Файл: Основания приобретения и прекращения права собственности (Первоначальные способы приобретения права собственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 199

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Основания приобретения права собственности

1.1. Основания и способы приобретения права собственности.

1.2. Первоначальные способы приобретения права собственности

1.3. Производные основания приобретения права собственности

Глава 2. Прекращение права собственности

2.1. Основания прекращения права собственности

2.2. Отказ от права собственности

2.3. Обращение взыскания на имущество по обязательствам собственника

2.4. Прекращение права собственности лица на имущество, которое не может ему принадлежать

2.5. Отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка, на котором оно находится

2.6. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

2.7. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

2.8. Реквизиция

2.9. Конфискация

Заключение

Библиография.

27. "Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 22.01.2019).

В договор, в т.ч. и заключаемый в пользу несовершеннолетнего гражданина, допускается включать как условия о денежной выплате, так и о предоставлении нового жилья взамен.

При расчете компенсации учету подлежит не только стоимость изымаемого имущества, но и расходы на переезд и временное проживание.

Сторонам, обсуждающим договор, предоставлено 3 месяца на обсуждение условий сделки. Только по прошествии этого срока с момента вручения уведомления уполномоченный федеральный, региональный или муниципальный орган может обратиться в суд. На подачу иска раньше этого срока установлен запрет.

2.6. Выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей

В случаях, когда собственник культурных ценностей, отнесенных в соответствии с законом к особо ценным и охраняемым государством, бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения, такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов государством, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Собственник земельного участка должен быть не позднее, чем за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. Собственник земельного участка должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его целевым назначением. Однако, собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.


Плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником ему может быть предоставлен взамен участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд, другой земельный участок с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение трех лет с момента направления собственнику участка уведомления.

2.7. Выкуп домашних животных при ненадлежащем обращении с ними

В случаях, когда собственник домашних животных обращается с ними в явном противоречии с установленными на основании закона правилами и принятыми в обществе нормами гуманного отношения к животным, эти животные могут быть изъяты у собственника путем их выкупа лицом, предъявившим соответствующее требование в суд. Цена выкупа определяется соглашением сторон, а в случае спора – судом (ст. 241 ГК РФ).

Статья 241 ГК РФ имеет целью оградить животных от жестокого и иного ненадлежащего обращения с ними. Понятие домашних животных в статье не определено. Очевидно, что к ним не относятся животные, обитающие в условиях естественной свободы. Однако положения статьи могут применяться к животным, которые содержатся не только в домашних условиях, но и в искусственно созданной среде - например в зверинцах, у дрессировщиков и др.


Ненадлежащее обращение с животными должно быть очевидным и противоречить как установленным нормативными актами правилам, так и принятым в обществе нормам гуманного обращения с ними. Возможность отчуждения животного на этом основании в каждом случае устанавливает суд.

Особенностью данной статьи является то, что выкуп животного возможен по требованию любых граждан или организаций, которые намерены приобрести их для себя. Следовательно, другие лица, возмущенные поведением хозяина животного, но не намеренные его выкупить, не могут предъявить такое требование.

Принудительный выкуп осуществляется по решению суда на основании договора, заключенного между собственником животного и покупателем. В случае спора о цене она определяется судом.

2.8. Реквизиция

Реквизиция, т.е. предусмотренное законом принудительное изъятие у частного собственника его имущества по решению государственных органов в неотложных общественных интересах и с обязательной компенсацией, представляет собой традиционное для всякого правопорядка основание прекращения частной собственности граждан и юридических лиц.

Реквизиция допустима в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).

Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.

В качестве дополнительных гарантий защиты интересов собственника реквизированного имущества пункты 2 и 3 статьи 242 ГК РФ предусматривают:

во-первых, возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество;

во-вторых, возможность истребования по суду сохранившегося реквизированного имущества при отпадении обстоятельств, послуживших основанием для его реквизиции (п.п. 3 - 6 ст. 51 Земельного Кодекса).

Особенность реквизиции – она проводится в особых условиях, в отношении всех собственников определённых видов движимого и недвижимого имущества на определённой территории и регулируется в особом порядке.


Национализация – отличается от реквизиции более избирательным подходом к отчуждению имущества: осуществляется не только в чрезвычайных обстоятельствах и касается, прежде всего, определенных сфер экономики.

2.9. Конфискация

Конфискация представляет собой санкцию, примененную к частному собственнику в установленном законом порядке за совершение им правонарушения (ст. 243 ГК РФ, ст. 50 Земельного Кодекса).

Такая санкция может быть применена к частному собственнику за совершение уголовного преступления (в соответствии с правилами конкретных норм Уголовного кодекса) либо иного правонарушения (обычно - административного). Едва ли не единственный случай применения конфискационной санкции за гражданское правонарушение предусматривает правило ст. 169 ГК РФ, устанавливающей возможность безвозмездного изъятия имущества в доход государства в случае умышленного совершения сделки с целью, противной основам правопорядка и нравственности.

По общему правилу конфискация осуществляется в судебном порядке. Административный порядок конфискации может предусматриваться законом (например, при изъятии предметов контрабанды таможенными органами, незаконных орудий охоты и лова - органами охраны природы и т.д.). Однако, в этом случае изъятие может быть обжаловано в суд, даже если оно произведено на основании норм административного, а не гражданского законодательства, поскольку этим затрагивается право собственности, содержание и многие гарантии которого устанавливает именно гражданский закон.

Заключение

В настоящей работе были рассмотрены вопросы понятия и содержания права собственности, правомочия собственника, основания и способы приобретения права собственности, в частности первоначальные и производные способы приобретения права собственности. Особое место в работе уделено проблемам прекращения права собственности по воле собственника и независимо от воли собственника в свете изменения гражданского законодательства и освещения существующих противоречий в действующем на сегодняшний день законодательстве.

Подводя итог курсовой работы, сформулируем основные выводы, к которым привело проведенное исследование:

- право собственности представляет собой наиболее широкое по содержанию вещное право, так как сущность права собственности проявляется в том, что собственник может пользоваться своим имуществом в своих интересах по своему усмотрению для осуществления любой предпринимательской или иной деятельности, не запрещенной законодательством;


- право собственности совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ определенным лицам, предусматривающих объем и содержание прав собственника в отношении этого имущества и его защиту;

- все другие лица обязаны воздерживаться от посягательства на имущество собственника, а также от поведения, могущего нарушить право собственника;

- осуществление права собственности не должно нарушать прав и охраняемых законодательством интересов других лиц. При осуществлении своего права собственник обязан принимать меры, предотвращающие нанесение им ущерба здоровью граждан и окружающей среде;

- владелец вещного права использует его самостоятельно, без посредников и беспрепятственно, осуществляя распоряжение своим имуществом.

Гражданский Кодекс Российской Федерации целиком определяет все стороны права собственности: от приобретения до прекращения права собственности. Право собственности создает фундамент для правового обеспечения проводимой в Российской Федерации реконструкции экономической системы, поскольку отношения собственности представляют собой правовую основу её развития, и обеспечивает необходимые гарантии устойчивого функционирования института собственности.

Развитие законодательства о праве собственности в РФ ведется в двух направлениях. Первое характеризуется расширением круга коллективных собственников, которые в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и некоммерческих организаций пришли на смену колхозам, кооперативам, профсоюзам и общественным организациям. Основная задача цивилистики РФ в этой области — регламентация внутренних отношений собственности (внутри коллектива). И здесь перспективным является изучение английской концепции доверительного собственника, совместного владения и общего владения.

Второе направление выразилось в снятии ограничений с количества имущества, которое может находиться в собственности лиц (п. 2 ст. 213 ГК РФ). Данная мера явилась следствием неоправданных с экономической точки зрения имущественных ограничений, наложенных законодателем на граждан в советский период.

Библиография.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 17.07.2009 г.) // СЗ РФ. - 1994.

2. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании от 12.12.1993 г. // Российская газета. – 25.12.1993. – № 237.