Файл: Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана (Проблемы охраны исключительного права).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность. Средства индивидуализации являются достаточно специфическими объектами, по сравнению с результатами интеллектуальной деятельности, поэтому первые по своему режиму лишь приравнены к последним. При этом и те, и другие имеют важную общую черту — нематериальность. Нематериальные объекты должны обладать способностью поддаваться обособлению для возможности получения правовой охраны, однако из-за различия в сущности объектов, охраняемых ч. 4 ГК РФ, правовая охрана предоставляется им по различным основаниям.
Объектом исследования является фирменное наименование как средство индивидуализации.
Целью работы является исследование гражданско-правовой защиты фирменного наименования.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
- исследовать понятие фирменного наименования;
- рассмотреть правовое регулирование охраны фирменного наименования;
- исследовать проблемы охраны исключительного права на фирменное наименование.
Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Гражданско-правовая защита фирменного наименования
1.1. Понятие фирменного наименования
Согласно ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации[1] (далее – ГК РФ) фирменное наименование и коммерческое обозначение являются средствами индивидуализации юридических лиц, соотношение которых представляет как теоретический, так и практический смысл. Довольно часто на практике эти понятия используются как синонимы, но допустимо ли такое смешение?
Коммерческое обозначение как средство индивидуализации получило свою законодательную регламентацию с принятием ч. 4 ГК РФ. До этого момента шли горячие дискуссии о том, нужно или нет такое средство индивидуализации и что именно оно индивидуализирует. Существуют три мнения относительно понятия «коммерческое обозначение»: 1) общеизвестное незарегистрированное наименование; 2) средство индивидуализации предприятия как имущественного комплекса; 3) собирательное понятие, охватывающее группу средств индивидуализации продукции[2]. Законодатель предпочел второй подход, и поэтому в ст. 1538 ГК РФ было разрешено использовать коммерческое обозначение для индивидуализации принадлежащих лицам торговых, промышленных и других предприятий.
Ученые-юристы дискутируют, что же считать под торговым, промышленным и другими предприятиями. Д. А. Шишкин полагает, что предприятие не единственный объект, который способен индивидуализироваться коммерческим обозначением. По его мнению, правовую охрану в режиме коммерческого обозначения должны иметь и другие используемые в предпринимательской деятельности имущественные комплексы, а также широкий спектр отдельных внешних проявлений предпринимательской деятельности лица[3]. А. А. Тюлькин предлагает считать, что коммерческое обозначение индивидуализирует модель организации предпринимательской деятельности, основанную на определенном имущественном комплексе, а также сам имущественный комплекс, если он является готовым результатом предпринимательской деятельности и объектом, подлежащим предоставлению в пользование или отчуждению[4].
Интересной представляется складывающаяся судебная практика в данном вопросе. Субъекты предпринимательской деятельности, обращаясь в суд с требованием о защите права на коммерческое обозначение, понимали под таковым средство индивидуализации своего бизнеса. Суды в свою очередь не затрагивали вопрос о том, что же индивидуализирует коммерческое обозначение, о защите которого заявлено: предприятие как деятельность (бизнес) или предприятие как недвижимость.
В постановлении от 1 октября 2014 г. № С01-850/2014 по делу № А40-146738/2013 суд по интеллектуальным правам, основываясь уже на дословном толковании ст. 1538 ГК РФ, указывает, что коммерческое обозначение представляет собой средство индивидуализации не субъекта, а объекта гражданских прав – торгового, промышленного или иного предприятия. Данное правило означает, что в предмет доказывания по настоящему делу входит выяснение факта использования истцом и ответчиком для индивидуализации принадлежащих им предприятий (в смысле ст. 132 ГК РФ[5]) тождественных (либо сходных до степени смешения) коммерческих обозначений.
С позиции дословного применения закона подход, когда коммерческое обозначение индивидуализирует имущественный комплекс лица, зарегистрированный в качестве предприятия, представляется верным. Стоит согласиться с мнением, что сегодня законодателем необоснованно сужена возможность применения коммерческого обозначения, и это, в свою очередь, не отвечает требованиям экономического оборота[6].
Следовательно, коммерческое обозначение является самостоятельным средством индивидуализации, призванное, по нашему мнению, индивидуализировать имущественный комплекс, на базе которого субъект правоотношений осуществляет свою деятельность. Данный имущественный комплекс может быть предоставлен в пользование или отчужден. При этом имущественный комплекс не обязательно является предприятием в понимании ст. 132 ГК РФ[7], он понимается как предприятие в экономическом плане, то есть совокупность материальных объектов, служащих для осуществления лицом своей деятельности. Остается надеяться, что законодатель откорректирует положения ст. 1538 ГК РФ путем исключения из нее ссылки на ст. 132 ГК РФ.
Но как фирменное наименование и коммерческое обозначение соотносятся? Если понимать под фирменным наименованием обозначение, индивидуализирующее деятельность лица, осуществляемую на базе определенного имущественного комплекса, то понятно, что для потребителя вывеска, информация – все, что указывает на осуществление какой-либо деятельности конкретным лицом, является средством индивидуализации этого лица. Однако если наименование в определенных случаях может заменить коммерческое обозначение, то коммерческое обозначение не сможет заменить фирменного наименования лица, поскольку цели, которые ставятся перед этими средствами индивидуализации, являются различными.
Согласно ст.ст. 1538, 1541 ГК РФ[8] коммерческое обозначение могут иметь коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели. В соответствии со ст.ст. 51, 54, 87, 96 ГК РФ, Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации посредством внесения записи в ЕГРЮЛ и, как следствие, закреплению в учредительных документах в отличие от коммерческого обозначения. Получается, что в силу особой правовой охраны прекращения действия коммерческого обозначения, включающего фирменное наименование, последнее продолжает свое действие вплоть до прекращения действия юридического лица.
Если говорить еще об отличительных признаках рассматриваемых средств индивидуализации, то стоит отметить, что в нормах законодательства положения о структуре и содержании коммерческого обозначения отсутствуют в отличие от фирменного наименования. В то же время закрепляется общее ограничение, относящееся к обоим средствам, они не должны быть тождественны и похожи на другие коммерческие обозначения и фирменные наименования до степени смешения. Однако для фирменного наименования эти ограничения действуют, если юридические лица, наименования которых схожи, осуществляют аналогичную деятельность, а для коммерческого обозначения род деятельности не имеет значения. Считаем, что необходимо внести изменения в законодательство, закрепляющие связь коммерческого обозначения и рода деятельности, что должно способствовать уменьшению излишней перегруженности потребительского сектора различными однотипными обозначениями предприятий.
Таким образом, проанализировав исследуемые понятия и их соотношение, можно прийти к следующим выводам. Фирменное наименование представляет собой имя коммерческой организации, а коммерческое обозначение должно индивидуализировать деятельность любого участника гражданских отношений (кроме публично-правовых) на базе определенного имущественного комплекса. Фирменное наименование или отдельные его элементы могут использоваться правообладателем в составе принадлежащего ему коммерческого обозначения. Фирменное наименование, включенное в коммерческое обозначение, охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.
Поскольку фирменное наименование выполняет основную функцию индивидуализации в экономических правоотношениях с контрагентами, а коммерческое обозначение – в потребительском секторе, то существующие потребности участников гражданского оборота в защите всего объема внешних проявлений, индивидуализирующих их деятельность, не могут быть сегодня удовлетворены законодательно закрепленным понятием коммерческого обозначения как средства индивидуализации только предприятия, существующего в виде недвижимости (ст. 132 ГК РФ).
1.2. Правовое регулирование охраны фирменного наименования
Фирменное наименование, согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ[9], индивидуализирует коммерческую организацию, определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) при государственной регистрации юридического лица. Каких-либо особых требований к обособлению фирменного наименования не предъявляется. В результате такого положения в Российской Федерации насчитывается огромное количество организаций с идентичными наименованиями. В соответствии с п. 2 ст. 1475 ГК РФ, исключительное право на фирменное наименование возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из ЕГРЮЛ. Из содержания указанной нормы следует, что основанием правовой охраны фирменного наименования является включение его в ЕГРЮЛ, то есть, по сути, его регистрация, хоть это официально так и не называется. В связи с чем часть авторов считает, что исключительное право на фирменное наименование возникает с момента регистрации юридического лица[10].
Согласно ст. 8 Парижской конвенции, фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации. А. П. Сергеев указывает, что это положение касается только фирменных наименований иностранных юридических лиц. В отношении же фирменных наименований национальных юридических лиц любое государство — участник Конвенции может вводить систему особой их регистрации[11]. Далее он продолжает: «право на фирму возникает у юридического лица с того момента, когда начинается ее фактическое использование». Некоторые ученые также полагают, что возникновение права на фирму не должно ставиться в зависимость от самого факта регистрации фирменного наименования. Сегодня п. 59 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 5/2921 устанавливает, что защите подлежит исключительное право на фирменное наименование юридического лица, раньше другого включенного в Реестр, вне зависимости от того, какое из юридических лиц раньше приступило к соответствующей деятельности. То есть судебная практика стоит на той позиции, что факт регистрации будет превалирующим перед фактом использования при доказывании приоритета прав на фирменное наименование.
Принятие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации[12] продиктовало внесение существенных изменений в формулировку ст. 1027 ГК РФ, в частности в перечень передаваемых по договору объектов гражданских прав. Так, последний более не включает в себя фирменное наименование, выбывшее одновременно из перечня ст. 128 ГК РФ[13], то есть фактически выведенное из оборота. Помимо названных изменений, п 2 ст. 1474 ГК РФ содержит прямой запрет на распоряжение фирменным наименованием. Оценивая данное изменение в правовом регулировании договора коммерческой концессии, нельзя не отметить, что они продиктованы требованиями рыночного оборота. Концепция, согласно которой в комплекс предоставляемых по договору прав обязательно включалось право на фирменное наименование, не оправдала себя в практике формирования реальных договорных отношений. Довольно часто реальным объектом договора не могло быть полное фирменное наименование, поскольку, во-первых, последнее обязательно включает в себя организационно-правовую форму обладателя наименования, а во-вторых, отсутствовала возможность передачи данного права индивидуальному предпринимателю.
Итак, на сегодняшний день фирменное наименование не входит в перечень объектов гражданских прав, передача права на использование фирменно го наименования не допускается. Согласно п. 1 ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение не является фирменным наименованием, и, следовательно, оно не должно носить все признаки последнего. Наиболее же важными
отличительными признаками фирменного наименования в соответствии с пп. 1, 2 ст. 1473 ГК РФ[14] являются необходимость внесения фирменного наименования в учредительные документы коммерческой организации с включением в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации и обязательное указание организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности в самом наименовании. Таким образом, законодательно подчеркнуто лишь то, что коммерческое обозначение не может быть приравнено к фирменному наименованию. Выявить же какие-либо иные внешние отличия одного средства индивидуализации от другого из анализа норм части четвертой ГК РФ не представляется возможным[15].