Файл: Анализ характеристик системного программного обеспечения..pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Программное обеспечение
1.1 Понятие и сущность программного обеспечения
1.2 Функции программного обеспечения
1.3 Виды программного обеспечения
Глава 2. Системное программное обеспечение
2.1 Сущность и понятие системного программного обеспечения
2.2 Задачи и функции системного программного обеспечения
К основным видам программного обеспечения стоит отнести:
- программы прикладного характера, которые обеспечивают непосредственное исполнение всех требуемых пользователям работ;
- программы системного характера, которые предназначаются для управления работой вычислительной системы, а также исполняют разнообразные функции вспомогательного характера, к примеру:
а) управление компьютерными ресурсами;
б) организация копий информации, которая используется;
в) проверка работоспособности всех компьютерных устройств;
г) выдача информации справочного характера о компьютере и т.п.;
- программы инструментального характера, которые призваны облегчить общий ход организации новых программ для ПК.
Программное обеспечение системного типа призвано обеспечивать работу и обслуживание персонального компьютера, а также автоматизирование процесса по созданию разного рода новых программ. К программному обеспечению относят: операционные системы (сокращенно ОС), а также их пользовательский интерфейс; программные средства инструментального характера; системы технического обслуживания.
Операционной системой необходимо называть обязательную часть специализированного ПО, обеспечивающую максимально эффективную работу ПК в разнообразных режимах, организующую исполнение программ, а также взаимодействие пользователя и устройств внешнего характера с ЭВМ.
Пользовательским интерфейсом (или сервисными программами) необходимо называть программные надстройки ОС (среды и оболочки), которые предназначены для упрощения общения пользователей и самой ОС.[2]
Все программы, которые обеспечивают интерфейс, полностью сохраняют форму общения пользователя и ОС, однако меняют сам язык этого общения (как правило, язык команд преобразуется в язык меню). Системы сервисного типа условно разделяются на интерфейсные системы, оболочки ОС, а также утилиты.
Интерфейсными системами называют мощнейшие сервисные системы, зачастую графического плана, совершенствующие не только лишь пользовательский интерфейс ОС, но также и программный, а также реализующие ряд дополнительных процедур разграничения ресурсов дополнительного характера.
Оболочки ОС предоставляют пользователям принципиально новый в сравнении с реализуемым ОС интерфейс, а также делают знания последнего вовсе не обязательными.
Утилиты также автоматизируют исполнение отдельных типовых, чаще всего используемых процедур, осуществление которых потребовало бы от пользователя разработок специализированных программных средств. Множество утилит имеет достаточно развитый интерфейс диалогового характера с пользователем, а также по уровню общения приближаются к оболочкам.
Программными средствами инструментального характера (или системами программирования) принято называть обязательную часть ПО, с применением которой формируются и сами программы. Следует отметить, что программные средства инструментального характера включают в себя средства, необходимые для написания программ, то есть текстовые редакторы; средства для преобразования программ в вид, который пригоден для исполнения на ПК, то есть интерпретаторы, ассемблеры, компиляторы, редакторы связей и загрузчики, а также средства контролирования и дальнейшей отладки программ.
В частности, текстовые редакторы предоставляют возможность для удобного редактирования, формирования и объединения текстов программ, а некоторые из них позволяют проконтролировать даже синтаксис программ, которые только создаются.
Программа, которая написана на алгоритмическом языке, должна преобразовываться в объектный модуль, записанный на машинном языке (в кодах двоичного типа). Таковое преобразование исполняется трансляторами. Для ряда алгоритмических языков применяют интерпретаторы, которые не создают объектный модуль, а при каждом очередном исполнении программы, переводят каждую ее отдельно взятую строчку либо оператор непосредственно на машинный язык. Модуль объектного типа обрабатывают загрузчиком, то есть редактором связей, которые преобразует его в выполняемую машинную программу.
Средства отлаживания дают возможность для выполнения трассировки программ, произведения проверки синтаксиса программы и промежуточных итогов в точках остановок, реализации модификаций значений переменных в данных точках.
Системы сервисного, а также технического обслуживания являются программными средствами контролирования, диагностики, а также восстановления работоспособности ПК, дисков и пр.
Программное обеспечение прикладного характера призвано обеспечивать решение задач пользовательского плана. Главным понятием тут будет пакет программ прикладного характера.
Под пакетом программ прикладного характера необходимо понимать совокупность программ для разрешения круга задач по строго определенной теме/предмету. Принято различать такие типы пакетов программ прикладного характера:[3]
- с общим назначением, то есть ориентированные на автоматизирование широчайшего круга задач пользователей (табличные редакторы, текстовые процессоры, системы для управления БД, процессоры графического плана, издательские системы, системы для автоматизирования проектирования и пр.);
- методо-ориентированного типа, то есть реализация различных методов экономико-математичекого типа решения задач (к примеру, программирования математического типа, сетевой планировки и управления, теории обслуживания массового характера и пр.);
- проблемно-ориентированного типа, то есть ориентированные на разрешение определенной задачи в какой-то конкретно взятой предметной сфере (к примеру, пакеты бухучета, банковские пакеты, пакеты финансового менеджмента, справочных систем правового типа и пр.).
К ПО прикладного характер относят также и программные средства сервисного типа, которые служат для создания комфортной рабочей среды пользователя, а также для исполнения вспомогательных функций (к примеру, менеджеры информационного плана, переводчики и пр.).
При выстраивании классификации программного обеспечения непременно стоит учесть тот факт, что стремительное по своим масштабам развитие техники вычислительного характера, а также расширение области приложения ПК резко ускорили общий ход эволюции ПО. Если ранее можно было без труда перечислить все основные категории такого обеспечения – ОС, пакеты программ прикладного характера, трансляторы – то на сегодняшний день ситуация коренным образом поменялась. Развитие ПО пошло не только вглубь, но также и вширь, потому как появились не только новые подходы к выстраиванию ОС и языков программирования, но также и программы прикладного характера перестали быть прикладными, а стали самостоятельными. Кроме того, соотношение между всеми необходимыми продуктами программного типа и располагающимися на рынке меняется чрезвычайно быстро. Даже наиболее традиционные продукты программного характера (ОС, например) безостановочно развиваются и наделяются функциями интеллектуального типа, многие из которых, кстати говоря, раньше относились лишь к интеллектуальным человеческим возможностям.
Глава 2. Системное программное обеспечение
2.1 Сущность и понятие системного программного обеспечения
Системное программное обеспечение – совокупность программ и программных комплексов для обеспечения работы компьютера и сетей ЭВМ. Данный класс программных продуктов тесно связан с типом компьютера и является его неотъемлемой частью, а также они ориентированы в основном на квалифицированных пользователей.
Системное программное обеспечение направлено:
– на создание операционной среды функционирования других программ;
– на обеспечение надежной и эффективной работы самого компьютера и вычислительной сети;
– на проведение диагностики и профилактики аппаратуры компьютера и вычислительных сетей;
– на выполнение вспомогательных технологических процессов (копирование, архивирование, восстановление файлов программ и баз данных и т.д.)
Системное программное обеспечение делится на:
– базовое программное обеспечение – как правило, поставляется вместе с компьютером;
– сервисное программное обеспечение – может быть приобретено дополнительно.
Рис. 2. Структура системного программного обеспечения
Базовое программное обеспечение – это минимальный набор программных средств, обеспечивающих работу компьютера.[4]
Сервисное программное обеспечение – это программы и программные комплексы, которые расширяют возможности базового программного обеспечения и организуют более удобную среду работы пользователя.
В базовое программное обеспечение входят:
– операционная система;
– операционные оболочки (текстовые и графические);
– сетевая операционная система.
Операционная система предназначена для управления выполнением пользовательских программ, планирования и управления вычислительными ресурсами ЭВМ. Существуют следующие виды операционных систем: Windows 98, Windows XP Professional, Windows Home Edition, Linux, Unix и др.
Операционные системы для персональных компьютеров делятся на:
– одно- и многозадачные (в зависимости от числа параллельно выполняемых прикладных процессов);
– одно- и многопользовательские (в зависимости от числа пользователей, одновременно работающих с операционной системой);
– непереносимые и переносимые на другие типы компьютеров;
– несетевые и сетевые, обеспечивающие работу в локальной вычислительной сети ЭВМ.
Сетевые операционные системы – это комплекс программ, обеспечивающий обработку, передачу и хранение данных в сети. Сетевая ОС предоставляет пользователям различные виды сетевых служб (управление файлами, электронная почта, процесс управления сетью и др.), поддерживает работу в абонентских системах. Наибольшее распространение имеют LAN Server, NetWare, VINES.
Они оцениваются по комплексу критериев: производительность, разнообразие возможностей связи пользователей, возможности администрирования.
Операционные оболочки – это специальные программы, предназначенные для облегчения общения пользователя с командами операционной системы. Операционные оболочки имеют текстовый и графический варианты интерфейса конечного пользователя.
Эти программы существенно упрощают задание управляющей информации для выполнения команд операционной системы, уменьшают напряженность и сложность работы конечного пользователя.
Во всем мире имеют огромную популярность такие графические оболочки MS DOS как Windows 3.1, Windows 3.11 for WorkGroup, которые позволяют изменить среду взаимодействия пользователя с компьютером, расширяют набор основных (диспетчер файлов, графический редактор, текстовый редактор, картотека и т.п.) и сервисных функций, обеспечивающих пользователю интегрированную информационную технологию.
Расширением базового программного обеспечения компьютера является набор сервисных, дополнительно устанавливаемых программ, которые можно классифицировать по функциональному признаку следующим:
– программы диагностики работоспособности компьютера;
– антивирусные программы, обеспечивающие защиту компьютера, обнаружение и восстановление зараженных файлов;
– программы обслуживания дисков, обеспечивающие проверку качества поверхности магнитного диска, контроль сохранности файловой системы на логическом и физическом уровнях, сжатие дисков, создание страховых копий дисков, резервирование данных на внешних носителях и др.;
– программы архивирования данных, которые обеспечивают процесс сжатия информации в файлах с целью уменьшения объема памяти для ее хранения;
– программы обслуживания сети.
Эти программы часто называются утилитами.
Утилиты – это программы, служащие для выполнения вспомогательных операций обработки данных или обслуживания компьютеров (диагностики, тестирования аппаратных и программных средств, оптимизации использования дискового пространства, восстановления разрушенной на магнитном диске информации и т.п.).
Наибольшее распространение имеют комплекты утилит: Norton Utilities, Checkit PRO Deliuxe 2.0.
Антивирусные продукты оцениваются по ряду критериев:
– точность обнаружения (идентификации) вируса;
– возможность защиты данных от инфицирования;
– эффективное устранение обнаруженных вирусов (восстановление файлов);
– простота использования;
– стоимость;
– способность работы в локальных сетях;
– возможность обнаружения и устранения boot-вирусов дисков.