Файл: Юридическая сущность и содержание предпринимательского права.pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
ГЛАВА 2. ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
Вопрос о месте и роли предпринимательского права в системе российского права решается в юридической науке представителями различных научных направлений неоднозначно. Можно выделить несколько позиций по данной проблеме.
Первая заключается в том, что предпринимательское право - самостоятельная отрасль права со своим предметным единством (предпринимательские правоотношения) и методами (юридические режимы) правового регулирования (А. Г. Быков, В.В. Лаптев, В.С.Мартемьянов).
Вторая исходит из того, что предпринимательское право - отрасль права второго уровня, сочетающая в себе признаки и методы ряда базовых отраслей, - прежде всего гражданского и административного (О.М.Олейник, И.В.Ершова).
Третья позиция состоит в том, что частноправовые отношения между юридически равноправными товаропроизводителями регулируются единым гражданским правом; отношения по организации и руководству предпринимательской деятельностью - прежде всего административным и тесно связанными с ним отраслями права (финансовым, налоговым и т.д.) при этом они допускают обособление соответствующего законодательного массива и выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности (В.Ф.Попондопуло, В.В.Суханов).
Отсутствие единой точки зрения на сущность предпринимательского права обусловило разнообразие и в понятиях, его обозначающих (хозяйственное, предпринимательское, коммерческое право). Исходя из предложенного Е.П.Губиным и П.Г.Лахно соотношения объемов понятий экономической, хозяйственной, предпринимательской и коммерческой деятельности, следует отдать предпочтение термину “ предпринимательское право”, как наиболее точно отражающему сущность данного юридического феномена.
Предпринимательское право можно с разных позиций рассматривать как: а) отрасль права; б) отрасль законодательства; в) науку; г) учебную дисциплину.
Как отрасль права предпринимательское право представляет собой совокупность норм, регулирующих на основе диалектического сочетания частноправовых и публично-правовых начал отношения, возникающие в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности, а также руководства ею.
Как отрасль законодательства предпринимательское право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность, а также государственное воздействие на данную деятельность.
Предпринимательское право как наука представляет собой систему знаний о предпринимательском праве, истории и тенденциях его развития.
Как учебная дисциплина предпринимательское право представляет собой систему обобщенных знаний о предпринимательском праве как отрасли права, нормативной базе предпринимательского права и практике ее применения, а также о развитии науки предпринимательского права.
Содержание предпринимательского права определяется прежде всего объектом правового регулирования, на который оно направлено. Таким объектом является предпринимательская деятельность, а складывающиеся в ее процессе правоотношения составляют предмет правового регулирования.
Легальное определение предпринимательской деятельности дано в ст. 2 ГК РФ. Предпринимательская деятельность - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Признаки предпринимательской деятельности вытекают из ее определения.
1. Самостоятельность предпринимательской деятельности предполагает имущественную и организационную независимость субъекта предпринимательской деятельности.
2. Рисковый характер предпринимательской деятельности является неотъемлемой частью рыночной экономики. Основным риском является риск неполучения прибыли либо получение прибыли в меньшем объеме, чем ожидал субъект предпринимательской деятельности.
3. Направленность на систематическое получение прибыли означает, что деятельность, признаваемая в качестве предпринимательской, осуществляется субъектом с целью неоднократного (постоянного) извлечения прибыли, даже при временном ее отсутствии.
4. Прибыль извлекается от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг. Данный признак указывает на источники прибыли в ходе осуществления предпринимательской деятельности. Исчерпывающую формулировку таких источников нельзя признать удачной, поскольку многообразие направлений предпринимательской деятельности предполагает и иные источники получения прибыли.
5. Признак государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности неоднозначен. Если трактовать его буквально, то соответствующая основным признакам предпринимательская деятельность, осуществляемая лицом без государственной регистрации, не будет признана предпринимательской. Однако это противоречит, например, ст. 171 УК РФ, в которой установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации. Следовательно, правильнее говорить о том, что государственная регистрация является необходимым условием для легализации предпринимательской деятельности.
Можно выделить и иные признаки предпринимательской деятельности, не вошедшие в понятие предпринимательской деятельности. Например, полная имущественная ответственность субъектов предпринимательской деятельности, профессионализм, целенаправленность предпринимательской деятельности и др.
Выделение признаков предпринимательской деятельности позволяет более адекватно подойти к построению институциональной структуры предпринимательского права.
По мнению О. М. Олейник, идеальная структура предпринимательского (хозяйственного) права должна и может содержать в себе нормы:
а) предусматривающие состав и элементы предпринимательской деятельности, определяющие ее уровни, структуру, принципы внутреннего взаимодействия и распределения функций;
б) регламентирующие контроль за ней со стороны исполнительной и судебной властей, реализующих публичный интерес;
в) устанавливающие правовой статус участников хозяйственного оборота, порядок и процедуры их образования;
г) посвященные органам управления (правление, собрание акционеров или пайщиков, иные органы) и учету интересов акционеров;
д) определяющие правовой режим имущества хозяйственного оборота;
е) регулирующие ответственность субъектов хозяйственного оборота.
С позиций идеальной структуры все эти нормы можно подразделить на материально-правовые, процессуальные и процедурные, то есть организационные. Если проанализировать предпринимательское (хозяйственное) законодательство в широком смысле, то можно увидеть, что все они встречаются в нем, хотя часто они не развернуты, излишне казуистичны, противоречивы и неполны.
Предметом отрасли предпринимательского права являются общественные отношения, которые регулируются нормами предпринимательского права. Можно выделить три группы таких отношений:
1) отношения, возникающие в ходе осуществления предпринимательской деятельности (отношения купли-продажи, аренды, кредитования, ценообразования и т. п.);
2) отношения некоммерческого характера, тесно связанные с предпринимательскими. Например, подобные отношения складываются на стадии создании хозяйствующего субъекта, при осуществлении деятельности ряда некоммерческих организаций (учреждений, саморегулируемых организаций);
3) отношения по государственному регулированию отдельных аспектов предпринимательской деятельности.
Предметом предпринимательского права как учебной дисциплины является изучение основных, базовых понятий предпринимательского права, истории его развития, а также основ правового регулирования предпринимательских и тесно связанных с ними отношений.
Под методом отрасли права принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на отношения, регулируемые данной отраслью. Метод предпринимательского права обусловлен спецификой предмета данной отрасли права. С одной стороны, отношения между субъектами предпринимательской деятельности основываются на автономии их воли, следовательно, речь идет о диспозитивном методе правового регулирования (метод автономных решений), с другой - интересы общества в целом требуют императивного регулирования отдельных отношений в сфере предпринимательского права (метод обязательных предписаний). Кроме того, государство может регулировать предпринимательские отношения путем издания норм, носящих рекомендательный характер (метод рекомендаций). Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе методы рекомендаций, автономных решений и обязательных предписаний.
Принципы предпринимательского права - это основные начала, характеризующие систему предпринимательских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ:
1. Принцип свободы экономической деятельности (ч. 1 ст.34).
2. Принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств в Российской Федерации (ч.1 ст. 8; ст.27;ст.74).
3. Принцип признания разнообразия форм собственности, их юридического равенства и равной защиты (ч.2 ст. 8; ст.35).
4. Принцип поддержки конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ч.2 ст.34).
Кроме того, к числу базовых принципов предпринимательского права следует отнести:
5. Принцип законности. Этот принцип подразумевает как соблюдение действующего законодательства субъектами предпринимательства, так и обязанность государства обеспечить законность правовых актов и действий государственных органов, их должностных лиц при регулировании отношений в сфере предпринимательской деятельности.
6. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Данный принцип означает, что государство, исходя из его предназначения, обязано в процессе регулирования соблюдать баланс частных интересов предпринимателей и публичных интересов общества.
Источники предпринимательского права - это разнообразные формы выражения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские отношения. Можно выделить определенную систему источников предпринимательского права , в которой место каждого источника предопределяется его юридической силой. Данная система будет включать в себя следующие основные элементы:
1. Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
Как основной закон России, нормы которого имеют прямое действие и применяются на всей территории страны, Конституция занимает самое высокое положение в системе источников предпринимательского права. Конституционные нормы формируют необходимые предпосылки для предпринимательской деятельности; предопределяют содержание, условия и порядок ее осуществления; определяют правовой статус предпринимателя, включающий его права, обязанности, ответственность, свободы, а так же устанавливают их гарантии.
2. Федеральные конституционные законы, раскрывающие и детализирующие основные положения Конституции РФ. Наиболее важными являются ФКЗ “О Конституционном Суде РФ”, “Об арбитражных судах в РФ”, которые определяют систему судебных органов, обеспечивающих защиту нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательского права.
3. Федеральные законы, среди которых особое место занимают кодексы (ГК РФ; НК РФ; БК РФ; АПК РФ и др.). В настоящее время действует большое количество федеральных законов, регламентирующих отдельные аспекты предпринимательской деятельности. Условно можно выделить федеральные законы:
а) устанавливающие правовое положение отдельных видов субъектов предпринимательской деятельности;
б) устанавливающие требования к предпринимательской деятельности;
в) регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности;
г) регулирующие отношения, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
4. Подзаконные нормативные правовые акты, среди которых можно выделить:
а) Указы Президента Российской Федерации, призванные восполнить пробелы в законодательном регулировании, а так же при необходимости оперативно развивать законодательные положения.
б) постановления Правительства Российской Федерации, которые должны издаваться во исполнение и в развитие федеральных законов и указов Президента РФ.
в) нормативные правовые акты министерств и ведомств. Федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, детально регламентирующие отдельные вопросы предпринимательской деятельности, находящиеся в сфере ведения органа исполнительной власти.
5. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие вопросы регулируются на уровне субъектов Российской Федерации, которые наделены полномочиями издавать нормативные правовые акты, действующие на территории субъекта, их издавшего.