Файл: Предмет, метод предпринимательского права и принципы предпринимательского права).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Предмет и метод предпринимательского права
1.1. Предмет предпринимательского права
1.2. Метод предпринимательского права
1.3. Проблемы правового регулирования предпринимательского права
Глава 2. Принципы предпринимательского права
2.1. Характеристика принципов предпринимательского права
Введение
В настоящее время предпринимательская деятельность играет немаловажную роль в развитии экономики и повышении уровня благосостояния государства. Государство, в свою очередь, стремится стимулировать и поддерживать предпринимательство, в том числе разрабатывая и совершенствуя законодательную базу. Большинство операций, производимых в предпринимательской деятельности, осуществляются на основании предпринимательских договоров, которые имеют свои характерные признаки и особенности, вытекающие из нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид договоров.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности направлено как на защиту лиц, занимающихся такой деятельностью, так и на защиту прав потребителей. Научное исследование теоретических аспектов предпринимательского права должно быть направлено на совершенствование действующего законодательства в данной области.
Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы - комплексное исследование теоретических аспектов предпринимательского права.
Указанная цель обуславливает постановку и решение в ходе работы следующих задач:
- исследование предмета предпринимательского права;
- рассмотрения принципов предпринимательского права;
- изучение методов предпринимательского права.
Предмет исследования - особенности предмета, метода и принципов предпринимательского права.
В ходе работы использовались методы анализа, синтеза, обобщения и сравнения. В ходе написания работы также использовался сравнительно-правовой метод исследования.
В процессе исследования использовалась соответствующая нормативно-правовая база, регулирующая правоотношения в данной области, а также наработки ведущих ученых, проводивших исследования рассматриваемой темы.
Глава 1. Предмет и метод предпринимательского права
1.1. Предмет предпринимательского права
При исследовании любого явления первоначально необходимо обратиться к его понятию. В юридической науке данное понятие не имеет однозначного определения, так как оно не закреплено законодательно. Поэтому исследование теоретических аспектов предпринимательского права имеет высокую актуальность на сегодняшний день.
Предпринимательское право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие, отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества[1].
Понятие предпринимательской деятельности дано в абзаце 3 п.1 ст.2 Гражданского кодекса РФ[2]. Там указано, что предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Разберемся с признаками этого определения.
Во-первых, предпринимательская деятельность самостоятельна, что закрепляется в конституционном признаке на свободу экономической деятельности[3]. В предпринимательской деятельности самостоятельность проявляется во владении определенным имуществом и способностью принимать юридически значимые решения, которые потом можно реализовывать.
Во-вторых, предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Как считает Чукреев А.А., этот признак называется «рисковым характером предпринимательской деятельности», и основным риском в предпринимательской деятельности является «экономическая неэффективность предпринимателя»[4].
Третьим признаком предпринимательской деятельности является систематическое получение прибыли. Этот признак, несомненно, важен для предпринимательства, но как справедливо пишет множество ученых, в данном определении не даны другие направленности предпринимательской деятельности. Например, предпринимательская деятельность, прежде всего, необходима для удовлетворения общественных потребностей в товарах, услугах, работах и т.д.
В-четвертых, в определении указано, что прибыль предприниматель может получать от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, при этом данный список является исчерпывающим, а он не охватывает всех форм экономической деятельности. Кроме того, указанные формы свойственны как предпринимательской, так и экономической деятельности.
В-пятых, предпринимательская деятельность осуществляется лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. И тут у ученых также имеются споры с законодателем. Они считают, что если лицо не зарегистрировано как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, но осуществляют все рассмотренные нами выше признаки, то это вовсе не значит, что их деятельность не является предпринимательской. Она является таковой, но только незаконной. Поэтому предлагается, убрать этот признак из определения и вынести его отдельной статьей в обязанности предпринимателя. Теперь, когда стало ясно, что же такое предмет правового регулирования и предпринимательская деятельность, можно вернуться к предмету предпринимательского права.
Таким образом, в предмет предпринимательского права входят:
- профессиональная деятельность по производству товаров (работ, услуг) с целью извлечения прибыли;
- отношения по реализации товаров, их доставке, хранению и т. п.;
- предпринимательская деятельность организационно-имущественного характера по созданию и прекращению предприятий, управлению собственностью;
- хозяйственно-правовое регулирование предпринимательской деятельности;
- государственное воздействие на субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
1.2. Метод предпринимательского права
Метод правового регулирования, применяемый в той или иной отрасли права, представляет собой совокупность способов и приемов регулирования отношений между субъектами данной отрасли права.
Приемов регулирования общественных отношений не так много: дозволение, запрет, предписание, однако их различные сочетания в каждом конкретном случае дают именно тот метод, который наиболее эффективно воздействует на предмет правового регулирования той или иной отрасли права. Кроме того, в современных условиях вполне оправдано применение одного и того же метода правового регулирования для разных отраслей права.
Предпринимательское право имеет сложный, комплексный предмет, включающий в себя, во-первых, общественные отношения по осуществлению предпринимательской деятельности и связанные с ними некоммерческие отношения и, во-вторых, организационно-управленческие отношения в предпринимательской сфере.
Группа отношений, составляющих предмет предпринимательского права, - отношения по осуществлению предпринимательской деятельности ее субъектами. Метод правового регулирования отношений в рамках данной группы можно определить как в основном диспозитивный, но с элементами императивности.
Говоря о методе правового регулирования как о способе воздействия на регулируемые отношения, следует иметь в виду, что поскольку предмет предпринимательского права составляет не однородное отношение, а комплекс тесно связанных между собой отдельных видов общественных отношений, постольку и метод правового регулирования предпринимательского права представляет собой сочетание диспозитивных и императивных элементов.
В методе предпринимательского права сочетаются элементы дозволения, запрета и предписания. Применительно к тому или иному виду общественных отношений, входящих в предмет предпринимательского права, и с учетом содержательной стороны этих отношений будет применяться и конкретное сочетание элементов правового регулирования.
Диспозитивный метод выражается в равенстве сторон. Этому методу присущи следующие черты: юридическое равенство сторон, автономия воль сторон, имущественная самостоятельность сторон, защита прав преимущественно в судебном порядке, имущественный характер юридической ответственности[5].
Императивный метод характеризуется наличием отношений власти и подчинения.
В зависимости от применяемого метода правового регулирования субъекты предпринимательских отношений могут находиться в равноправном или подчиненном положении (горизонтальные отношения между предпринимателями и вертикальные отношения между предпринимателями и государством). Защита установленных прав и применение санкций при невыполнении обязанностей могут осуществляться разными средствами - гражданско-правовыми, административными, уголовными и в различном порядке - административном, судебном.
1.3. Проблемы правового регулирования предпринимательского права
В настоящее время предпринимательское право как комплексная отрасль российского права представляет собой совокупность несистематизированных нормативно-правовых актов, иногда и разной юридической силы. Существующий большой массив законодательства, регулирующего предпринимательские отношения, приносит трудности для предпринимателей, так как не все из них обладают специальными знаниями в области права, в этой связи им приходится обращаться к квалифицированным специалистам, чтобы те помогли им разобраться в большом объеме законодательных актов. Поэтому уже долгие годы ведутся дискуссии по поводу создания предпринимательского кодекса. Вопрос о необходимости и целесообразности подготовки и принятия Предпринимательского кодекса до сих пор не решен: одни авторы отрицательно относятся к этой идее, другие, напротив, считают принятие такого акта обязательным.
За кодификацию российского предпринимательского права выступают В.В. Лаптев и В.С. Мартемьянов. «Комплекс частных и публичных правоотношений в предпринимательской сфере определяет обязательное наличие правового регулятора»[6]. В настоящее время Гражданский кодекс РФ выполняет функции кодифицированного акта в предпринимательском праве.
В советское время были попытки разработки Предпринимательского кодекса. Так, в 1995 г. В.В. Лаптев предложил образец Предпринимательского кодекса, который включал десять разделов, где были прописаны детали, элементы, компоновка, сформулированы нормы. Об этом нововведении ученый писал в своей статье «Проблемы совершенствования предпринимательского законодательства». Однако его проект содержал нормы, которые уже имелись в Гражданском кодексе и в другом специальном законодательстве. Другими словами, В.В. Лаптев объединил нормы законов без изменения их содержания, осуществил инкорпорацию предпринимательского права путем упорядочивания и систематизации нормативных правовых актов по специальной системе в кодекс.
Главным критерием в образовании предпринимательского законодательства должна быть сфера предпринимательской деятельности, в которой содержится две группы общественных отношений: отношения между государственными органами власти и субъектами предпринимательского права (вертикальные); отношения межу субъектами предпринимательского деятельности (горизонтальные)[7].
Против кодификации предпринимательского права в России выступает Е.А. Суханов, основываясь в основном на правовых тенденциях за рубежом, а также критике опыта регионального правотворчества. В.С. Белых считает недопустимым повторение ошибок стран Запада и игнорирование российского юридического менталитета в результате принятия Торгового кодекса. С.С. Алексеев также выступает за единство гражданского законодательства с учетом современных мировых тенденций[8].
В.А. Дозорцев полагает, что предпринимательские отношения могут обусловливать специфику, разновидности внутри основных типов обязательств, но не образование новых типов обязательств. Автор выделяет, что в случае кодификации предпринимательского права, данный кодекс будет лишь включать в себя те или иные законодательные акты по определенным сферам предпринимательства, при этом не являясь по сути актом кодификации[9].
Таким образом, в настоящее время нет единого мнения о том, нужен ли в действительности Предпринимательский кодекс в РФ, одни считают, что он необходим, другие отстаивают противоположную точку зрения.
Проанализировав мнения ученых, можно сделать вывод, что нет четкого понимания каким должен быть Предпринимательский кодекс, нет четкой структуры данного кодекса. Для того, чтобы принять Предпринимательский кодекс необходима инвентаризация всего законодательства в сфере предпринимательства, которая позволила бы систематизировать все нормативно-правовые акты в области предпринимательства.