельность столовой и физкультурно-оздоровительного комплекса является не прибыльной, основная цель этих видов деятельности улучшение социальных условий труда персонала предприятия.

 В результате внедрения ОАО «Тюменская домостроительная Компания» получит дополнительную прибыль в размере 342678 тыс. руб. при затратах 298 тыс. руб. Эффект от мероприятия 342280 тыс. руб.