Файл: Рынок ценных бумаг (первичный и вторичный рынок ценных бумаг).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 224
Скачиваний: 4
К производным ценным бумагам относятся: фьючерсные контракты (товарные, валютные, процентные, индексные и др.) и свободнообращающиеся опционы.
Под видом ценных бумаг будем понимать такую их совокупность, для которой все признаки, присущие ценным бумагам, являются общими, одинаковыми.
Различают классификации ценных бумаг и классификации видов ценных бумаг.
Классификации ценных бумаг — это деление ценных бумаг на виды по определенным признакам, которые им присущи.
Классификации видов ценных бумаг — это группировки ценных бумаг одного и того же вида; это деление видов ценных бумаг на подвиды. В свою очередь, подвиды могут в ряде случаев делиться еще дальше. Каждая нижестоящая классификация входит в состав той или иной вышестоящей классификации. Например, акция — один из видов ценных бумаг. Но акция может быть обыкновенной и привилегированной. Обыкновенная акция может быть одноголосной или многоголосной, с номиналом или без номинала и т.п.
Ценная бумага, как уже указывалось, обладает определенным набором характеристик (признаков).
Временные характеристики:
• срок существования ценной бумаги: когда выпущена в обращение, на какой период времени или бессрочно;
• происхождение: ведет ли начало ценная бумага от своей первичной основы (товар, деньги) или от других ценных бумаг.
Пространственные характеристики:
• форма существования: бумажная, или, выражаясь юридически, документарная форма или безбумажная, бездокументарная форма;
• национальная принадлежность: ценная бумага отечественная или другого государства, т.е. иностранная;
• территориальная принадлежность: в каком регионе страны выпущена данная ценная бумага.
Рыночные характеристики:
• тип актива, лежащего в основе ценной бумаги, или ее исходная основа (товары, деньги, совокупные активы фирмы и др.);
• порядок владения: ценная бумага на предъявителя или на конкретное лицо (юридическое, физическое);
• форма выпуска: эмиссионная, т.е. выпускаемая отдельными сериями, внутри которых все ценные бумаги совершенно одинаковы по своим характеристикам, или неэмиссионная (индивидуальная);
• форма собственности и вид эмитента, т.е. того, кто выпускает на рынок ценную бумагу: государство, корпорации, частные лица;
• характер обращаемости: свободно обращается на рынке или есть ограничения;
• экономическая сущность с точки зрения вида прав, которые предоставляет ценная бумага;
• уровень риска: высокий, низкий и т.п.;
• наличие дохода: выплачивается по ценной бумаге какой-то доход или нет;
• форма вложения средств: инвестируются деньги в долг или для приобретения прав собственности.
В соответствии с перечисленными характеристиками (признаками) ценной бумаги можно составить следующую классификацию.
Основными видами ценных бумаг с точки зрения их экономической сущности являются:
Акция — единичный вклад в уставный капитал акционерного общества с вытекающими из этого правами;
Облигация — единичное долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без yплаты определенного дохода;
Банковский сертификат— свободно обращающееся свидетельство о депозитном (сберегательном) вкладе в банк с обязательством после него выплаты этого вклада и процентов по нему через установленный срок.
Вексель— письменное денежное обязательство должника о возврате долга, форма и обращение которого регулируются специальным законодательством — вексельным правом;
Чек — письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег;
Коносамент — документ (контракт) стандартной (международной формы на перевозку груза, удостоверяющий его погрузку, перевозку, право на получение;
Варрант— а документ, выдаваемый складом и подтверждают право собственности на товар, находящийся на складе; б) документ, дающий его владельцу преимущественное право на покупку акций или облигаций какой-то компании в течение определенного срока времени установленной цене;
Опцион — договор, в соответствии с которым одна из сторон имеет право, но не обязательство, в течение определенного срока продать (купить) у другой стороны соответствующий актив по цене, установленной при заключении договора, с уплатой за это право определенной суммы денег, называемой премией;
Срочные ценные бумаги — это ценные бумаги, имеющие установленный при их выпуске срок существования. Обычно срочные ценные бумаги делятся на три подвида:
• краткосрочные, имеющие срок обращения до 1 года;
• среднесрочные, имеющие срок обращения свыше 1 года в пределах до 5—10 лет;
• долгосрочные, имеющие срок обращения до 20—30 лет.
Бессрочные ценные бумаги — это ценные бумаги, срок обращения которых ничем не регламентирован, т.е. они существуют «вечно» или до момента погашения, дата которого никак не обозначена при выпуске ценной
бумаги.
Классическая форма существования ценной бумаги — это бумажная форма, при которой ценная бумага существует в форме документа. Развитие рынка ценных бумаг требует перехода многих видов ценных бумаг, прежде всего эмиссионных, к бездокументарной форме существования.
Инвестиционные (капитальные) ценные бумаги — ценные бумаги, являющиеся объектом для вложения капитала (акции, облигации, фьючерсные контракты и др.).
Неинвестиционные ценные бумаги — ценные бумаги, которые обслуживают денежные расчеты на товарных или других рынках (векселя, чеки, коносаменты).
Владение ценной бумагой может быть именное или на предъявителя.
Предъявительская ценная бумага не фиксирует имя ее владельца, и ее обращение осуществляется путем простой передачи от одного лица к другому. Именная ценная бумага содержит имя ее владельца и, кроме того, регистрируется в специальном реестре.
Если именная ценная бумага передается другому лицу путем совершения на ней передаточной надписи (индоссамента), то она называется ордерной ценной бумагой.
Государственные ценные бумаги — это обычно различные виды облигаций. Негосударственные ценные бумаги — это ценные бумаги, которые выпускаются в обращение корпорациями (компаниями, банками, организациями) и даже частными лицами.
2. Рынки ценных бумаг
2.1. Особенности первичного и вторичного рынка ценных бумаг
Законодательно первичный рынок ценных бумаг определяется как отношения, складывающиеся при эмиссии (для инвестиционных ценных бумаг) или при заключении гражданско-правовых сделок между лицами, принимающими на себя обязательства по иным ценным бумагам, и первыми инвесторами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также их представителями.
Таким образом, первичный рынок - это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов.
Важнейшей чертой первичного рынка является полное раскрытие информации для инвесторов, позволяющее сделать обоснованный выбор ценной бумаги для вложения денежных средств. Вся деятельность на первичном рынке служит для раскрытия информации:
- подготовка проспекта эмиссии, его регистрация и контроль государственными органами с позиций полноты представленных данных;
- публикация проспекта и итогов подписки и т.д.
Особенностью отечественной практики является то, что первичный рынок ценных бумаг пока преобладает. Эта тенденция объясняется такими процессами как приватизация, создание новых акционерных обществ, начало финансирования государственного долга через выпуск ценных бумаг, переоформление через фондовый рынок валютного долга государства и т.п.
Существует две формы первичного рынка ценных бумаг :
- частное размещение;
- публичное предложение .
Частное размещение характеризуется продажей (обменом) ценных бумаг ограниченному количеству заранее известных инвесторов без публичного предложения и продажи.
Публичное предложение - это размещение ценных бумаг при их первичной эмиссии путем публичных объявления и продажи неограниченному числу инвесторов.
Соотношение между публичным предложением и частным размещением постоянно меняется и зависит от типа финансирования, который избирают предприятия в той или иной экономике, от структурных преобразований, которые проводит правительство, и других факторов. Так, в России в 1990-1997 гг. преобладало (до 90%) частное размещение акций (создание открытых акционерных обществ). Основная часть публичного предложения акций приходилась на банки и инвестиционные институты. С началом масштабного процесса приватизации в конце 1992 г. и централизованным преобразованием многих государственных предприятий в акционерные общества открытого типа, доля публичного предложения акций резко увеличилась.
Относительно небольшая доля ценных бумаг после первичного распределения остается в портфелях держателей до истечения срока облигаций или в течение всего срока существования предприятия, если речь идет об акциях. Ценные бумаги в большинстве случаев приобретаются для извлечения дохода не столько из процентных выплат, сколько от перепродажи.
Рынок, где ценные бумаги многократно перепродаются, то есть обращаются, называют вторичным. Уровень развития именно вторичного рынка, его активность, мобильность отражают уровень конкретного рынка ценных бумаг. Без активного вторичного рынка и первичный рынок обычно бывает вялым, узким и неразвитым.
По сложившейся традиции и коммерческому праву покупатель ценной бумаги вправе и совершенно свободен перепродать эту бумагу практически немедленно или когда он пожелает (если эмитентом не оговорены особые условия).
Механизм вторичного рынка весьма сложен и многоступенчат. Рынок распадается на две большие части - биржевой и внебиржевой. Внебиржевой рынок очень пестрый: здесь и соответствующие отделы банков, дилеры, брокеры, соответствующие конторы и фирмы. Вторичное обращение ценных бумаг уже ничего не прибавляет к капиталам, которые эмитенты однажды уже приобрели на первичном рынке. Внешне вторичный рынок выглядит, и в значительной мере действительно является, чисто спекулятивным процессом, размах которого может показаться излишним и предосудительным. В действительности именно процесс перепродажи создает механизм перелива капитала в наиболее эффективные отрасли хозяйства. Акции и облигации наиболее доходных отраслей производства и целых секторов хозяйства растут в цене, увеличивают число желающих иметь эти ценные бумаги, что делает возможным выпуски новых бумаг и новое привлечение капитала.
2.2 Виды ценных бумаг
Рынок ценных бумаг - это экономические отношения между участниками рынка по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.
Рынок ценных бумаг представляет собой составную часть финансового рынка, на котором происходит перераспределение денежных средств с помощью таких финансовых инструментов, как ценные бумаги.
Ценная бумага, согласно юридическому определению, имеющемуся в Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 142), — это документ установленной формы и реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
В соответствии со ст. 128 этого же кодекса ценная бумага есть объект гражданских прав, такой же, как вещь, а точнее — движимое имущество.
В настоящее время подавляющая часть ценных бумаг существует не в своей исторически первой — бумажной, или документарной форме, а в так называемой безбумажной, или бездокументарной форме. Фиксация прав владельца ценной бумаги производится только в специальном реестре по установленным законодательством правилам, а сама ценная бумага как «физическая» отсутствует.
Рынок ценных бумаг находится в постоянном развитии в соответствии с ростом мировой экономики. Его появление было связано с потребностями товарного производства, ибо без привлечения частных капиталов и их объединения с помощью выпуска, прежде всего акций и облигаций, было бы невозможно создание и развитие новых предприятий и отраслей хозяйства. Поэтому развитие рынка ценных бумаг стало важным условием развития экономики всех наиболее развитых капиталистических стран мира.
В рамках товарного хозяйства рынок ценных бумаг, с одной стороны, подобен рынку любого другого товара, ибо ценная бумага — это тот же товар, а с другой — имеет свои особенности, связанные со спецификой своего товара — ценными бумагами. Рынок ценных бумаг в современных условиях есть сектор общего финансового рынка и в этом смысле отличается от реального сектора экономики, производящего товары и услуги.
Так же, как кредиты — специфический товар кредитного рынка, так и ценные бумаги — специфический товар рынка ценных бумаг.
Основные отличия рынка ценных бумаг от рынка реальных товаров:
- по объекту и по объему. У обоих рынков разные объекты сделок: у первого — ценная бумага, т. е. возможность получения дохода в будущем, а у второго — товары и услуги, подлежащие потреблению. Объем рынка ценных бумаг в силу непрерывного их оборота намного больше объема рынка реальных благ и возрастает значительно быстрее него;
- по способу образования рынка. Реальные блага должны быть произведены, а ценная бумага просто выпускается в обращение; раньше для этого надо было хотя бы напечатать бланки самой ценной бумаги, а теперь достаточно зарегистрировать в специальном реестре всех ее владельцев;
- по роли процесса обращения. Цель производства реального товара — его производительное или личное потребление. Процесс обращения необходим лишь для того, чтобы доставить товар от производителя к потребителю. Число стадий обращения товара ограничено и чем их меньше, тем лучше. Ценная бумага, наоборот, существует только в процессе обращения. Количество актов перехода ее из рук в руки ничем не ограничено и может быть очень велико. Скорость обращения ценной бумаги — важнейший показатель ее «качества». Прекращение процесса обращения означает «смерть» для ценной бумаги;
- по субординации сравниваемых секторов хозяйства. Поскольку реальный сектор — основа экономики, постольку он в конечном счете определяет и развитие рынка ценных бумаг.