Файл: Роль информационного права и информационной безопасности в современном обществе (Комплексный подход к безопасности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пароль пользователя – некоторое секретное количество информации, известное только пользователю и парольной системе, которое может быть запомнено пользователем и предъявлено для прохождения процедуры аутентификации.

Учетная запись пользователя – идентификатор и пароль.

Идентификация – это присвоение пользователям идентификаторов и проверка предъявляемых идентификаторов по списку присвоенных.

Аутентификация – это проверка принадлежности пользователю предъявленного им идентификатора (подтверждение, проверка подлинности).

Авторизация — процесс предоставления определенному лицу прав на выполнение некоторых действий.

В реальном мире эта операция проводится с помощью удостоверения личности (водительские права, паспорт или даже взаимное знакомство). Интересно, что водительские права, не являющиеся цифровым удостоверением, в действительности удовлетворяют требованиям информационной безопасности, а именно позволяет осуществлять двух факторную аутентификацию. Двух-факторная аутентификации базируется, по крайней мере, на двух из следующих факторов:

· то, что вы имеете;

· то, что вы собой представляете;

· то, что вы знаете.

По мере того как цифровые формы коммуникаций, исследований, развлечений, банковской деятельности и т.д. расширяются, люди сталкиваются с множеством пользовательских идентификаторов и паролей на различных системах. Эта проблема затрагивает и организации. В компаниях используется множество компьютерных систем и приложений, каждое из которых требует свои имя пользователя и па­роль. «Сделайте так, пароль был единым!» -требуют пользователи от системных администраторов.

Термин «единый вход в систему» означает использование единых аутентификационных данных. Для этого применялись такие методы, как смарт-карты, маркеры доступа и центральные базы аутентификации (Microsoft Active Directory, Microsoft Passport, Sun One Directory). Несмотря на то, что каждая из этих систем требует не­которой работы по реализации и внесения изменений в структуру сети , они обес­печивают решение по проверке личности, упрощающее работу для всех программных и аппаратных продуктов. Для аутентификации на всех системах Microsoft и Sun или на веб-сайтах, поддерживающих Passport, можно использовать одно имя пользователя и пароль. Такие продукты, как Novell NDS и Microsoft, могут применяться для объединения множества каталогов и единого входа на раздельных системах. Единый пользовательский идентификатор и пароль облегчают работу пользователей, а также снижают риск того, что пароли станут доступны посторонним лицам, если они были записаны на бумаге легкомысленными санкционированными пользователями. Однако есть и другая сторона медали. Единый вход может снизить степень защищенности сети. Если в системе присутствует множество учетных записей с различными паролями, то, проникнув в одну из них, злоумышленник получит доступ только к тем данным, с которыми позволяет работать данная учетная запись. Другие учетные записи пользователей и ресурсы не будут доступны атакующему. Однако если у пользователя только одна учетная запись и пароль для работы со всеми ресурсами и всех привилегий, злонамеренное проникновение будет иметь гораздо более плачевные последствия.


В ранних компьютерных системах пароли не требовались. Компьютером мог пользоваться любой, кто имел к нему физический доступ. С развитием компьютерных систем люди осознали необходимость ограничить доступ определенным кругом привилегированных лиц, и была разработана система идентификации пользователи.

Часто пароли хранились в базах, данных в открытом виде. Если можно было бы открыть и прочесть файл, то можно было бы узнать пароль любого пользователя. Безопасность базы данных основывалась на контроле доступа к файлу, а также на честном слове» администраторов и пользователей. Администраторы могли изменить пароли, в их обязанности входило донесение изменений до пользователей и сообщение паролей пользователям, которые их забыли. Позже пользователям была предоставлена возможность самим менять свои пароли, а также им в принудительном порядке предлагалось периодически менять пароли. Так как вся информация в базе данных паролей хранилась в открытом виде, алгоритм аутентификации был прост: пароль вводился в консоли и просто сравнивался с набором паролей до совпадения с одним из них в базе данных.

Этот простой процесс аутентификации широко применяется в приложениях, требующих собственной системы аутентификации. При их использовании создаются и поддерживаются хранимые на этих системах файлы паролей без шифрования. Безопасность таких систем основана на защите файла с паролями. Так как пароли могут быть перехвачены программой злоумышленника, такие системы не являются хорошо защищенными.

Со временем опознавания доступности файла паролей привело к попыткам скрыть его или обеспечить, плюс высокий уровень его зашиты. В то время как файл паролей Unix etc/passwd доступен для любых пользователей, поле паролей в файле шифруется и, таким образом, является нечитабельным. Однако если очистить поле пароля (например, после загрузки с компакт-диска), можно войти в систему и без пароля. В современных системах Unix из файла etc/passwd создается теневой файл паролей (etc/shadow), доступ к которому возможен только из администраторской или корневой учетной и, что исключает или усложняет проведение некоторых атак.

В первых версиях Windows использовались легко взламываемые файлы паролей (pwd). Аналогично, в то время как в Windows NT файлы паролей не являются текстовыми, существует ряд атак, которые позволяют либо удалить диспетчер безопасности учетных записей (Security Account Manager, SAM) для последующего создание после перезагрузки нового SAM, включая базовую учетную запись администратора, либо атаковать пароли посредством, грубой силы. В более поздних Windows NT появилась утилита syskey, которая обеспечивала защиту базы данных посредством дополнительных возможностей шифрования. Однако бесплатная утилита pwdump2 может использоваться для извлечения хэшей паролей из файлов, защищенных утилитой syskey. Еще одной угрозой для систем Windows, защищенных паролями, является доступность загружаемого с гибкого диска приложения Linux, которое может подменить пароль администратора на отдельном сервере. Если хакер имеет физический доступ к компьютеру, он сможет им завладеть; это относится и к другим операционным системам, на которых могут проводиться подобные атаки.


Защита файлов базы данных учетных записей во многих операционных системах изначально была очень слаба, и до сих пор она часто оставляет желать лучшего. Администраторы могут повысить безопасность, применяя более строгие средства управления аутентификацией (файловые разрешения) для файлов баз данных.

Есть множество доступных средств, позволяющих раскрывать пароли при условии физического доступа к системе или к базе данных паролей. Каждая система должна физически защищаться, однако, там, где существует централизованная база данных учетных записей, необходимо принимать дополнительные меры. Кроме того обучение пользователей и средства контроля над учетными записями повышают надежность паролей и затрудняют задачу для злоумышленника настолько, что зас­тавят его отказаться от атаки.

2.4 Аутентификация по сертификатам

Сертификат — это набор данных, определяющих какую-либо сущность (пользователя или устройство) в привязке к открытому ключу ключевой пары открытый/секретный ключ. Обычный сертификат содержит информацию о сущности и указывает цели, с которыми может использоваться сертификат, а так­же расположение дополнительной информации о месте выпуска сертификата. Сертификат подписан цифровой подписью выпустившего его центра сертификации (СА). Инфраструктура, используемая для поддержки сертификатов в организации, называется инфраструктурой открытого ключа (Public Key Infrastructure, PKI).

Сертификат может быть сам по себе широкодоступен (передаваться по электронной почте). Открытый ключ каждого сертификата имеет связанный с ним секретный ключ, который содержится в тайне и, как правило, хранится локально самим объектом-сущностью.

Важно, что в отличие от алгоритмов с симметричным ключом, где для расшифрования и шифрования используется один и тот же ключ, в алгоритмах с открытым/секретным ключом используются два ключа: один для шифрования, а другой — для расшифровки. Если шифрование осуществляется с использованием открытого ключа, то расшифровать зашифрованный текст можно только с помощью соответствующего секретного ключа. Если шифрование осуществляется на секретном ключе, то расшифровать текст можно только с помощью соответствующего открытого ключа.

При использовании сертификатов для аутентификации секретный ключ применяется для шифрования или цифровой подписи некоторого запроса или «вопроса». Соответствующий открытый ключ (доступный в сертификате) может использоваться сервером или центральным сервером аутентификации для расшифровки запроса. Если результат соответствует ожидаемому, подлинность считается доказанной. Так как с помощью соответствующего открытого ключа можно успешно расшифровать вопрос, а секретным ключом, посредством которого был зашифрован вопрос, обладает только объект-сущность, сообщение должно исходить именно от этого объекта-сущности. Ниже приведены шаги описанного процесса аутентификации:


1. Клиент подает запрос аутентификации.

2. Сервер создаст вопрос.

3. Рабочая станция использует свой секретный ключ для шифрования вопроса.

4. Ответ возвращается серверу.

5. Так как сервер содержит копию сертификата, он может использовать открытый ключ для расшифровки ответа. Результат сравнивается с вопросом.

6. Если наблюдается совпадение, клиент успешно проходит аутентификацию. Данная концепция представлена на рис. (Приложение 4)

Здесь полезно понять, что исходный набор ключей генерируется клиентом и в центр сертификации передается только открытый ключ. СА генерирует сертификат и подписывает его с помощью секретного ключа, после чего возвращает копию сертификата пользователю и его базе данных.

SSL/TLS

SSL (англ. Secure Sockets Layer — уровень защищённых сокетов) — криптографический протокол, обеспечивающий безопасную передачу данных по сети Интернет. При его использовании создаётся защищённое соединение между клиентом и сервером. SSL изначально разработан компанией Netscape Communications. Впоследствии на основании протокола SSL 3.0 был разработан и принят стандарт RFC, получивший имя TLS.

Данная система может использоваться в электронной коммерции или в любой другой сфере, где требуется машинная аутентификация или необходимы безопасные соединения. Transport Layer Security (TLS) - это версия SSL, стандартизированная для использования в Интернете (RFC 2246). Несмотря на то, что TLS и SSL выполняют одну и ту же функцию, они не являются совместимыми: сервер, использующий SSL, не может установить защищенный сеанс с клиентом, который использует только TLS. Необходимо обеспечить совместимость приложений с SSL или TLS, прежде чем использовать одну из этих двух систем.

Хотя наиболее общая реализация SSL обеспечивает безопасное соединение и аутентификацию сервера, может быть также реализована аутентификация клиента. Клиенты должны обладать для этой цели своими собственными сертификатами, веб-сервер должен быть настроен на требование аутентификации от клиентов.

В наиболее распространенном варианте использования SSL организация полу­чает SSL-сертификат сервера из открытого центра сертификации, такого как VeriSign, и устанавливает его на свой Веб-сервер.

Процесс аутентификации состоит из следующих этапов.

1. Пользователь вводит URL сервера в браузере.

2. Запрос клиента на веб-страницу передается на сервер.

3. Сервер получает запрос и отправляет свой сертификат сервера клиенту.

4. Браузер клиента проверяет свое хранилище сертификатов на наличие сертификата от центра сертификации, выпустившего сертификат сервера.


5. Если обнаруживается сертификат СА, браузер подтверждает сертификат посредством проверки подписи на сертификате сервера с использованием открытого ключа, имеющегося в сертификате СА.

6. Если проверка завершается успешно, браузер принимает сертификат сервера и считает его действительным.

7. Генерируется симметричный ключ шифрования, происходит его шифрование клиентом с использованием открытого ключа сервера.

8. Зашифрованный ключ возвращается серверу.

9. Сервер расшифровывает ключ с помощью собственного секретного ключа сервера. Для компьютера теперь общий ключ шифрования, который может использоваться для обеспечения безопасности соединений между ними.

Существует множество потенциальных проблем, связанных с данной системой.

· Если веб-сервер не настроен соответствующим образом на требование исполь­зования SSL, сервер не аутентифицируется относительно клиента, и может быть установлено обычное незащищенное соединение. Безопасность зависит от того, укажет ли пользователь в строке URL браузера протокол https:/ вместо http:/.

· Если у клиента нет копии сертификата СА, она будет предложена ему сервером. Несмотря на то, что это обеспечивает наличие шифруемого соединения между клиентом и сервером, данный подход не обеспечивает аутентификацию сервера. Безопасность соединения здесь зависит от пользователя, который, в лучшем случае, откажется от соединения с сервером, который не идентифицирован третьей стороной.

· Процесс получения сертификата СА в хранилище браузера не является четко контролируемым. В прошлом данное обстоятельство могло потребовать уплаты денежных средств или зависело от ваших связей. Теперь же Microsoft требует, чтобы сертификаты, устанавливаемые все браузеры, были выпущены центрами сертификации, прошедшими соответствующий аудит.

· Основой является защита секретного ключа. В то время как реализации по умолчанию требуют лишь нахождения ключа в защищенной области системы, возможно, применить аппаратные системы, требующие хранения секретного ключа только на аппаратном устройстве.

· Как в случае с любой системой, базирующейся на PKI, решение о предоставлении сертификата организации для его использования на сервере этой организации зависит от политик, созданных людьми, и, таким образом, данное решит, принимается именно людьми. Поэтому могут допускаться различные ошибки Сертификат SSL, определяющий сервер как принадлежащий компании, может быть выпущен каким-либо лицом, не являющимся представителем этой компании. Кроме того, если даже истек срок действия сертификата или обнаружена другая проблема и выдан сигнал тревоги, многие пользователи просто проигнорируют это предупреждение.