Файл: Управление процессом реализации изменений и нововведений в организации.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 269
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Разработка и планирование изменений
1.2. Жизненный цикл организации
1.3.1. Организационные подходы к изменениям
1.3.2. Социальные подходы к изменениям
1.3.3. Процессные подходы к изменениям
1.6.1. Сопротивление изменениям
1.6.2. Тактики устранения сопротивлений
Глава 2. Проведение и закрепление изменений
2.1. Основные модели управления изменениями
2.2.2. Этап осуществления изменений
2.2.4. Оценка осуществления изменений
Введение
Изменения стали неизбежной объективной реальностью. В этом факте нет ничего нового, просто теперь мы лучше понимаем происходящие процессы, и, возможно, скорость изменений по сравнению с прошлым возросла. Влияние внешней среды ускоряет рост изменений. Для того, чтобы выжить сегодня, организациям нужно быть динамичными, и в этом смысле изменения можно рассматривать как неизбежность. Если организации не сумеют адаптироваться к новым условиям, они рискуют бессмысленно тратить ресурсы на конкурентную борьбу на основе устаревших товаров/услуг и неадекватных структур/схем. Этим объясняется актуальность темы курсовой работы.
Одним из способов изучить процессы изменений может быть рассмотрение их с функциональной точки зрения. Изменения в рыночной ситуации вынуждают организации отвечать на запросы и пожелания своих потребителей.
Производственные изменения обусловливают пересмотр организациями своих бизнес-процессов. Эти изменения могут быть связаны с появлением новой технологии, позиционированием на рынке или потребительским спросом на более высокое качество товаров и услуг. Такие изменения, как правило, включают в себя перепроектирование бизнес-процессов и тотальное управление качеством.
Изменения в финансовой сфере организаций происходят под воздействием акционеров, законодательства, изменений в структуре или необходимости в более жёстком управленческом контроле.
И, наконец, изменения, которые затрагивают человеческий аспект и происходят в команде высшего руководства, стилях лидерства, демографической ситуации или требуемых навыках влекут за собой изменения в способах найма персонала, культуре и структуре организации.
Однако не всё так просто. Изменения в одном подразделении неизбежно влияют на всю организацию в целом, поэтому связи между изменениями в различных подразделениях организации необходимы.
Определив внешние силы, вынуждающие организацию осуществлять изменения, поняв реакцию организации на воздействия этих сил, можно определить выбор, который будут вынуждены совершить менеджеры, принимающие решения в процессе управления изменениями, методы инициации и поддержки управления изменениями, роль, которую выполняют системы учёта и информационные системы в формировании изменений, и значение управления организационной политикой для успеха процесса изменений.
Соответственно, целью курсовой работы является изучение процессов управления изменениями в организации и разработка предложений по проведению процесса изменений с возможностью их применения на практике.
Предметом курсовой работы являются экономические и институциональные условия, факторы, методы и технологии формирования адаптивных структур управления организационными изменениями в организации.
Курсовая работа основана на источниках, рекомендованных к изучению на курсе MBA Бизнес-школы Открытого университета Великобритании (MBA OUBS), то есть используются концепции и модели, предлагаемые современными западными теоретиками менеджмента и применяемые на практике в эффективно работающих организациях. OUBS заняла одиннадцатое место в рейтинге QS Online MBA 2017, что подтверждает качество как самого образования, так и моделей и концепций, применяемых в нём. Работы таких теоретиков менеджмента, как Ицхак Адизес, Игорь Ансофф, Энтони Гидденс, Розабет Мосс Кантер, Стивен Кови, Том Питерс и Роберт Уотерман, Майкл Хаммер и Джеймс Чампи, Уилл Хаттон и других активно используются как теоретическая основа при обучении менеджеров, так и на практике в крупных западных корпорациях, что доказывает их надёжность и необходимость. Большинство работ данных авторов были переведены на русский язык, и именно они использовались в данной работе, часть непереведённых источников доступны в электронном виде в оригинале на специализированных ресурсах типа SAGE Journals (http://journals.sagepub.com/), HOLLIS Harvard Library (https://hollis.harvard.edu/) и Oxford Handbook Online (http://www.oxfordhandbooks.com/), используемых исследователями всего мира для своих работ. Более ранние работы, в первую очередь американских авторов, использовались из The Journal of American History (https://academic.oup.com/jah), который распространяется Oxford Academic и давно доказал свою надёжность в научных кругах. Некоторые из использованных источников, такие, как работы Питера Друкера и Розабет Мосс Кантер, взяты из публикаций «Harvard Business Review» (https://hbr.org/) и «Harvard Business Review Россия» (https://hbr-russia.ru/) – ежемесячного научно-популярного журнала, посвящённого различным вопросам управления бизнесом и издаваемого с 1922 года Гарвардской школой бизнеса, надёжность которого также не вызывает сомнений.
В работе использовались и российские источники, такие, как работы Виханского, Медынского, Телемтаева и других, рекомендованные в качестве учебной литературы в российских вузах. Кроме того, использовались статьи из специализированных периодический изданий, таких, как Вестники Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, журналов «Экономические науки», «Экономика. Налоги. Право» и других, рекомендованных ВАК, расположенные в оцифрованном виде на сайте КиберЛенинка (https://cyberleninka.ru/) – научной электронной библиотеки, построенной на парадигме открытой науки. Некоторые статьи опубликованы в электронном виде на сайте eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/) – крупнейшем российском информационно-аналитический портале в области науки, технологии, медицины и образования, содержащем рефераты и полные тексты более 26 млн научных статей и публикаций. Таким образом, источники, применяемые в данной курсовой работе, надёжны и достоверны.
Структура работы несколько отличается от классического плана курсовой работы, представляя собой не классическую триаду «теория – практика – рекомендации», а скорее руководство к действию практикующего менеджера с теоретическим обоснованием проблем, возникающих в процессе изменения, приложением современных теоретических концепций и моделей и практическими реализациями по их использованию согласно рекомендациям MBA OUBS, то есть данная работа будет иметь практическую ценность в любой организации, планирующей и проводящей изменения.
В результате данной работы будут рассмотрены теоретические аспекты и получена практическая возможность:
- определять наиболее типичные внешние силы, вынуждающие организации осуществлять изменения;
- распознавать признаки необходимости осуществлять изменения в организациях;
- объяснять значение распознавания и учёта различных интерпретаций происходящих событий;
- рассматривать ситуации изменений с различных точек зрения;
- выбирать наиболее подходящий метод осуществления изменений, обеспечивающий достижение поставленных целей;
- осуществлять обоснованный выбор методов активизации поддержки изменений в организации и их закрепления.
Глава 1. Разработка и планирование изменений
В современной теории менеджмента существует большое количество различных подходов, моделей и концепций по вопросу управления процессом реализации изменений и нововведений в организации. Каждый из таких подходов основан на собственном наборе предположений, которые будут оказывать влияние на выбранную стратегию, план и ход. Универсальной модели управления изменениями не существует, и в данной работе предлагается один из подходов, содержащий следующие этапы:
- нужно понять, что же такое изменения и что они дают организации;
- определить, на каком этапе развития она находится;
- разобраться с существующими подходами к изменениям и попытаться понять, какой из них будет более предпочтителен;
- понять, насколько вообще необходимы изменения на данном этапе и по каким причинам, проведя при этом анализ поля сил, определив заинтересованные стороны и разобравшись с внешними и внутренними факторами, влияющими за изменения;
- попытаться предсказать и минимизировать сопротивление планируемым изменениям;
- определиться со стратегией организации и на основе неё разработать план изменений, донеся его основные положения до персонала, после чего можно приступать к самому процессу проведения изменений.
1.1. Инновации и изменения
Вновь созданная реальность требует осознания того, что в окружающем мире больше нет ничего постоянного, и создания абсолютно новых подходов в формировании навыков выживания. Умение вовремя и нужным образом трансформироваться, изменяться становится одним из ключевых факторов успеха современной организации. [7, с. 3]
Изменения (нововведения) – это процесс обновления (преобразования) организации, основанный на внедрении инноваций в организационные процессы. [19, с. 13]
Причинами непрерывных изменений в современных организациях являются сложное взаимодействие технологических, экономических, политических и социальных факторов, многие из которых часто обобщаются термином «глобализация». Термин «глобализация», используемый для описания как самих изменений, воздействующих на организацию, так и порождающих их причин, означает масштаб распространения единообразной массовой культуры (в частности, массовых брендов и товаров/услуг). Глобализация как процесс отражает возникновение сложных межрегиональных сетей в системе взаимодействия и обмена. Результат глобализации – рост конкуренции, усложнение внешней среды, нестабильность рынков и потребителей, растущая власть многонациональных корпораций, рост международных слияний, поглощений и альянсов. [12]
Актуальность изменений обусловлена необходимостью адаптации организации к требованиям рынка, новыми знаниям и технологиями. [6, с. 47] Технологический прогресс неразрывно связан с зарождением глобализации, поскольку позволяет осуществлять коммуникации в масштабах и со скоростью, которые были невозможны в прошлом. Развитие технологий само по себе является мощным фактором изменений, поскольку оно способствует появлению новых методов работы, новых источников конкурентных преимуществ и высокого качества обслуживания для всех организаций. Влияние новых технологий заключается в следующем: [33, с. 11-13]
- интернет как символ передовой технологии, который трансформировал процесс работы в организациях и затронул конкурентную структуру секторов рынка;
- «изменение парадигмы» в структуре институтов (от иерархической системы разделения труда к децентрализованной и индивидуально управляемой сети предприятий);
- движение от мира «должностей» к «миру работы», к «изменчивым рабочим возможностям», исчезновение понятий «должность» и «карьера», рост «ситуационной» рабочей силы;
- сокращение жизненного цикла товаров и услуг, снижение эффективности патентов в защите новых технологий, развитие новых производственных процессов, кастомизация товаров массового спроса.
Но не только технологии являются серьёзным фактором изменений и движения в направлении глобализации. Благодаря возникновению рыночного принципа, который описал в своей работе Хаттон [38], как наиболее мощной экономической силы во всём мире, экономические реформы последнего времени привели к беспрецедентной торговой и финансовой либерализации. Власть рынка (распространение рыночного принципа) подразумевает, что рынок – это всеобъемлющий механизм, включающий решение экономических проблем, распространение приватизации, недоверие к государственному вмешательству, дерегулирование, гибкие цены, институт частной собственности, торговую и финансовую либерализацию, развитие современной мировой торговой системы. Многие организации теперь вынуждены сталкиваться с потенциально глобальным рынком и одновременно с конкуренцией со стороны иностранных фирм на собственных внутренних рынках, что неизбежно подталкивает их к изменениям. [38]
В связи с этой необходимостью постоянных изменений и адаптации организации к внешней среде часто используется термин «инновация», который более точно описывает суть процесса изменения. По мнению Шумпетера, это новая комбинация производственных факторов, мотивированная предпринимательским духом. Под инновациями подразумеваются реальные, осязаемые и работающие изменения, а не бесплотные изобретения, которые нельзя воплотить в жизнь. [41] Инновация – это оптимальное изменение внутри организации в ответ на происходящее или ожидаемое изменение внешней или внутренней организационной среды.
Однако для владельцев организаций и высшего менеджмента инновации всегда имеют две стороны: [10, с. 39]
1. в инновациях заключена угроза для доходов, получаемых от продажи освоенных товаров/услуг;
2. инновации могут стать источником конкурентных преимуществ новаторских организаций и вызвать радикальные изменения, или так называемое «созидательное разрушение», в отраслевых структурах.
В этой связи организация должна проявить стратегическую гибкость –способность адекватно реагировать на разнообразные требования динамического конкурентного окружения. [3] Стратегическая гибкость всегда парадоксальна. На рисунке 1 показано, что для обеспечения стратегической гибкости требуется как стабильность, так и инновации.