Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 13
ГЛАВА 2. Предмет договора
Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается ли договор с гражданином или юридическим лицом. Процедура заключения и прекращения договора с гражданами на потребление энергии на бытовые нужды упрощена. Согласно ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Такой договор считается заключенным на неопределенный срок, если иное не предусмотрено соглашением сторон.
С учетом многочисленности потребителей энергии, длительности договорных связей и в целях обеспечения стабильности договорных отношений п. 2 названной статьи ГК РФ предусмотрено, что договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок.
Считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора.
Это правило относится как к юридическим, так и к физическим лицам, с которыми заключен договор. Оно устраняет возможную неопределенность во взаимоотношениях абонента и энергоснабжающей организации на период перезаключения договора, длящийся иногда месяцами.
В соответствии с п. 2 ст. 539 Гражданского кодекса договор энергоснабжения является вызов, если он соответствует техническим требованиям энергопринимающего устройства. Для реализации этих условий, абонент должен обратиться в энергетическую компанию о подключении к своей сети. Энергоснабжающая организация выдает технические условия, необходимые для заключения договора поставки. После выполнения технических условий энергоснабжающей компанией выдает справку о своей деятельности и акт о допуске приборов учета к расчетам. Этот сертификат абонент подает в соответствующий орган государственной власти, который проверяет на соответствие завод абонент правила установки электростанций (ПУЭ) и выдаче разрешения электроустановок в эксплуатацию. Реализация этих условий, абонент имеет право заключить договор энергоснабжения. Энергоснабжающая организация предлагает своим проектом договора.
Порядок согласования условий публичного договора регулируется ст. 445 Гражданского кодекса. В пункте 2 данной статьи предусматривает, что, если оферта (проект договора) исходит от стороны, для которой контракт и предложение имеется ответ другой стороны в виде протокола разногласий к условиям договора, направленный в течение 30 дней, ресурсоснабжающая организация должна рассмотреть разногласия в течение 30 дней.
Результаты такого рассмотрения, энергоснабжающая организация может принять договор в редакции, зафиксированной в протоколе разногласий другой стороны. В этом случае договор считается заключенным с момента получения этой стороной извещения о принятии соответствующих условий договора в его редакции. В противном случае энергоснабжающая организация вправе уведомить партии провозгласил спора условия договора, отказаться от всех или части протокол разногласий.
Уведомление об отклонении протокола разногласий либо отсутствие ответа о результатах его рассмотрения по истечении 30-дневного срока дает право стороне, заявившей о разногласиях к предложенным условиям договора, обратиться в суд для рассмотрения споров, возникающих по договору. Если в арбитражный суд в течение 30 дней с момента разногласий по условиям договора, относящимся к существенным, договор является не заключенным.
Необоснованный отказ хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, договора с потребителем судебной и арбитражной практике рассматривается как злоупотребление доминирующим положением.
Организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения и предписания антимонопольного органа о понуждении заключить договор на поставку электроэнергии по своим сетям. Организация сослалась на то, что она является собственником сетей и на основании статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации имеет право решать вопросы об их использовании конкретными потребителями.
Арбитражный суд отклонил эти доводы заявителя, основываясь на следующем. Собственник имеет право распоряжаться по усмотрению своим имуществом, если его действия не нарушают права других лиц.
Статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Правила поведения на рынке хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, определены статьей 5 Закона О конкуренции, которая запрещает им отказываться от заключения договора с отдельными покупателями (если есть возможности.
Применение статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации к взаимоотношениям сторон не противоречит антимонопольному законодательству. Поскольку представленные материалы свидетельствовали о злоупотреблении доминирующим положением со стороны заявителя, суд на основании пункта 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно отказал ему в защите.
Рассмотрим Порядок разрешения разногласий сторон, возникающих из договора энергоснабжения (так называемые преддоговорные споры), к которым относятся разногласия между сторонами по существенным условиям договора:
- о количестве поставляемой энергии и режима потребления;
- о качестве поставляемой энергии;
- о ценах (тарифах) на прилагаемой энергии и порядок ее оплаты;
- об ответственности сторон за нарушение договора;
- о размере и порядке взимания неустойки;
- на границе разделения ответственности;
- порядок, время, ограничения или прекращения подачи электроэнергии;
- порядок одностороннего расторжения договора.
Для исключения ошибок при обращении в суд, за разрешением преддоговорного спора по договору энергоснабжения, необходимо учитывать нормы закона, которые регулируют порядок заключения договора этого вида.
При необоснованном отклонении энергоснабжающей организации от заключения договора применяются положения, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ, т.е. договор, может быть заключен в принудительном порядке по решению суда. Кроме того, абонент вправе потребовать взыскание убытков, вызванных уклонением от заключения договора.
Особенности энергия как объект договора энергоснабжения определяет своеобразие его принятия номер абонента. Конечно, в этом случае возможность приема энергии, как простой товар, т.е., при визуальном осмотре, считая единиц товара, и т.д. Существует сильная связь между производством энергии в ее потребления в данный момент времени, что позволяет говорить о непрерывности технологического процесса производства и потребления энергии. Таким образом, количество фактически принятых энергии определяется показателями приборов учета. Это обстоятельство имеет особое значение в связи с тем, что споры между энергоснабжающей организацией и абонентом по количеству отпущенной энергии, как правило, возникает в виде сложной точности замеров. Порядок определения количества поданных энергии и оспаривать точность показаний приборов учета, в сущности, особой формой принятия энергии в количестве. Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество энергии, определенное договором.
Поставляемые энергоснабжающей организации абонента, энергия ее качество должны соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Параметры для определения качества электрической энергии, напряжения и частоты. Качество тепловой энергии характеризуется температуры и давления пара, температуры горячей воды.
Значение напряжения определяется сторонами при заключении договора энергоснабжения. Предоставление стороны имеет право определить в уговоре необходимые напряжения в связи с тем, что электрическое оборудование различных потребителей, предназначенные для работы с определенным напряжением. Поэтому, при выборе напряжения-участники должны исходить из технических характеристик управления энергоснабжением покупателей и режима его эксплуатации.
Еще один параметр качества электроэнергии - частоту тока определяется государственными стандартами и не относятся к условиям договора, сгенерированные по соглашению сторон.
Существенной особенностью отношений, связанных с поставкой электрической энергии, является тот факт, что соблюдение требований к качеству электрической энергии, напрямую зависит от действий не только энергоснабжающей организации, но и потребителей. Нарушения потребителем правил эксплуатации, их потребителей и режима потребления электрической энергии может привести к снижению показателей качества электрической энергии, в том числе поставок электроэнергии от других потребителей. И энергоснабжающими организациями, часто не имеют технического потенциала для устранения таких нарушений.
В случае нарушения энергонсабжающей организацией требований, предъявляемых к качеству энергии, абонент вправе применить к ней ответственность в порядке и размерах, предусмотренных ст.547 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как и для других (помимо ответственности) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, то абонент вправе воспользоваться своим правом отказаться от оплаты такой энергии. В этом случае, с учетом фактического использования абонентом энергии (хотя, не отвечающих требованиям к качеству) Гражданского кодекса дал энергоснабжающую организацию, подавшую низкого качества энергии, вправе требовать от абонента стоимости того, что абонент неосновательно сберег вследствие использования этой энергии.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию в количестве, указанном в физических единицах в договоре. Режим питания должен быть согласован сторонами и наблюдать со стороны энергоснабжающей организации. Количество поданным энергии и используемого абонентом договора (потребителем) определяется по данным о ее фактическом потреблении.
Одной из основных задач потребителя по договору энергоснабжения - оплата энергии. Как правило, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии. Иное может быть предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Выплаты, получаемые абонентом энергии должна производиться по ценам, регулируемым государством. Гражданский кодекс устанавливает, что в случаях, предусмотренных законом, подлежат применению цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В связи с тем, что договор энергоснабжения является публичным, предполагается установить одинаковые цены для всех потребителей. Исключение могут составлять лишь случаи, когда законом или иными правовыми актами Допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В настоящее время решение этой задачи, предусмотренных Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". В соответствии с этим законом, тарифы на электрическую и тепловую энергию подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или ограничений, указанных тарифов.
Большую роль в государственном регулировании тарифов уделяется Правительством Российской Федерации, который:
-устанавливает основные принципы ценообразования на энергию на территории Российской Федерации;
-формы свободный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в пределах Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации;
-определяет вопросы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями, за пределами территорий субъектов Российской Федерации. Электрическую энергию (мощность), поставляемую коммерческими организациями на федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности). Электрической энергии (мощности), поставляемой с Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) своих подданных, в том числе поставляемых на экспорт;
-утверждает нормативно-методическую основу деятельности органов государственного регулирования тарифов;
-обеспечивает организацию финансирования деятельности и развития Единой энергетической системы России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Масштабная роль энергоснабжения предполагает детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент недостаточно разработано и не отвечает складывающимся социальным потребностям. Изучение действующего законодательства, регулирующего правовые (договорные) вопросы энергоснабжения, а также анализ практики применения данного законодательства свидетельствует о его несовершенстве. Особую остроту и актуальность данная проблема приобретает при снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых из федерального бюджета. В последние годы государство снимает с себя заботу об их надлежащем (бесперебойном) обеспечении энергией. Заключается это в неурегулированности многих не только экономических, но и правовых аспектов энергоснабжения. Прекращение подачи энергии данным субъектам нередко производится вопреки действующему законодательству. Да и само законодательство порой не дает конкретного ответа на тот или иной спорный вопрос. Возобновление же целевого финансирования, судебная защита и восстановление нарушенных прав бюджетных организаций может занять достаточно продолжительное время, тогда как прекращение подачи энергии данной категории потребителей недопустимо ни на минуту.