Файл: Управление рентабельностью на предприятии (Источники резервов повышения рентабельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Рентабельность как важнейший показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия
1.2. Особенности управления и расчета рентабельности
Глава 2. Повышение уровня рентабельности предприятия
2.1. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и уровень рентабельности
Относительные показатели не так зависят от инфляции потому, что представляют собой варианты соотношения прибыли и капитала, вложенного в производство.
Одним из способов увеличения рентабельности является снижение издержек производства, изменение структуры продукции, увеличение масштабов производства.
Повышение рентабельности производства означает увеличение отдачи авансированных средств на каждый рубль, т.е. более эффективное их использование.
При анализе способов повышения рентабельности необходимо разделять то, как влияют внутренние и внешние факторы. Показатели цены продукта и ресурса, объема потребляемых ресурсов и объема производства продукции, прибыли от реализации и рентабельности (доходности) продаж находятся между собой в непосредственной функциональной связи.
Важным источником роста рентабельности стоит считать уменьшение затрат на производство и себестоимость продукции. Добиться снижения себестоимости продукции можно с помощью повышения эффективности основных фондов, роста производительности труда, экономии материальных ресурсов.
2.2. Источники резервов повышения рентабельности
Резервы повышения рентабельности, факторы, которые влияют на повышение рентабельности – это прирост прибыли, уровень использования оборотных средств и основного капитала.
Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение себестоимости товарной продукции[22].
Для расчета резервов используется формула:
В этой формуле:
РR – резерв роста рентабельности;
Rb – возможный (прогнозируемый) уровень рентабельности;
Rf – фактический уровень рентабельности;
Пф – фактическая сумма прибыли;
RП – резерв роста прибыли от реализации продукции;
VPПiв – возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;
Сiв – возможный уровень себестоимости i-х видов продукции с учетом выявленных резервов снижения;
Зf – фактическая сумма затрат по реализованной продукции.
Резерв повышения уровня рентабельности капитала можно рассчитать по формуле:
где П - сумма прибыли;
RП - резерв увеличения суммы прибыли;
КLф - фактическая среднегодовая сумма основного и оборотного капитала;
PKL - резерв сокращения суммы капитала за счет ускорения его оборачиваемости;
KLд -дополнительная сумма основного и оборотного капитала, необходимая для освоения резервов роста прибыли.
По завершению анализа должны быть разработаны мероприятия, осуществляющие освоение выявленных резервов.
Освоив резервы роста прибыли на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, возможно увеличить не только рентабельность работы предприятия, но и запас его финансовой прочности.
Если перечислить факторы, влияющие на уровень рентабельности, то можно назвать:
- повышение тарифов на автоперевозки;
- новые нормы амортизационных отчислений;
- новые нормы коэффициентов заработной платы;
- повышение заработной платы работникам[23].
Эти факторы могут вызвать некоторое снижение уровня рентабельности, поэтому, в противовес им, необходимо повысить качество и эффективность хозяйственной деятельности. Отсюда и одна из главных финансовых проблем – необходимо закрепить и повысить уровень рентабельности каждого предприятия.
Здесь нам могут придти на помощь резервы в следующих областях:
- увеличение объема реализации;
- улучшение использования материальных, трудовых и денежных ресурсов отрасли.
Для этого необходимо усовершенствовать торговый процесс и его техническое оснащение.
Расширение предприятия также сыграет свою роль. Ведь чем больше предприятие, тем лучше условия для увеличения ассортимента, механизации и автоматизации трудоемких процессов. Конечно, прежде чем увеличить масштабы, необходимо проанализировать численность покупателей. Проведение рекламных мероприятий и обслуживание населения также приветствуется.
Определяющим фактором в альтернативности поиска путей повышения рентабельности является многообразие показателей рентабельности.
Анализируя пути повышения рентабельности необходимо помнить о разделении внешних и внутренних факторов.
Для того чтобы узнать минимальный размер выручки от реализации предоставляемых услуг, необходимо рассчитать точку безубыточности (порог рентабельности). Расчет порога рентабельности производится исходя из имеющихся данных о прибылях и убытках предприятия.
Существуют различные методы анализа, направленные на получение поставленной цели.
Факторный анализ используется для оценки влияния различных факторов на рентабельность деятельности предприятия. Данный вид анализа позволяет сделать не только обоснованные выводы о динамических изменениях рентабельности, но и дать конкретные предложения о направлениях изменения структуры услуг в целях повышения эффективности деятельности предприятия.
В финансовом анализе используются различные методы:
- метод интегральной оценки;
- метод цепных подстановок;
- индексный метод.
.Подводя итог, можно отметить, что прибыль является непосредственным результатом коммерческой деятельности предприятия, но она только частично отображает эффективность предпринимательской деятельности. Рентабельность дает более точную оценку функционирования организации. Она показывает экономическую эффективность работы предприятия.
Проанализировав средние уровни рентабельности можно установить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это весьма важно в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
Получение максимальной прибыли является главной целью предприятия, но оно невозможно без эффективного управления капиталом.
Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.
Заключение
Анализ финансовых результатов характеризует результаты деятельности предприятий. Он подводит итоги их работы, которые, в свою очередь, представляют собой основу их существований и являются важными определяющими факторами прибыли и платежеспособности.
Главная цель финансового анализа - своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.
После проведения анализа финансовых результатах делается обоснованное заключение об:
- экономическом положении предприятия,
- уровне его стабильности,
- ликвидности,
- рентабельности,
- сформировать прогноз будущих финансовых результатов и общего развития деятельности.
Рентабельность можно назвать одним из важных показателей деятельности предприятия. Рентабельность - это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает расходы на производство и его эффективность.
Рентабельность и прибыль имеют тесную связь между собой. При росте рентабельности можно объективно судить об увеличении прибыли, получаемой предприятием. Можно утверждать, что при росте прибыли создаются условия для повышения рентабельности. Анализ экономических факторов, влияющих на рост прибыли и рентабельности предприятия позволяет выявить большое число тенденций развития, указать руководству предприятия способы и пути для будущего успешного развития, увидеть ошибки в хозяйственной деятельности, а также выявить источники роста прибыли, что в итоге позволит предприятию осуществлять свою деятельность эффективнее.
Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом.
Список использованной литературы
- Агиевич Т. Г., Юрова О. В. Экономика предприятия. Часть 1: учебно-практическое пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2013. – 91 с.
- Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2014. - 224 с.
- Волкова О.Н, Управленческий учет. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 583 с.
- Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - М. Бухгалтерский учет, 2013. – 354 с.
- Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М. Экономика, 2014. – 254 с.
- Илышева Н.Н., Крылов С. И. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации. - М.: Инфра-М, 2014. -240 с.
- Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2013. – 342 с.
- Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2013. – 338 с.
- Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов/ Под редакцией Н.В. Войтолоского, А.П. Калининой, И.И. Мазуровой.- СПб: Питер, 2013. – 548 с.
- Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М. Финансы и статистика, 2014. – 259 с.
- Мау А. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х – начала 60-х годов. М., 1990.
- Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. - М.: Экономика, 2000. - 878 c.
- Мудунов А.С., Цахаева К.Н. Показатели прибыли и рентабельности предприятия и их анализ // Вопросы структуризации экономики. - 2014. № 2. - С. 31-34.
- Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Академия , 2014. - 336 с.
- Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2010. – 425 с.
- Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М. Финансы и статистика, 2010 – 640 с.
- Селезнева И.Н. Финансовый анализ. – М., 2012. – 367 с.
- Фаттахова Г.Я. Рентабельность как показатель хозяйственной деятельности в условиях регулируемой экономики // Вестник СамГУ – 2014. - №9 (90). – С. 101-105.
- Филиппова Т.А., Серебрякова Д.И. Пути повышения показателя рентабельности на предприятии // Наука и экономика. - 2012. - № 2. - С. 57-59.
- Шукурова М.А. Рентабельность – важнейший качественный показатель повышения эффективности производства в условиях рыночной экономики // Вестник ТГУПБП – 2014. - №2(42). – С. 55 - 64.
-
Мудунов А.С., Цахаева К.Н. Показатели прибыли и рентабельности предприятия и их анализ // Вопросы структуризации экономики. - 2014. - № 2. - С. 31-34. ↑
-
Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Проспект, 2010. – С. 18. . ↑
-
Фаттахова Г.Я. Рентабельность как показатель хозяйственной деятельности в условиях регулируемой экономики // Вестник СамГУ – 2014. - №9 (90). – С. 101. ↑
-
Мау А. В поисках планомерности: из истории развития советской экономической мысли конца 30-х – начала 60-х годов. М., 1990. С. 10. ↑
-
Мизес Л. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории. М.: Экономика, 2000. С. 321. ↑
-
Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки. – М. Финансы и статистика, 2014. – С. 59. ↑
-
Агиевич Т. Г., Юрова О. В. Экономика предприятия. Часть 1: учебно-практическое пособие / ВолгГТУ. – Волгоград, 2013. – С. 41. ↑
-
Донцова Л. В., Никифорова Н.А. Анализ бухгалтерской отчетности. - М. Бухгалтерский учет, 2013. – С. 183. ↑
-
Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2014. – С. 93. ↑
-
Илышева Н.Н., Крылов С. И. Анализ в управлении финансовым состоянием коммерческой организации. - М.: Инфра-М, 2014. – С. 190. ↑
-
Филиппова Т.А., Серебрякова Д.И. Пути повышения показателя рентабельности на предприятии // Наука и экономика. - 2012. - № 2. - С. 57-59. ↑
-
Шукурова М.А. Рентабельность – важнейший качественный показатель повышения эффективности производства в условиях рыночной экономики // Вестник ТГУПБП – 2014. - №2(42). – С. 55. ↑
-
Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов/ Под редакцией Н.В. Войтолоского, А.ПКалининой, И.И Мазуровой.- СПб: Питер, 2013. – С. 83. ↑
-
Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М. Финансы и статистика, 2010 – С. 171. ↑
-
Комплексный экономический анализ предприятия: Учебник для вузов/ Под редакцией Н.В. Войтолоского, А.ПКалининой, И.И Мазуровой.- СПб: Питер, 2013. – С. 84. ↑
-
Селезнева И.Н. Финансовый анализ. – М., 2012. – С. 144. ↑
-
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия. – М. Экономика, 2014 – С. 154. ↑
-
Шукурова М.А. Рентабельность – важнейший качественный показатель повышения эффективности производства в условиях рыночной экономики // Вестник ТГУПБП – 2014. - №2(42). – С. 56. ↑
-
9. Шукурова М.А. Рентабельность – важнейший качественный показатель повышения эффективности производства в условиях рыночной экономики // Вестник ТГУПБП – 2014. - №2(42). – С. 63. ↑
-
Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. - М.: Финансы и статистика, 2013. – С. 202. ↑
-
Фаттахова Г.Я. Рентабельность как показатель хозяйственной деятельности в условиях регулируемой экономики // Вестник СамГУ – 2014. - №9 (90). – С. 105. ↑
-
Пястолов С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - М.: Академия , 2014. – С. 188. ↑
-
Филиппова Т.А., Серебрякова Д.И. Пути повышения показателя рентабельности на предприятии // Наука и экономика. - 2012. - № 2. - С. 59. ↑