Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Теоретико-методологические основы истории развития бизнеса).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Действия предпринимателей постепенно стали принимать цивилизованный и профессиональный характер. Зачастую предприниматель, будучи собственником средств производства, сам работал на своем заводе или фабрике. С середине 16в. появляется акционерный капитал, были созданы акционерные компании. Первые акционерные общества были образованы в области международной торговли.

Первой такой компанией стала Английская торговая компания, которая была организованная для торговли с Россией в 1554г.). Позже, в 1600г., была основана английская Ост-Индская торговая компания, в 1602г. – образована голландская Ост-Индская компания, а в 1670 г. – компания Гудзонова залива.

Мощный толчок развитию бизнеса дала первая промышленная революция XVIII в., ознаменовавшая переход к крупным предприятиям[18].

Со временем акционерная форма хозяйствования стала частью других отраслей экономики. К концу 17 в. были образованы первые акционерные банки (в 1694г. на акционерных началах был основан Английский банк, в 1695г. – Банк Шотландии). В конце 18 – нач. 19вв. акционерная форма организации банковского дела получила широкое распространение и развитие во многих странах. В данный период собственность ранее функционировавших крупных семейных фирм, распадается на сотни, тысячи паев вкладчиков – владельцев акций. Все более увеличивается разница между малым бизнесом и крупным. В подобных условиях мелкому предпринимательствам становится все труднее выживать, ему становятся не по силам многочисленные нововведения[24].

Капитализм на стыке XIX–XX вв. вступал в свою новую, монополистическую, стадию, полным ходом шла техническая революция, принесшая миру электричество в быту и производстве, телефонную связь, и др., а также новый рост производительности труда. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью ремесленческих методов.

Во время второй промышленной революции началось осознание значения и роли института предпринимательства. В частности, возник менеджмент как условие развития рыночной экономики и производства. Это было связано с укрупнением и усложнением предприятий, возникновением специализации, необходимостью координации различных функций. Менеджмент распадается на множество подфункций – планирование, делопроизводство, сбыт, закупки и т. д. Таким образом, происходило разделение управляющих на два сообщества – акционеров/собственников и наемных руководителей[24].


В настоящее время малые предприятия во всем мире играют важную роль. В последние несколько лет в Западной Европе, CIIIA и Японии большое значение приобрел малый бизнес, где он представлен совокупностью многочисленных малых и средних предприятий. Основная масса их — мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек. Малые предприятия обеспечивают 2/3 прироста новых рабочих мест, что позволило значительно сократить безработицу в этих странах.

Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. Малые предприятия включают в процессе общественного производства дополнительный труд, который создает новые ценности, приумножает национальный доход и национальное богатство.

Одним из инновационных направлений развития бизнеса в эпоху третьей промышленной революции стало появление и развитие большого количества инноваций. Инновация – это[38]:

-во-первых, определенный набор информации, содержащий инновационную идею (инновация как разновидность информации и в этом смысле как предполагаемое новшество);

-во-вторых, материализуемая инновационная идея, прошедшая через процесс принятия соответствующего решения (инновация как процесс ее освоения, внедрения, или реализуемое новшество);

-в-третьих, полученный результат, или внедренное новшество. Это понятие получило распространение в середине 20в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «инновационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Более того, на этой основе возникла инновационная инфраструктура, то есть совокупность самых разных организаций и учреждений, без наличия которых инновационный процесс развивался бы менее эффективно, например бизнес-инкубаторы, технопарки, юридические и консалтинговые компании и т. п.[18]

Одной из инноваций данного периода стало появление венчурного бизнеса. Он трактуется как рисковый бизнес и одна из форм технологических нововведений; характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких и в первую очередь в высокотехнологичных областях, где получение эффекта не гарантировано и имеется значительная доля риска. Под венчурной фирмой понимается обычно коммерческая научно-техническая фирма, занятая разработкой и внедрением новых и новейших технологий и продукции с не определенным заранее доходом, то есть с рискованным вкладом капитала.

Важно отметить, что малые предприятия играют важную роль в развитии инновационного предпринимательства. В свою очередь венчурный бизнес имеет ряд преимуществ перед другими формами организации инновационного предпринимательства в малом бизнесе – высокая гибкость, динамизм и др.[18]


Венчурный бизнес зародился и получил широкое развитие в США. Там была разработана и действует комплексная программа государственной помощи малому инновационному бизнесу, включающая в себя прямое финансирование малых предприятий из Федерального бюджета, систему контрактного финансирования этих предприятий министерствами и ведомствами, благоприятные налоговое законодательство и амортизационный климат[24].

Суть венчурного бизнеса в США состоит в том, что инновационные фирмы реализуют свои идеи с помощью средств, предоставляемых инвесторами в обмен на приобретение по льготной цене акций создаваемых компаний.

1.3 История развития предпринимательства в России

Предпринимательство в России ведет свою историю еще с Киевской Руси, которое было тогда выражено в торговой форме и в виде промыслов – звероловства и лесного пчеловодства (бортничества). Первыми массовыми представителями этого предпринимательства были купцы, прославившие его не только внутри страны, но и за ее пределами. Лесной промысел, развитие сельских и городских ремесел, обработка дерева и металла в сочетании с торговлей становились крупными зонами предпринимательства[17].

К 11в. на Руси появился первый документ, регулирующий предпринимательскую деятельность и отношения между предпринимателями и обществом. Это был кодекс «Русская правда», составленный изначально Киевским князем Ярославом Мудрым и дополненный затем его преемниками. Характерной чертой этого документа являлось то, что в нем были зафиксированы принцип и право неприкосновенности собственности, предусмотрена возможность банкротства и принципы разрешения имущественных отношений при банкротстве.

В этот период в городах образуются купеческие общества, купцы и «гости» становятся любимыми героями русского фольклора (Садко Богатый гость, Добрыня Никитич, Иван Гостиный сын и другие)[25].

Постепенно примерно к 15в. образовалось сообщество предпринимателей, состоящее из ремесленников, купцов, ростовщиков и им подобных. Именно в то время появился термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли, получение дохода.

В 16в. на Руси зародилась знаменитая Нижегородская ярмарка и начался расцвет торгово-промышленного предпринимательства, в частности купечества. Зарождаются поколения предпринимателей, первым из них считают род Строгановых. Рядом со Строгановыми успешно работали их многочисленные конкуренты, крупные солепромышленники, торговцы: Никитниковы, Шорины, Светешниковы, Веневитиновы и другие.


Русские купцы вели торговлю с Литвой, Персией, Хивой, Бухарой, Крымом, Кафой, Азовом и другими странами. Уже в 16–17вв. Россия обладала сильно развитой торговой сетью. В городах, посадах, селах, возле монастырей, на ярмарках вели оживленную торговлю многие тысячи купцов и торговцев, шел интенсивный обмен товарами между отдельными районами страны, т. е. возник всероссийский рынок[28].

В 17в. в Москве торговое и купеческое сословие из разряда тяглых людей выделилось в особую группу городских, или посадских, людей, и которые разделялась на гостей, гостиную и суконную сотни и слободы. Самое высшее и почетное место принадлежало гостям. Звание это получали от царя самые крупные предприниматели с торговым оборотом не меньше 20 тыс. в год. Они были свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины.

Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей 17в. была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Из Москвы брали начало 6 основных путей торгово-предпринимательской деятельности русских купцов: Беломорский (Вологодский), Новгородский, Поволжский, Сибирский, Смоленский и Украинский[28].

Важно отметить, что развитие предпринимательства в России имело ряд особенностей. В истории экономики отмечается, что на русской почве меньшее значение, чем в европейских странах, и особенно в США, придавалось личному богатству, не было принимавшего там уродливые формы культа денег, поклонения «золотому тельцу».

Мощным импульсом развития предпринимательства в России стала, несомненно, эпоха Петра I. Достаточно сказать, что число мануфактур при Петре увеличилось с 10 до 230. Самым ярким примером этого может служить рождение династии Демидовых, берущих свое начало от тульского кузнеца. Известны были Демидовы и своей благотворительной деятельностью, например они основали Высшее наук училище в Ярославле – сейчас это Демидовский университет.

Сам Петр I по существу являлся первым предпринимателем всей России хотя бы уже потому, что ему в полной мере были присущи основные качества предпринимателя, а его деятельность впитала в себя предпринимательские начала. Частично перенимая предпринимательские подходы в Европе, Петр и порожденное им новое поколение предприимчивых людей заложили основы торгово-промышленного бизнеса в России. Важнейшими достижениями этих реформ стало бурное развитие торговли, в том числе металлами, возникновение легкой промышленности, внедрение инноваций в сельском хозяйстве[25].


Ко второй половине 19в. появилась необходимость проведения различий между предпринимателем и менеджером (управленцем). Новые методы корпоративного финансирования способствовали образованию предпринимательских союзов, складыванию торгово-промышленных династий Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Третьяковых и др.

Наиболее массовыми группами предпринимателей на рубеже 19–20вв. стали богатые крестьяне, ремесленники и торговцы. В это время предпринимательством в царской России занималось более 5 млн. человек, насчитывалось около полутора тысяч акционерных компаний. Процветал также семейный капитал, частный бизнес. Семьи Прохоровых, Морозовых, Мамонтовых оставили глубокий след в истории отечественного предпринимательства[17].

Развитию торгового бизнеса способствовало также биржевое дело, а финансового предпринимательства – банковское дело, которые были широко представлены в России начала 20в. В полной мере нашли проявление такие организационные формы предпринимательства, как кооперативы, товарищества, артели.

Символом русского предпринимательства 19в. стала семья старообрядцев Морозовых. Родоначальник семьи Савва Васильевич Морозов, крепостной крестьянин, работал ткачом на фабрике, а через некоторое время он сам стал владельцем шелкоткацкого заведения.

19 февраля 1861г. манифестом Александра II крепостное право было отменено, что повлекло за собой ряд реформ. Великие реформы 60–70-х гг. 19в. разделили историю России на дореформенный период и пореформенный период. Последний, который продлился до 1913г., можно назвать «золотым веком предпринимательства»[28].

Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 1880-х гг. завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений.

В сельском хозяйстве, благодаря проведению столыпинской реформы, были созданы предпосылки крестьянского предпринимательства, которое, однако, из-за незавершенности реформ не достигло уровня фермерства. Помещичий уклад в деревне, консервативная бюрократическая система и чиновничий произвол сдерживали расцвет предпринимательства в России[25].

Во время советской власти, начиная с 1917г., предпринимательство практически находилось вне закона. Оно возродилось в Советской России в период новой экономической политики (НЭПа) с 1921-1926 гг. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма», большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию.