Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования. Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. (Предприятие: потенциал, оценка потенциала.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Предприятие: потенциал, оценка потенциала.

Предприятие: сущность, цели

Потенциал предприятия: сущность, виды

Глава 2. Оценки потенциала и комплексные оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оценки потенциала предприятия

Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Глава 3. Применение на практике оценки потенциала и комплексной оценки эффективности.

3.1 Использование оценок потенциала предприятия

3.2 Использование комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности

3.3 Оценка эффективности финансово-хозяйственной деятельности в ОАО «ГАЗ»

3.3.1 Краткая характеристика ОАО «ГАЗ»

3.3.2 Оценка ликвидности

3.3.3 Оценки прибыльности хозяйственной деятельности

3.3.4 Оценка платежеспособности

3.3.5 Оценка рентабельности

3.3.6 Анализ кредитоспособности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

По мнению С.В.Андреева, «кадровый потенциал предприятия – это обобщающая характеристика совокупных способностей и возможностей постоянных работников предприятия, имеющих определенную квалификацию, прошедших предварительную профессиональную подготовку и обладающих специальными знаниями, трудовыми навыками и опытом работы в определенной сфере деятельности эффективно выполнять функциональные обязанности и давать определенные экономические результаты в соответствии с текущими и перспективными целями предприятия».[2]

По мнению Кибанова, есть несколько принципов, на которых должно базироваться кадровое управление:

  1. Соответствие трудового потенциала характеру, объему и сложности выполняемых трудовых функций и видов работ.
  2. Обусловленность структуры трудового потенциала матери­ально-вещественными факторами производства.
  3. Эффективное использование трудового потенциала.
  4. Создание условий для профессионально-квалификационного развития персонала, служебного продвижения и расширения профиля, умений и навыков работников.[2]

Величина трудового потенциала организации определяется по формуле[5]:

или

где Ф П – совокупный потенциальный фонд рабочего времени организации, час.;

Ф К – величина календарного фонда рабочего времени, час.;

Т НП – нерезервообразующие неявки и перерывы, час.

Ч – численность работающих, чел.;

Д – количество дней работы в периоде, дн.;

Т см – продолжительность рабочего дня, час.

Трудовой потенциал организации может быть рассчитан и по следующей формуле[7]:

где Ч р – общая численность персонала, чел.;

С р – показатель средней продолжительности трудовой деятельности работника в течение года, рассчитывается как средневзвешенная по числу работников величина с учетом отработанного ими времени (мес./чел.);

З р – показатель закрепляемости персонала.

[5]

где d з – удельный вес закрепившихся работников, %;

л – длительность периода трудовой деятельности работника, принятого, но не закрепившегося в организации;

К к - показатель квалификации работников. 

     [5]                     

где V – удельный вес квалифицированных работников в общей численности;

м – коэффициент редукции труда, принимается равным тарифному коэффициенту, отражающему квалификацию работника (сложность труда) в диапазоне от 0,1 до 6,0;

К п – показатель роста производительности труда при различной возрастной и половой структуре коллектива.


      1. Инновационный потенциал

Следующим мы рассмотрим инновационный потенциал предприятия. Это система из капитала, инноваций (собственных и заемных), проектов, взаимодействие которых направлено на эффективное развитие техники и технологии производственной системы. Основная задача инновационного потенциала – формирование структуры инноваций, достаточной для обеспечения целенаправленного роста капитала. [6, c.4]

Можно выделить следующие группы инноваций:

  • Технологические (создание и освоение новой продукции, технологий)
  • Производственные (расширение мощностей, диверсификация производства, совершенствование структуры)
  • Экономические (изменение методов и способов планирования и стимулирования, разработка нового механизма хоздеятельности.
  • Торговые (изменения в коммерческой деятельности)
  • Социальные (улучшения условий труда, психологического климата на предприятии)
  • Инновации в области управления (улучшение стиля и методов принятия решений) [6, c.5]

Не обходится и без факторов успеха инновационной деятельности:

  • Стратегический подход на основе политики предприятия
  • Человеческий фактор
  • Профессиональные приемы управления на основе разнообразных методов, таких как: метод оценки проектов и метод управления, на основе рисков, финансовых оценок и управления бюджетом.
  • Ориентация на будущее
  • Эффективное освоение практического опыта [6, c.13]

Чтобы диагностировать инновационный потенциал предприятия, необходимо придерживаться следующих принципов:

  • Своевременность
  • Много вариантность
  • Оптимальность
  • Реализационный принцип [6, c.19]

Для того, чтобы диагностику можно было проводить, нужно обладать некоторой информацией: Знать и понимать инновационную политику и стратегию, проводимую в прошлом и планируемую на будущее. В этом случае можно определить почему и каким образом был достигнут текущий уровень инновационного потенциала предприятия. [6, c.20]

Оценить прогрессивность технологии можно: по среднегодовой производительности труда, фондоотдаче и фондоемкости. [6, c.23]

      1. Организационный потенциал

Организационный потенциал это организационный процесс, включающий совокупность производственных ресурсов и оценку его величины. [8]

Наиболее унифицированным и универсальным измерителем элементов организационного потенциала является их цена или стоимость.


Сопф – среднегодовая балансовая стоимость основных фондов предприятия;

Змф – затраты на модернизацию основных производственных фондов.

Методика стоимостного измерения элемента – труд»

Фзп – фонд заработной платы персонала;

Змп – фонд материального поощрения;

Зо – затраты на обучение кадров;

Зпп – затраты на переподготовку кадров;

Зпк – затраты на повышение квалификации

Элемент - ''технология''

Ст – стоимость используемых производственных технологий;

Стд – стоимость действующих на предприятии технологий;

Стн – стоимость вновь освоенных технологий;

Стл – стоимость ликвидируемых технологий.

Элемент – «информация».

П – величина потенциала предприятия;

Скап – стоимость элемента «капитал»;

Стр – стоимость элемента «труд»;

Ст – стоимость элемента «технология»;

Сэр – стоимость элемента «энергетические ресурсы»;

Си – стоимость элемента «информация». [8]

      1. Финансовый потенциал

Оценивая финансовый потенциал предприятия, используются следующие критерии:

  • Объем чистой прибыли
  • Коэффициент абсолютной ликвидности (0,2 –норма)
  • Коэффициент текущей ликвидности (< 2.0 – норма)
  • Коэффициент обеспечения собственными средствами (не менее 0,1 – норма)
  • Коэффициент финансовой независимости

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) – отношение заемного капитала к собственному капиталу. Прямо пропорционален финансовому риску предприятия, отражает надежность, рейтинг и доверие к нему. [8]

Эффективность финансового рычага – показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Рекомендуемое значение ЭФР — 0,33-0,5.

Кн — коэффициент налогообложения, в виде десятичной дроби;

Рс — рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов.

Цз.к — средневзвешенная цена заемного капитала.

3.К — среднегодовая сумма заемного капитана.

С.К — среднегодовая сумма собственного капитана. [22]


Методы комплексной оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Комплексная оценка эффективности хозяйственной деятельности предприятия является важнейшим условием принятия правильных управленческих решений во всех сферах коммерческой деятельности. Выбор метода комплексной оценки зависит от ее конкретных целей, задач и объекта, доступности учетно-аналитической информации и профессионализма финансового аналитика.

Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности позволяет оценить:

  • Динамичность и устойчивость экономического роста предприятия.
  • Эффективность использования экономического потенциала
  • Положение и репутацию предприятия на рынке среди клиентов и конкурентов
  • Возможности и перспективы развития
  • Социальную значимость предприятия, а также его рейтинг среди других предприятий. [17]

Изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, как сложной системы экономических и прочих отношений, возможно при условии того, что комплексный экономический анализ имеет системный характер. [17]

Содержание комплексного анализа напрямую зависит от широты доступа пользователей к источникам информации, а качество от полноты и достоверности информации. [17]

Среди основных направлений комплексной оценки и анализа финансово-хозяйственной деятельности можно выделить следующие оценки:

  • Экономической динамики предприятия
  • Деловой активности и устойчивости экономического роста предприятия
  • Эффективности использования производственных и финансовых ресурсов предприятия
  • Рыночной позиции предприятия;
  • Деятельности предприятия с точки зрения социальной значимости;
  • Деятельности предприятия в условиях риска и инфляции;
  • Деятельности в условиях, вероятности финансовых затруднений
  • Стоимости имущества предприятия;
  • Эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.[10]

Объективная оценка деловой активности возможна лишь при проведении сравнительного анализа по критериям:

    • Динамичный рост прибыли и рентабельности
    • Широта рынков сбыта продукции
    • Выход на мировой рынок
    • Наличие продукции, поставляемой на экспорт
    • Репутация коммерческой организации
    • Уровень солидности клиентов и связей с ними. [10]

Одним из важных направлений комплексной оценки является прогнозирование деятельности предприятия, при возможности финансовых затруднений и частичной или полной потере платежеспособности предприятия. [10]


Если учитывать нефинансовые показатели при комплексной оценке – это повысит результативность. Используемые нефинансовые показатели:

    • качество и конкурентоспособность продукции
    • степень ориентации на потребителя
    • внедрение новых методов работы.

Оценка стоимости предприятия – самая точная обобщающая оценка деятельности. Она позволяет оценить и проанализировать динамику успешности бизнеса и эффективность управления. [23]

Виды методов комплексной оценки:

    • Описательные. Используются для качественной характеристики, трудно описать количественно. Недостатки: неоднозначность выводов, расплывчатость формулировок.
    • Расчетные. Опираются на измеримые показатели. [17]

Методы расчета комплексной оценки:

    • Метод сумм. Рассчитывается как взвешенная сумма результатов деятельности по сравниваемым показателям.
      Чем выше результаты работы предприятия, тем больше значение показателя комплексной оценки.
    • Метод бальной оценки. Баллы могут быть получены разными способами: либо на основе предварительных соглашений, либо на основе ранжирования значений показателей хозяйственной деятельности. Недостатки простого и наглядного метода: учитываются только места (баллы) по каждому показателю, величина отставания от предыдущего места (или от первого места) может существенно различаться и искажать оценку. [17]
    • Метод расстояний. Предприятие – точка в пространстве: координаты точки — величины исходных относительных показателей, по которым осуществляется сравнение. Тогда расстояние от точки, обозначающей данное предприятие, до точки-эталона будет характеризовать место предприятия в данной совокупности и может приниматься за величину показателя комплексной оценки. Плюсы: Метод достаточно наглядный и позволяет осуществить достаточно гибкий подход к оценке деятельности разных предприятий, данные рассматриваются как независимые, перекрывающиеся, недобирающиеся и отождествляются с независимыми координатами примерного пространства.[17]

Одним из самых распространенных методов является рейтинговая оценка. Её основная цель получение агрегированной характеристики предприятия.[17]

Рейтингование бывает внутренне, когда показатели предприятия сравнивают с заданными оптимальными и внешними, когда сравнение происходит с аналогичными показателями других предприятий, чтобы определить ранг предприятия по финансовому состоянию и его перспективам.