Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Проблемы охраны исключительного права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Средства индивидуализации являются до­статочно специфическими объектами, по сравнению с результатами интеллектуаль­ной деятельности, поэтому первые по своему ре­жиму лишь приравнены к последним. При этом и те, и другие имеют важную общую черту — нема­териальность. Нематериальные объекты должны обладать способностью поддаваться обособлению для возможности получения правовой охраны, од­нако из-за различия в сущности объектов, охраня­емых ч. 4 ГК РФ, правовая охрана предоставляется им по различным основаниям.

Объектом исследования является фирменное наименование как средство индивидуализации.

Целью работы является исследование гражданско-правовой защиты фирменного наименования.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать понятие фирменного наименования;
  • рассмотреть правовое регулирование охраны фирменного наименования;
  • исследовать проблемы охраны исключительного права на фирменное наименование.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Гражданско-правовая защита фирменного наименования

1.1. Понятие фирменного наименования

Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее – ГК РФ) фирменное наименование и коммерческое обозна­чение являются средствами индивидуализации юридических лиц, соотношение которых представляет как теоретический, так и прак­тический смысл. Довольно часто на практике эти понятия исполь­зуются как синонимы, но допустимо ли такое смешение?

Коммерческое обозначение как средство индивидуализации полу­чило свою законодательную регламентацию с принятием ч. 4 ГК РФ. До этого момента шли горячие дискуссии о том, нужно или нет такое средство индивидуализации и что именно оно индивидуализирует. Существуют три мнения относительно понятия «коммерческое обо­значение»: 1) общеизвестное незарегистрированное наименование; 2) средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса; 3) собирательное понятие, охватывающее группу средств индивидуализации продукции[2]. Законодатель предпочел второй под­ход, и поэтому в ст. 1538 ГК РФ было разрешено использовать ком­мерческое обозначение для индивидуализации принадлежащих ли­цам торговых, промышленных и других предприятий.


Ученые-юристы дискутируют, что же считать под торговым, про­мышленным и другими предприятиями. Д. А. Шишкин полагает, что предприятие не единственный объект, который способен инди­видуализироваться коммерческим обозначением. По его мнению, правовую охрану в режиме коммерческого обозначения должны иметь и другие используемые в предпринимательской деятельно­сти имущественные комплексы, а также широкий спектр отдельных внешних проявлений предпринимательской деятельности лица[3]. А. А. Тюлькин предлагает считать, что коммерческое обозначение индивидуализирует модель организации предпринимательской дея­тельности, основанную на определенном имущественном комплек­се, а также сам имущественный комплекс, если он является готовым результатом предпринимательской деятельности и объектом, подле­жащим предоставлению в пользование или отчуждению[4].

Интересной представляется складывающаяся судебная практика в данном вопросе. Субъекты предпринимательской деятельности, обращаясь в суд с требованием о защите права на коммерческое обо­значение, понимали под таковым средство индивидуализации своего бизнеса. Суды в свою очередь не затрагивали вопрос о том, что же индивидуализирует коммерческое обозначение, о защите которого заявлено: предприятие как деятельность (бизнес) или предприятие как недвижимость.

В постановлении от 1 октября 2014 г. № С01-850/2014 по делу № А40-146738/2013 суд по интеллектуальным правам, основыва­ясь уже на дословном толковании ст. 1538 ГК РФ, указывает, что коммерческое обозначение представляет собой средство индивиду­ализации не субъекта, а объекта гражданских прав – торгового, про­мышленного или иного предприятия. Данное правило означает, что в предмет доказывания по настоящему делу входит выяснение факта использования истцом и ответчиком для индивидуализации принад­лежащих им предприятий (в смысле ст. 132 ГК РФ[5]) тождественных (либо сходных до степени смешения) коммерческих обозначений.

С позиции дословного применения закона подход, когда коммер­ческое обозначение индивидуализирует имущественный комплекс лица, зарегистрированный в качестве предприятия, представляется верным. Стоит согласиться с мнением, что сегодня законодателем необоснованно сужена возможность применения коммерческого обозначения, и это, в свою очередь, не отвечает требованиям эконо­мического оборота[6].


Следовательно, коммерческое обозначение является самосто­ятельным средством индивидуализации, призванное, по нашему мнению, индивидуализировать имущественный комплекс, на базе которого субъект правоотношений осуществляет свою деятель­ность. Данный имущественный комплекс может быть предоставлен в пользование или отчужден. При этом имущественный комплекс не обязательно является предприятием в понимании ст. 132 ГК РФ[7], он понимается как предприятие в экономическом плане, то есть сово­купность материальных объектов, служащих для осуществления лицом своей деятельности. Остается надеяться, что законодатель от­корректирует положения ст. 1538 ГК РФ путем исключения из нее ссылки на ст. 132 ГК РФ.

Но как фирменное наименование и коммерческое обозначение соотносятся? Если понимать под фирменным наименованием обо­значение, индивидуализирующее деятельность лица, осуществля­емую на базе определенного имущественного комплекса, то по­нятно, что для потребителя вывеска, информация – все, что указывает на осуществление какой-либо деятельности конкретным лицом, является средством индивидуализации этого лица. Однако если наименование в определенных случаях может заменить ком­мерческое обозначение, то коммерческое обозначение не сможет за­менить фирменного наименования лица, поскольку цели, которые ставятся перед этими средствами индивидуализации, являются раз­личными.

Согласно ст.ст. 1538, 1541 ГК РФ[8] коммерческое обозначение мо­гут иметь коммерческие и некоммерческие организации, а также ин­дивидуальные предприниматели. В соответствии со ст.ст. 51, 54, 87, 96 ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации посредством внесения записи в ЕГРЮЛ и, как следствие, закреплению в учреди­тельных документах в отличие от коммерческого обозначения. По­лучается, что в силу особой правовой охраны прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименова­ние, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.

Если говорить еще об отличительных признаках рассматривае­мых средств индивидуализации, то стоит отметить, что в нормах за­конодательства положения о структуре и содержании коммерческого обозначения отсутствуют в отличие от фирменного наименования. В то же время закрепляется общее ограничение, относящееся к обо­им средствам, они не должны быть тождественны и похожи на другие коммерческие обозначения и фирменные наименования до степени смешения. Однако для фирменного наименования эти ограничения действуют, если юридические лица, наименования которых схо­жи, осуществляют аналогичную деятельность, а для коммерческо­го обозначения род деятельности не имеет значения. Считаем, что необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие связь коммерческого обозначения и рода деятельности, что должно способствовать уменьшению излишней перегруженности потреби­тельского сектора различными однотипными обозначениями предприятий.


Таким образом, проанализировав исследуемые понятия и их соот­ношение, можно прийти к следующим выводам. Фирменное наиме­нование представляет собой имя коммерческой организации, а ком­мерческое обозначение должно индивидуализировать деятельность любого участника гражданских отношений (кроме публично-право­вых) на базе определенного имущественного комплекса. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерче­ское обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

Поскольку фирменное наименование выполняет основную функ­цию индивидуализации в экономических правоотношениях с контр­агентами, а коммерческое обозначение – в потребительском секторе, то существующие потребности участников гражданского оборота в защите всего объема внешних проявлений, индивидуализирую­щих их деятельность, не могут быть сегодня удовлетворены зако­нодательно закрепленным понятием коммерческого обозначения как средства индивидуализации только предприятия, существующего в виде недвижимости (ст. 132 ГК РФ).

1.2. Правовое регулирование охраны фирменного наименования

Фирменное наименование, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ[9], индивидуализирует коммерческую организацию, определяется в его учредительных документах и включается в единый государствен­ный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. Каких-либо особых требований к обособле­нию фирменного наименования не предъявляется. В результате такого положения в Российской Феде­рации насчитывается огромное количество органи­заций с идентичными наименованиями. В соответ­ствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня го­сударственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ. Из содержания указан­ной нормы следует, что основанием правовой охра­ны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация, хоть это официально так и не называется. В связи с чем часть авторов считает, что исключительное право на фирменное наименование возникает с момента ре­гистрации юридического лица[10].


Согласно ст. 8 Парижской конвенции, фир­менное наименование охраняется без обязатель­ной подачи заявки или регистрации. А. П. Сергеев указывает, что это положение касается только фир­менных наименований иностранных юридических лиц. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государ­ство — участник Конвенции может вводить систе­му особой их регистрации[11]. Далее он продолжает: «право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование». Некоторые ученые также полага­ют, что возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистра­ции фирменного наименования. Сегодня п. 59 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/2921 устанавливает, что защи­те подлежит исключительное право на фирмен­ное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше при­ступило к соответствующей деятельности. То есть судебная практика стоит на той позиции, что факт регистрации будет превалирующим перед фактом использования при доказывании приори­тета прав на фирменное наименование.

Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации[12] продиктовало внесение существенных изменений в формулировку ст. 1027 ГК РФ, в частности в перечень передаваемых по договору объектов гражданских прав. Так, последний более не включает в себя фирменное наименование, выбывшее одновременно из перечня ст. 128 ГК РФ[13], то есть фактически выведенное из оборота. Помимо названных изменений, п 2 ст. 1474 ГК РФ содержит прямой запрет на распоряжение фирменным наименованием. Оценивая данное изменение в правовом регулировании договора коммерческой концессии, нельзя не отметить, что они продиктованы требованиями рыночного оборота. Концепция, согласно которой в комплекс предоставляемых по договору прав обязательно включалось право на фирменное наименование, не оправдала себя в практике формирования реальных договорных отношений. Довольно часто реальным объектом договора не могло быть полное фирменное наименование, поскольку, во-первых, последнее обязательно включает в себя организационно-правовую форму обладателя наименования, а во-вторых, отсутствовала возможность передачи данного права индивидуальному предпринимателю.

Итак, на сегодняшний день фирменное наименование не входит в перечень объектов гражданских прав, передача права на использование фирменно го наименования не допускается. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение не является фирменным наименованием, и, следовательно, оно не должно носить все признаки последнего. Наиболее же важными
отличительными признаками фирменного наименования в соответствии с пп. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ[14] являются необходимость внесения фирменного наименования в учредительные документы коммерческой организации с включением в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации и обязательное указание организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности в самом наименовании. Таким образом, законодательно подчеркнуто лишь то, что коммерческое обозначение не может быть приравнено к фирменному наименованию. Выявить же какие-либо иные внешние отличия одного средства индивидуализации от другого из анализа норм части четвертой ГК РФ не представляется возможным[15].