Файл: Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами (Правовое положение субъектов правоотношений в сфере опеки и попечительства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Права и обязанности опекуна и попечителя во многом совпадают с правами и обязанностями родителей в отношении своих детей. Так, опекун (попечитель) обязан воспитывать ребёнка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, нравственном и духовном развитии. Опекун (попечитель) выбирает образовательное
учреждение и форму обучения ребёнка. Желательно, чтобы при этом он учитывал мнение опекаемого.

Распоряжение доходами и имуществом опекаемого ребёнка.

В том случае, если ребёнок имеет доходы, опекун или попечитель имеет право расходовать их исключительно в интересах ребёнка (ст. 37 ГК РФ). За этим следят органы опеки, с которыми опекун обязан консультироваться. Опекун не вправе производить какие-либо операции с имуществом ребёнка или давать согласие на эти операции другим лицам.

Также опекун (попечитель) и его ближайшие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением тех случаев, когда речь идёт о передаче имущества в дар последнему. Если же опекаемый ребёнок владеет значительным имуществом, органы опеки могут назначить ему не только опекуна, но и профессионального управляющего, заключив с ним при этом договор. В этом случае опекун (попечитель) сохраняет свои полномочия в отношении имущества, которое не передано в управление управляющего. То есть, если родители оставили ребёнку квартиру и магазин, управляющий заботится только о том, что происходит в магазине, в то время, как опекун следит за жилплощадью.

На основании ст. 36 ГК РФ[6] опекун (попечитель) не получает никакого вознаграждения за выполнение своих обязанностей. Однако на содержание опекаемого ребёнка ему может быть назначено ежемесячное пособие в размере, установленном в данном регионе на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.[7]

Опека прекращается по достижении опекаемым 14 лет и опекун автоматически становится попечителем. Попечительство заканчивает своё действие по достижению подопечным 18 лет, а также в случае вступления его в брак до этого срока.

Опека или попечительство могут быть прекращены вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей (т. 39 ГК РФ). Но бывает и так, что отсутствующие годами биологические родители вдруг сваливаются как снег на голову, требуя ребёнка. Разумеется, такие повороты судьбы не могут не отразиться на психике ребёнка, поэтому этим вопросом принято заниматься в суде, и, если суд признает правоту родителей, опека или попечительство прекращается с момента вступления решения суда в законную силу.


Опекун освобождается от исполнения обязанностей, а опека прекращается в случае возвращения ребёнка его родителям. Опека (попечительство) может быть прекращена, если опекун (попечитель) не в состоянии справиться со своими детьми (если ребёнок постоянно уходит из дома и склонен к бродяжничеству или у него открылись серьёзные психические нарушения) Таких детей помещают в детское воспитательное, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения.

Для отказа от опеки над несовершеннолетним должны быть очень серьёзные основания. Такими причинами могут быть серьёзная болезнь ребёнка, инвалидность или тяжёлые семейные обстоятельства опекуна.

Опека заканчивает своё действие, когда опекуна отстраняют от исполнения его обязанностей. Такое случается, когда опекун плохо исполняет свои обязанности, не заботится о подопечном, не соблюдает его интересы, не желая выполнять опекунские обязанности.

Опекун может быть отстранён от своих обязанностей, если он совершает поступки, противоречащие интересам подопечного. В таких случаях органы опеки и попечительства вправе подавать в суд на бывшего опекуна. Если речь идёт о жестоком обращении с ребёнком, угрозе его жизни и достоинства, опекун может быть привлечён к уголовной ответственности (ст. 156 УК РФ)[8].

Глава 2. Правовое положение субъектов правоотношений в сфере опеки и попечительства. Патронаж

2.1 Органы опеки и попечительства, их права и обязанности

Система органов опеки и попечительства в последние десятилетия подвергалась неоднократным изменениям. Действовавший до принятия действующего СК РФ Кодекс о браке и семье РСФСР предусматривал, что органами опеки и попечительства являются исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах, поселковых или сельских Советов народных депутатов.

При этом осуществление функций по опеке и попечительству возлагалось на отделы народного образования - в отношении несовершеннолетних лиц, на отделы здравоохранения - в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и на отделы социального обеспечения - в отношении дееспособных лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья.


После принятия части 1 ГК РФ и развития, соответствующих его положений в нормах СК РФ и ряда других законодательных актов функции опеки и попечительства были возложены на органы местного самоуправления. В настоящее время эти функции переданы с муниципального уровня на уровень исполнительной власти субъектов РФ.[9] Законодательным органам субъектов РФ, рекомендовано детально урегулировать отношения по опеке и попечительству в соответствующих законах субъектов РФ.

Таким образом, действующее законодательство допускает определенную вариативность при закреплении ответственности за осуществление функций по опеке и попечительству за тем или иным государственным органом в зависимости от региональных особенностей. Однако имевшее место прежде, сложившееся в течение десятилетий предметное распределение управленческих обязанностей в сфере опеки и попечительства в целом сохранилось. Органами опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в большинстве случаев являются органы исполнительной власти в сфере образования, а в отношении граждан, в отношении которых опека или попечительство установлены по медицинским характеристикам, - органы здравоохранения и социальной защиты.

Компетенция органов опеки и попечительства должна детально определяться в законах субъектов РФ, однако многие относящиеся к ней вопросы сформулированы в разных нормах федерального законодательства. Суммируя соответствующие положения, можно выделить основные направления деятельности, функции, права и обязанности органов опеки и попечительства.

В России органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Органы опеки и попечительства, осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве». Контроль над деятельностью органов опеки и попечительства осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Он же разрабатывает и методические материалы по вопросам деятельности органа опеки и попечительства.

В случае с опекой речь идет о детях до 14 лет, а в случае с попечительством – о подростках с 14-и летнего возраста до совершеннолетия. В сферу деятельности этих органов входит также забота об интересах совершеннолетних, но полностью недееспособных (или ограниченно (частично) дееспособных) лиц.

Главная задача органов опеки и попечительства состоит в том, чтобы обеспечить личные неимущественные и имущественные права и законные интересы малолетних, несовершеннолетних лиц, а также совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности.


Органы опеки и попечительства оказывают своим подопечным помощь:

- в получении образования;

- в получении медицинской помощи;

- в предоставлении социальных услуг.

В этой своей деятельности органы опеки и попечительства тесно сотрудничают со всеми органами исполнительной власти в рамках законодательства Российской Федерации, специализированными и общественными организациями (ст. 36 ГК РФ).

На органы опеки возложен ряд функций:

- учет имеющихся детей-сирот, а также таких детей, которые остались полностью без родительской опеки, их обнаружение;

- создание базы данных, в которой числятся будущие опекуны, попечители и/или приемные родители;

- обустройство детей-сирот в специальные заведения (детдома, интернаты и прочее) и в приемные семьи;

- защита прав несовершеннолетних;

- урегулирование конфликтных ситуаций между родителями ребенка;

- контроль за управлением собственностью и имуществом своих подопечных и некоторые другие.

Функции органов опеки и попечительства направлены, прежде всего, на заботу о сохранении жизни, здоровья лиц, подпавших под их юрисдикцию, столь же важной является защита законных прав и гражданских свобод, а также частной собственности этих лиц, защиту их от возможных злоумышленников (см приложение Б). Сфера влияния органов попечительства ограничена мерами, регламентированными для выполнения их функций, кроме того, такие органы территориально прикреплены к определенному субъекту РФ.

Исходя из выполняемых функций, у органов опеки и попечительства есть все необходимые полномочия, чей круг достаточно широк для решения практически всех проблем затрагиваемого спектра.[10]

Будучи ветвью исполнительной власти, органы опеки взаимодействуют в своей работе и с другими органами власти. Например, они могут подавать заявления в суды о признании гражданина России недееспособным (или же частично дееспособным).

Если обстоятельства, ограничивающие дееспособность указанного лица потеряли актуальность, именно органы попечительства подают заявление в суд о необходимости признания какого-либо лица полностью или частично дееспособным. Также, органы опеки заключают договора на право доверительного управления собственностью и имуществом подопечных, выдают разрешение на совершение с имуществом сделок.

Органы опеки имеют законное право на представление интересов несовершеннолетних либо лиц с ограниченной дееспособностью в случаях, когда действия опекунов противоречат либо букве закона, либо самим интересам защищаемых лиц. Основная обязанность органов опеки и попечительства – защита подопечного как в физическом, так и в социальном и имущественном смысле со всей объективностью и справедливостью..


Кроме того, в сферу полномочий этих органов входит также контроль деятельности попечителей, проверка фактических условий жизни подопечных, сохранность их здоровья, жизни и имущественных интересов. Таким образом, все органы опеки имеют право проводить инспекции и проверки, причем, не только в случае работы с частными лицами-опекунами, но и в случаях с организациями, в стены которых были помещены подопечные.[11] То есть проверка действительных условий жизни в детских домах, психлечебницах, домах престарелых и других подобных заведениях.

Широта полномочий органов опеки и попечительства обусловлена тем, что именно они устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетним или недееспособным лицом. При этом органы опеки имеют право лишать любых лиц, даже родных родителей, прав опеки, если жизни подопечного и его здоровью угрожает опасность. И именно они определяют возможность лиц стать усыновителями.

В обязанности органов опеки и попечительства входит также передача информации о подопечном при изменении им места жительства в соответствующие инстанции данного территориального субъекта России.

Широта власти органов опеки строго регламентирована соответствующими правовыми нормами Гражданского Кодекса, в рамках которого данные институты власти и осуществляют свою деятельность. Изданные органами опеки акты могут быть оспорены в суде.

Кроме того, некоторые обязанности органов опеки и попечительства определяются Налоговым кодексом РФ. В соответствии со статьей 85 НК РФ,[12] органы опеки и попечительства, воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и иные аналогичные учреждения, которые осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного, обязаны сообщать об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом малолетних, иных несовершеннолетних физических лиц, физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, а также, о последующих изменениях, связанных с указанной опекой, попечительством или управлением имуществом, в налоговые органы по месту своего нахождения не позднее десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

Установление данного правила связано с тем, что по налоговому законодательству плательщиком налога является то лицо, которое обладает объектом налогообложения (собственника имущества). Так, согласно статье 51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом недееспособным, исполняется его опекуном за счет денежных средств этого недееспособного лица. Таким образом, налоговым органам в целях взыскания причитающихся платежей необходима информация о том, кто представляет и защищает интересы того или иного физического лица - налогоплательщика. Данную информацию обязаны предоставлять органы опеки и попечительства.