Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретико-методологические основы истории развития бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 148

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбора темы данной курсовой работы обусловлена тем, что важность сектора малого и среднего предпринимательства (МСП) признана во всем мире. В развитых странах, размер сектора МСП, как правило, достаточно велик. Малые и средние предприятия создают рабочие места и обеспечивают существенную долю населения доходами, во многом определяя социально-экономическое положение страны в целом и ее регионов в частности.

Ряд исследований подтверждает положительную связь между относительным размером сектора МСП и благосостоянием населения и экономическим ростом. Кроме того, рост количества малых и средних предприятий приводит к росту конкуренции в экономике. Низкопроизводительные предприятия уходят с рынка, а высокопроизводительные компании растут, что приводит к росту общей производительности труда в экономике, росту доходов населения. Конкуренция также приводит к росту качества товаров и услуг.

Изучению предпринимательства и коммерции были посвящены труды таких ученых, как: Абалкин Л.И., Бессолицын А.А., И.П. Бойко, Ершова И. В., Иванова Т. М., Исаев И. А., Никитина С.К., Ю.А. Помпеев, Сметанин С.И., Сорокин А.К., Страгес Ю.П., Хорькова Е.П., и др

Предметом данной курсовой работы является коммерческая и предпринимательская деятельность.

Объектом — развитие коммерции и предпринимательства в России и за рубежом.

Целью данной курсовой работы является анализ истории возникновения и развития коммерции и предпринимательства в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-определить понятия «коммерция» и «предпринимательство» за рубежом и в России;

-рассмотреть историю возникновения и развития предпринимательства за рубежом;

-рассмотреть историю развития предпринимательства в России;

-проанализировать современное состояние малого и среднего предпринимательства в России и за рубежом;

-выявить особенности развития сектора МСП в России;

-выявить факторы, ограничивающие развитие сектора МСП в России.

Структура данной курсовой работы была обусловлена поставленными в ходе написания целью и задачами: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы истории развития бизнеса


1.1 Определение понятий «коммерция» и «предпринимательство» за рубежом и в России

В современной экономической литературе существует следующее определение понятию «коммерция» (от лат. commercium — торговля): в узком смысле — торговая и торгово-посредническая деятельность, участие в продаже или содействие продаже товаров и услуг. В широком смысле — предпринимательская деятельность.

Впервые слово «предприниматель» появилось в книге «Эссе о природе торговли вообще» Р. Кантильона, английского экономиста и банкира конца 17 - начала 18 вв. Он обозначил предпринимателя, как человека покупающего товары по определенной, фиксированной цене, не зная по какой цене, он сможет реализовать данную продукцию. В своих работах он выделил такие типы предпринимателей: «купцы», «ремесленники», «фермеры», а также «разбойники», и «лица с неопределенным заработком». Для Р. Кантильона, предприниматель это посредник, связующее звено рынка, между производителями и потребителями [42].

Другой ракурс исследования теории предпринимательской деятельности предложил А. Смит, у которого предприниматель рассматривался как собственник или организатор экономического процесса, идущий на риск ради получения прибыли. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит отметил, что у человека присутствуют фундаментальные особенности, которые особенно всесторонне проявляются в предпринимательской деятельности в условиях конкуренции [29].

Значительный вклад в историю развития предпринимательства внес Жан-Батист Сэй, благодаря своим работам «Трактат политической экономии» и «Полный курс политической экономии». Главные функции предпринимателя по мнению Ж.Б. Сэя, это соединение факторов производства: земли, капитала и труда, а также накопление опыта, знаний, которые необходимы для выполнения производственного процесса. При выполнении этих функций присутствует определенный риск, но Ж.Б. Сэй не придает ему особого значения [33].

Французский экономист Ф. Кенэ первый отметил, что предприниматель одновременно может быть посредником и собственником бизнеса. Последователем Ф. Кенэ был Ж. Бодо, который в своих работах отразил, что предприниматель также является и новатором. По мнению, Ж. Бодо предприниматель – это лицо, которое несет ответственность за свое дело, контролирует, организует и владеет необходимыми знаниями для развития своего предприятия [16].


Большой вклад в развитие теории предпринимательской деятельности внес И. А. Шумпетер. Благодаря его теории предпринимательская деятельность привела к появлению новых отраслей промышленности и к новым комбинациям ресурсов в настоящее время. В работе «Теория экономического развития» И. Шумпетер трактует предпринимателей, как особый тип людей склонный к инновациям [38].

Важное значение придавали предпринимательской деятельности немецкие ученые Й. Тюнен, X. Найт, П. Друкер, они подробно описали характеристики предпринимателя, который обладает особыми качествами, а также проанализировали предпринимательский риск и доход. Доход предпринимателя связан с непредсказуемым риском, от которого нельзя застраховаться [18].

Немецкий экономист В. Зомбарт, рассматривая особенности предпринимателя, выделил его важные цели и личностные особенности. Предприниматель должен обладать стремлением и желанием к процветанию и росту собственного дела, готовым рисковать, уметь влиять на людей, стремиться к увеличению прибыли, обладать уверенностью, расчетливостью и старательностью. В своих работах он выделял такие типы предпринимателей: «промышленник», «купец», и «финансист» [21].

Австрийская школа придавала особое значение развитию теории предпринимательства, представителями которой были Фон Мизес, Ф. Хайек и И. Кирцнер. Ф. Хайек считал, что предприниматель обладает особым типом поведения, стремится найти новые способы получения прибыли, действуя в условиях высокой конкуренции[34].

И. Кирцнер построил теорию предпринимательской деятельности как процесс перехода от одного равновесного состояния сделок к другому. В работах этих авторов впервые появилась определение предпринимательской деятельностикак процесса развития предпринимательской идеи [23].

А. Шапиро отмечает, что многие авторы в своих определениях предпринимателя говорят об особом поведении, которое включает в себя, инициативность, ответственность за возможную неудачу, готовым рисковать и использовать имеющиеся ресурсы ради получения прибыли[37].

Р. Хизрич и М. Питерс дают емкое определение понятия предпринимательства. «Предпринимательство — процесс создания чего-то нового, который обладает определенной ценностью; а предприниматель – это человек который затрачивает все силы и время на этот процесс, берет на себя ответственность и риск за выполнение этого процесса; получая в награду за процесс денежный доход и личное удовлетворение достигнутым» [35].


Подводя итоги исследования развития теории предпринимательской деятельности за рубежом можно сделать вывод, что основными чертами предпринимательства является инициативная, рискованная и новаторская деятельность, направленная на получение определенной прибыли, а также деятельность, направленная на организацию и управление собственным делом.

В России отечественные авторы стали заниматься исследованием вопросов предпринимательства только с начала 80-х годов 20в. В нашей стране изучение предпринимательства является сравнительно новой областью исследования, но несмотря на это накоплен ряд исследований, диссертаций и научных статей.

В царской России первым ученым, который исследовал предпринимательство, можно считать И. Т. Посошкова, издавшего свой труд в 1724 г. под названием «Книга о скудности и богатстве». Он определял предпринимательство как решающее условие социального, экономического развития России, повышения состоятельности государства и источник государственной власти[13].

Стоит отметить определение предпринимателя таких дореволюционных российских ученых начала 20 в., как А. Каминка и А. Петражицкого. Согласно А. Каминке, предприниматель — это человек, который ведет свое предприятие единолично или с другими лицами, в целях получения прибыли.

А. Петражицкий утверждал, что предприниматель это субъект, который самостоятельно ведет хозяйственную деятельность и несет риск потерять все имущество в случае банкротства предприятия [13].

Рассмотрим определения предпринимательской деятельности в современных исследованиях:

А. Бусыгин определяет предпринимательство — как искусство ведения деловой активности, умение организовать собственное дело, и успешно осуществлять деятельность направленную на получение прибыли [16].

И. Г. Акперов и Ж. В. Масликова в своем учебнике «Психология предпринимательства», определяют предпринимательство как особую деятельность, направленная на создание предприятия, и в дальнейшем ориентированное на получение прибыли [11].

А. Н. Асаул отмечает, что предпринимательство — это особый вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей общества, который приводит к нарушению рыночного равновесия, в результате чего, бизнес использует это ради для своей деятельности. А. Н. Асаул утверждает, что предприниматель должен быть новатором [12].

Исследователи Е. К. Завьялова, С. Т. Посохова, Ж. Б Масликова, А. Н. Чиликин выделяют следующие особенности, которые влияют на успешную предпринимательскую деятельность: во-первых, это личностные особенности (ответственность, активность, энергичность, уверенность), во-вторых, мотивация к успеху, адекватная самооценка и интернальный локус контроля, в-третьих, высокая стрессоустойчивость, интеллектуальный потенциал, коммуникативные и организаторские способности [20].


Собчик JI. H. описывая портрет предпринимателя выделяет такие характеристики как: агрессивность, высокая мотивация достижения, общительность, активность, коммуникабельность, гибкость, высокая самооценка, сила нервной системы [30].

Таким образом, с одной стороны, исследователи отмечают, что предприниматель должен обладать организационными навыками, с другой стороны, выделяют комплекс личностных качеств предпринимателя, необходимых для успешной предпринимательской деятельности.

Иной подход к определению понятия предпринимательства предлагают исследователи-экономисты.

М. Г. Лапуста акцентирует внимание на законодательном и финансовом аспекте предпринимательства. Предпринимательство — это свободная экономическая деятельность в различных сферах, которая осуществляется субъектами рыночных отношений для удовлетворения потребностей потребителей и общества, ради получения прибыли, необходимой для развития предприятия [24].

В «Большом экономическом словаре» под общей редакцией A. Н. Азрилияна дается следующее определение: «Предпринимательство — инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица» [15].

Согласно Гражданскому кодексу РФ, предпринимательская деятельность (или предпринимательство) — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества — продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2].

Таким образом, экономисты также как и психологи отмечают, что предприниматель должен обладать организационными навыками, такими как: инициативность, самостоятельность, и склонность к риску, а также предпринимательство это деятельность направленная на получение прибыли.

1.2 История возникновения и развития предпринимательства за рубежом

История предпринимательства за рубежом ведет свое начало еще со Средних веков, когда купцы, ремесленники, торговцы и миссионеры представляли собой группу начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма тяга к обогащению преобразовывалась в желание получать неограниченную прибыль.