Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Коммуникативное взаимодействие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

У людей есть неоспоримое преимущество перед другими формами жизни: они могут и умеют общаться. Воспитание, учеба, работа, отношения с друзьями и семьей – все это осуществляется посредством общения.

Кто-то получает удовольствие от общения, кто-то - нет, но присутствие такого позитивного во всех смыслах процесса коммуникации неоспоримо. Общение можно назвать одной из основных форм социальной активности. В процессе общения то, что раньше было известно одному человеку, становится достоянием большого числа людей. Непосредственно в научном понимании общение можно охарактеризовать как взаимодействие людей (воздействие людей друг на друга и их реакции на это воздействие) и обмен информацией при этом взаимодействии.

Существует две группы способов, посредством которых может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальные и невербальные способы общения. Следует отметить, что вербальное общение дает меньше информации о целях, правдивости информации и других аспектах общения, в то время как по невербальному общению можно установить многие моменты, которые не принято афишировать в разговоре. Но применимы различные средства и значительные связи в зависимости от ситуации. Так, в деловом мире важно в основном вербальное общение, в связи с тем, что вряд ли руководитель будет следить за своими жестами или эмоционально реагировать на работу уборщицы или другого сотрудника. В общении с друзьями, новыми знакомыми, или родственниками невербальные проявления более важны, поскольку они дают непосредственное представление о чувствах и эмоциях собеседников

Объект исследования: Общественные отношения, обусловленные современными проблемами невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

Предмет исследования: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека

Задачи исследования:

1. Изучение литературы по теме

2. Освещение понятий, связанных с невербальными проявлениями эмоциональных состояний человека

Практическая значимость: Результаты проведенного исследования и новые теоретические подходы могут быть использованы в процессе анализа методов невербального проявления человеческих эмоций

Методологическая основа исследования: В процессе работы были использованы следующие методы: теоретического анализа, изучение материалов научных и периодических изданий по проблеме, документального анализа, наблюдений.


Структура работы целью и исследования, а необходимостью последовательного материала.

Работа состоит из введения, 2 глав, , использованной литературы и приложения.

Во обозначены актуальность, цель и работы.

В главах работы приведены данные, полученные в ходе проведенного исследования.

В представлены основные и даны рекомендации по теме исследования.

Глава 1 Невербальное общение

1.1 Значение невербального общения

Для передачи логической информации нужны хорошие слова. Непосредственные эмоции лучше передаются не вербально. По оценкам ученых 93% информации, передаваемой при эмоциональном общении, проходит по невербальным каналам коммуникации[12]. Невербальное общение трудно контролируется даже профессиональными артистами. Им необходимо войти в образ, что является сложным творческим процессом, который не всегда работает и требует практики. Поэтому невербальное общение является существенно более надежным, чем вербальное.

Человек может контролировать часть параметров невербального общения. Но никогда нельзя контролировать все параметры, так как человек может иметь в виду одновременно не более 5-7 факторов.

Невербальное общение, как правило, спонтанно и непреднамеренно. Оно дано человеку природой, как продукт многих тысячелетий естественного отбора. Поэтому невербальная коммуникация - это очень лаконично и компактно[5]. При непосредственном овладении языком невербального общения, приобретается эффективный и экономичный язык. Моргая, кивая головой, махая рукой, люди показывают свои чувства лучше и быстрее, чем можно бы сделать это словами. Чувства и эмоции можно передавать без слов. Невербальный язык используется в словесном общении.

С его помощью человек может:

подтвердить, объяснить или опровергнуть, передаваемую вербальную информацию;

поделиться информацией сознательно или бессознательно;

выражать свои эмоции и чувства;

вьюки регулируют ход разговора;

контролировать и оказывать влияние на других лиц;

восполнять недостаток слов, например, при непосредственном обучении езде на велосипеде[3].

Значение невербальной коммуникации трудно переоценить. Ученые подсчитали, что две трети всей информации, получаются людьми через невербальное общение.


Насколько велика роль невербального общения в нашей жизни, можно оценить, изучив основные функции невербального общения между людьми.

Основная функция невербальной связи - передача обширной информации.

Невербальное общение помогает узнать о темпераменте собеседника, его эмоциональном состоянии в момент общения, узнать личностные качества человека, его коммуникабельность, социальный статус.

Зная функции невербального общения, наблюдая за двумя людьми, можно легко определить их отношение друг к другу, тип и динамику отношений[1]. Невербальными общениями люди показывают, насколько комфортно они чувствуют себя в той или иной ситуации, любят ли они общаться.

Функции невербальной коммуникации являются важной частью межкультурной коммуникации. Например, если люди не знают языка друг друга, они могут общаться только через жесты, мимику, кинетику.

1.2 Невербальные коммуникации

Невербальная коммуникация охватывает все виды жестов и мимики, а также различные телесные позы, тональность голоса, физический или визуальный контакт. Средства невербального общения человека служат для передачи творческого содержания и эмоциональной информации. Невербальные компоненты языковой коммуникации могут быть первичными и вторичными (различные языки программирования, Азбука Морзе). Многие ученые считают, что через слова передается только 7% информации, 38% данных отправляется с использованием звуковых методов, которые включают в себя тон голоса, интонацию и 55% через невербальные инструменты взаимодействия, по сути с первичными неречевыми компонентами[13]. Отсюда следует, что основополагающим для общения человечества является не непосредственно устная информация, а способ ее представления.

Окружающее общество может много узнать о личности, исключительно по манере подбора одежды и разговора, жестов и т. д.

Невербальное общение, необходимое для:

  • регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;
  • обогащения смысла, передаваемого словами, направления

интерпретации вербального контекста;

  • выражения эмоций и отражения интерпретации ситуаций.

Невербальное общение включает в себя все известные жесты, мимику и телесные позы, а кроме того прическу, определенный стиль одежды и обуви, офисный интерьер, визитки, аксессуары (часы, зажигалки)[9].


Все жесты можно разделить на жесты открытости, подозрительности, конфликта или защиты, мысли и рассуждения, неуверенности и сомнения, трудности и поэтому, например, расстегивание куртки или уменьшение расстояния между партнером в разговоре является жестом открытости.

О подозрительности и скрытности свидетельствует потирание лба или подбородка, попытка прикрыть лицо руками, а особенно избегание зрительного контакта, отвод взгляда в сторону. Жесты конфликта или обороны включают скрещивание рук, сжатие в кулак пальцев. О мысли собеседника говорит щипание переносицы, наличие руки на щеке (поза "мыслитель"). Царапание указательным пальцем пространства мочки уха или бокового сегмента шеи означает, что человек сомневается в чем-то или свидетельствует о неуверенности[7]. Поцарапывание или прикосновения к носу говорят о затрудненности разговора. Если в ходе разговора один из участников опускает веки, то подобное действие сообщает о его желании быстро закончить разговор. Растяжка мочки уха напоминает, что партнер уже устал слушать, и у него тоже есть желание говорить.

К невербальным коммуникациям относятся рукопожатия, выражающие различные позиции участников общения. Захват одного из встречающихся руки таким образом, что ладонь появляется ниже ладони партнера, свидетельствует об авторитете. Взявшись повернутой вверх ладонью, говорит о покорности или подчиненности. Подчеркивает различное положение встречающихся или некую дистанцию в положении, а также выражает неуважение пожатие, сделанное прямой, не согнутой рукой. Только вытянутые кончики пальцев для рукопожатия говорят о полном неуважении к другому человеку. На доверие, искренность, эмоциональность, близость показывает рукопожатия двумя руками[2].

Также рукопожатия граждан разных государств могут отличаться. Так, например, американцы характеризуются сильным, энергичным рукопожатием. Ведь речь идет о мощности и эффективности. Люди из азиатской части континента, привыкли к мягкому и длинному рукопожатию.

Невербальная коммуникация в деловом общении играет значительную роль. Так, например, жестами неодобрения и несогласия на переговорах является снятие с костюма несуществующих волокон. С целью отсрочки принятия окончательного решения можно снять очки и надеть их или потереть глаза. Также можно выбрать невербальные действия, которые будут говорить о желании завершить встречу.

К ним относятся: подача вперед туловища, когда руки расположены на коленях или на подлокотниках[3]. Руки, поднятые за голову, показывают, что разговор собеседника пустой, неприятный и деспотичный.


Невербальный язык общения проявляется даже в том, как индивид курит. Злобный, подозрительный партнер по общению направляет выдыхаемый поток дыма вниз. О более сильной враждебности или агрессии говорит выдыхание дыма из уголков рта вниз. Также важное значение имеет интенсивность выдоха дыма. О доверии собеседника свидетельствует быстрый выдох дыма. Чем быстрее, тем увереннее человек чувствует себя. Более интенсивный поток выдыхается вниз, тем отрицательнее настроен собеседник. Амбициозность подчеркивается выдохом через ноздри дыма с поднятой вверх головой. То же самое, но со склоненной головой, сообщает, что человек очень зол[5].

Вербальное и невербальное общение в процессе коммуникативного взаимодействия воспринимается одновременно, в результате чего их следует анализировать как единое целое. Например, во время разговора с улыбчивым, красиво одетым собеседником с приятным тоном голоса, его спутница все равно, не осознавая этого, может отойти от партнера по той причине, что не нравится запах его туалетной воды. Такие невербальные действия заставят партнера думать, что у него не все в порядке, например, с внешностью. От этого понимания можно потерять уверенность в собственных силах, покраснеть и производить нелепые жесты[16]. Это показывает, что вербальные и невербальные средства коммуникации неразрывно связаны. Ведь жесты, не поддерживаемые словами не всегда осмысленны, слова при недостатке выражения лица пусты.

Наибольшую ценность в общении имеют самые трудные для самоконтроля положения тела, головы, рук и плеч. Во время беседы существуют непосредственные особенности невербального общения. О стрессе свидетельствуют поднятые плечи. После успокоения они опускаются[11]. Опущенные плечи и голова, часто указывают на открытость и создание условий для успешного решения проблем. Поднятые плечи в сочетании с опущенной головой - это признак неудовлетворенности, изоляции, страха и неуверенности.

Повышенное любопытство и интерес проявляются наклоном в сторону головы.

Многое о человеке в ходе разговора можно сказать выражением лица. Подлинная улыбка означает дружелюбие, позитивный настрой. Неудовлетворенность или изолированность выражают плотно сжатые губы. Изгиб губ, как в улыбке указывает на сомнение или сарказм.

Также важную роль в невербальном общении играют глаза. Если компаньон смотрит в пол, то этим выражается страх или желание прекратить общение, если в сторону, то это говорит о пренебрежении[8]. Подчинить волю собеседника можно с помощью длинного и смотрящего непосредственно прямо в глаза. Подъем головы в сочетании с поднятым взглядом подразумевает паузу в разговоре. Понимание выражает легкий наклон головы в сочетании с улыбкой или ритмичным кивком. Легкое движение головой назад в комплексе с хмурым лбом свидетельствует о недоразумении и необходимости повторить высказанное.