Файл: Рынок ценных бумаг (первичный и вторичный рынок ценных бумаг).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 219

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рынок ценных бумаг — это сектор финансового рынка, на котором производится купля-продажа финансовых ценностей (ценных бумаг).

Рынок ценных бумаг есть составная часть финансового рынка, так как связан с переливами капитала от одних участников рынка к другим. От других секторов финансового рынка (денежного, валютного, рынка банковских ссуд и депозитов) он отличается прежде всего по своему объекту, но он очень сходен с ним и по способу образования, и по значимости процесса обращения, и по отношению к рынку реальных благ. Близость этих рынков так велика, что в ряде случаев ценные бумаги могут выполнять функции платежно-расчетных средств (например, вексель, чек). Следует отметить, что одной из предпосылок возникновения современных бумажных денег была банкнота, или банковский вексель.

Рынок ценных бумаг охватывает международные, национальные и региональные рынки, рынки конкретных видов ценных бумаг, рынки государственных и негосударственных (корпоративных) ценных бумаг, первичных (исходных) и вторичных, или производных ценных бумаг.

В упрощенном и компактном виде место рынка ценных бумаг приведено на рисунке ниже.

Рынок ценных бумаг, с одной стороны, есть составная часть финансового рынка, так как позволяет через использование ценных бумаг осуществлять накопление, концентрацию и централизацию капиталов и на этой основе их перераспределение в соответствии с требованиями рынка, с другой стороны, это сфера приумножения капитала, как и любой другой рынок.

Рынок ценных бумаг является внешним источником привлечения капитала по отношению к любой коммерческой деятельности. Обычно внутренние финансовые источники работы предприятия или компании, состоящие в основном из амортизационных отчислений и реинвестируемой части чистой прибыли, составляют в среднем от половины до трех четвертей от общего объема финансовых ресурсов, необходимых для поддержания и расширения производства и обращения товаров. Оставшаяся потребность в финансовых ресурсах покрывается за счет двух главных внешних источников: рынка банковских ссуд и рынка ценных бумаг. По существующим оценкам с рынка ценных бумаг поступает до 75% внешних финансовых средств.

Чтобы получить деньги от продажи ценных бумаг, необходимо найти на них покупателя. Следовательно, рынок ценных бумаг есть одновременно и объект для вложения свободных денежных средств предприятий, организаций и населения в качестве сферы, где происходит увеличение капитала. Однако капитал можно увеличить, либо положив деньги на банковский депозит, либо на валютном рынке, либо вложив в какую-то производительную деятельность, в недвижимость или антиквариат и т. п. Следовательно, рынок ценных бумаг объективно конкурирует с другими сферами приложения капитала, а потому все зависит от того, насколько он привлекателен с точки зрения участников рынка.


Критерии привлекательности рынка ценных бумаг для инвестора. Привлекательность рынка ценных бумаг оценивается по следующим критериям:

  • уровень доходности. Участники рынка сравнивают доходность своих вложений в различные рынки и их инструменты;
  • условия налогообложения. Участники рынка рассматривают условия налогообложения операций с ценными бумагами по сравнению с налогообложением, имеющим место на других рынках;
  • уровень риска вложений в ценные бумаги, т. е. сохранность средств, аккумулированных в них, и получаемых доходов;
  • уровень обслуживания на рынке. Насколько удобно, просто, надежно и т. п. работать инвестору на данном рынке, насколько защищены его участники от всевозможных рыночных и нерыночных рисков и т. п.

В целом напрямую в рынок ценных бумаг в развитых странах вкладывается приблизительно 25-30% свободных денежных средств населения и еще примерно столько же опосредовано через страховые и пенсионные фонды (компании), которые большую часть своих активов держат в ценных бумагах.

Место рынка ценных бумаг в общем обороте финансовых ресурсов показано на рис. 1.2.

Ценная бумага — документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

По своей экономической сути ценная бумага — это особая форма существования капитала, которая может отчуждаться вместо него самого как законченный титул собственности, обращаться на рынке как товар и приносить доход ее владельцу.

В современных условиях подавляющее число ценных бумаг существует не в своей исторически первой (бумажной илидокументарной) форме, а в так называемой безбумажной или бездокументарной. Поэтому фиксация прав владельца ценной бумаги производится только в специальном реестре по установленным законодательством правилам, а сама ценная бумага отсутствует.

Доход, приносимый ценной бумагой — дивиденд или процент.

Ценная бумага имеет специфическую потребительную стоимость, которая реализуется не в процессе потребления, а в процессе обращения.

2.3 Структура рынка ценных бумаг

Рынок ценных бумаг имеет очень сложную структуру. Он делится на первичный и вторичный; организованный и неорганизованный; биржевой и внебиржевой; публичный и компьютеризованный; кассовый и срочный.

Рынок ценных бумаг имеет специфические черты, которые отличают его от товарного рынка, например:


  • по объекту и по объему. Ценная бумага — специфический товар, титул собственности. Потребительная стоимость такого товара состоит лишь в способности приносить в будущем доход. Объем рынка ценных бумаг в силу непрерывности их оборота во много раз больше объема рынка реальных товаров;
  • по способу образования рынка. Реальные блага должны быть произведены, а ценная бумага просто выпускается в обращение;
  • по роли в процессе обращения. Цель производства реальных товаров — их потребление, а ценная бумага выпускается лишь для обращения и в нем приносит доход;
  • по субординации в экономике. Рынок ценных бумаг вторичен по сравнению с рынком товаров и услуг.

Заключение

Понятие рынка ценных бумаг в общем виде можно определить как совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Основные отличия рынка ценных бумаг от рынка любого другого традиционного товара, например нефти, состоит в том, что если товары производятся (добываются, выращиваются), то ценные бумаги выпускаются в обращение. Чтобы товар дошел до своего потребителя, нужна своя организация товародвижения, а для ценной бумаги – своя. Товар продается один или несколько раз, а ценная бумага продается неограниченное число раз и т.д.
Рынок ценных бумаг – составная часть рынка любой страны. Основой рынка ценных бумаг являются товарный рынок, деньги и денежный капитал. Первый является надстройкой над вторым, производным по отношению к ним.
Любой рынок есть или должен быть сферой приумножения капитала и с этой позиции любой рынок есть одновременно и рынок для вложения капиталов.
Место рынка ценных бумаг можно оценить с двух позиций: с точки зрения объемов привлечения денежных средств из разных источников и с точки зрения вложения свободных денежных средств в какой-либо рынок.
Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам обычно относятся амортизационные отчисления и прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг.
Свободные денежные средства могут быть использованы для прибыльного инвестирования во многие сферы: в производственную и иную хозяйственную деятельность (промышленность, строительство, торговлю, связь и т.п.), в недвижимость, в антиквариат, драгоценности и драгоценные металлы, произведения искусства. Денежные средства могут быть вложены в иностранную валюту, если отечественная обесценивается, в пенсионные и страховые фонды, в ценные бумаги различных видов, отданы в ссуду или положены под проценты на банковский депозит т.п. Как видно из приведенного, рынок ценных бумаг – одна из многих сфер приложения свободных капиталов, а поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.