Файл: Основные этапы формирования налогового учета в РФ (Основные этапы (периоды) формирования налогового учета в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итак, как видно из сказанного, все перечисленные недостатки тесно связаны, переплетены друг с другом. Один порождает другой, имеет схожие причины с третьим, последствия с четвертым и т.д. Поэтому и разрешать их нужно не по одному, а в комплексе. Никакие поправки в гл. 25 не в состоянии изменить сложившейся ситуации, если отсутствует концепция системы налогового учета как таковая, ее цель и принципы формальны, а терминология не выдерживает никакой критики. Для преодоления сложившейся ситуации, прежде всего, необходимо создание модели налоговой системы и налогового учета.

Это требует проведения следующих мероприятий:

- экспертизы действующих налогов и сборов на соответствие принципам налогообложения (экономическая обоснованность, соразмерность, ясность и т.д.);

- создания алгоритма и математической модели расчета всех налогов;

- четкого определения цели, задач, предмета, метода, объектов, субъектов и принципов налогового учета;

- разработки единых подходов к исчислению налоговой базы;

- отказа от использования собственной терминологии для идентификации объектов гражданских, финансовых, трудовых и прочих правоотношений, за исключением налоговых;

- определения с учетом принципов налогообложения в отношении каждого налога и сбора возможности использования информации, формируемой в бухгалтерском учете. Обоснование необходимости расчета налоговой базы на основе отличных от бухгалтерского учета способов оценки и группировки объектов наблюдения и детальное описание алгоритма исчисления налоговой базы с использованием такой методики;

- написания текста нормативного документа, регламентирующего налоговый учет (отдельной главы в составе первой части Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль, равно как и любой другой, следует рассматривать как элемент налоговой системы. Он находится в отношениях и связях с другими элементами системы (другими налогами: налогом на добавленную стоимость, налогом на имущество и т.д.). Экономически прибыль как разница между признанными за отчетный период доходами и расходами связана с активами организации. Любые произведенные в отчетном периоде затраты признаются либо расходами, то есть влияют на прибыль организации, либо активами.

Финансовый результат служит базой, экономическим основанием налога на прибыль, активы, соответственно, - налога на имущество. Поэтому имеет место методологическая связь между двумя такими налогами, как налог на прибыль и налог на активы (имущество). Все затраты, которые не будут признаны расходами в целях налогообложения прибыли, будут признаны стоимостью активов и войдут в базу расчета налога на имущество. Государство получит налог в любом случае, его величина регулируется только соотношением ставок. Какая-либо самостоятельная система налогового учета для налога на имущества также некорректна, как и для налога на прибыль.


Исчисление налога предполагает наличие информационной системы его подсчета. Главным при этом должен стать вопрос: надо ли создавать полностью свою (специально для целей налогообложения) информационную систему подсчета налоговой базы или можно взять за основу готовую, уже существующую систему учета[24]. Мировая и отечественная наука и практика сформулировали ряд важнейших принципов (допущений и требований), выполнение которых при идентификации, оценке и классификации объектов бухгалтерского наблюдения позволяет с достаточной степенью уверенности определить отчетную информацию как полную и достоверную. Альтернативой бухгалтерскому учету может быть метод оперативного (внесистемного) учета финансовых результатов и других необходимых показателей. Вопрос заключается лишь в степени достоверности такой информации и необходимости наличия двух параллельных систем.

Общепризнано, что системный метод обеспечивает более высокую степень достоверности, чем оперативный. Сказанное, однако, вовсе не означает отсутствия необходимости в последнем. Самостоятельная система налогового учета, ведущаяся с помощью оперативного метода учета, необходима в двух случаях:

1. если организация в силу экономических или законодательных причин вправе не вести бухгалтерский учет вообще;

2. бухгалтерская информационная система не содержит показателя, требуемого для расчета налоговой базы.

При разработке системы налогового учета должны приниматься терминология и понятия бухгалтерского учета. Анализ текста налогового законодательства показал, что он содержит перечень и свое налоговое определение практически всех основных финансовых показателей организации (имущество, товары, основные средства, нематериальные активы, доходы, расходы, незавершенное производство и т.п.), содержащихся в системе бухгалтерского учета, что свидетельствует о полном дублировании бухгалтерской системы финансовой информации, а значит, об отсутствии самостоятельной методологии налогового учета как такового, как системы принципов. Применяется терминология тех отраслей права, в отношении норм которого устанавливаются отклонения.

Например, при определении видов доходов и расходов должна применяться бухгалтерская терминология. Классификация доходов и расходов для целей налогообложения не нужна, как и понятие себестоимости для целей налогообложения. Нет необходимости в подробном перечне состава затрат, относимых на себестоимость. Нет необходимости при контроле исполнения законодательства в проверке принципа экономической оправданности расходов. Проверке подлежат исключения из принципа. Подробные классификации доходов и расходов необходимы лишь в целях управления бизнесом и составления финансовой отчетности, в налоговом учете необходимость в них отсутствует.


Национальные системы бухгалтерского учета в рыночной экономике совершенствуются в направлении их гармонизации с международными правилами[25]. Целью такого процесса признается формирование более достоверной, чем ранее, информации о бизнесе компаний. Многочисленные противоречия и неясности бухгалтерского законодательства объективны и в каждом конкретном случае могут быть разрешены однозначно, что можно закрепить при принятии учетной политики организации. Налоговое законодательство объективно заинтересовано в совершенствовании системы бухгалтерского учета, так как это отвечает одному из главных принципов налогообложения - экономической обоснованности налога - и обеспечивает механизм реализации этого принципа.

Наиболее рациональным видится построение модели налогового учета по принципу отклонений (корректировок) показателей, сформированных в бухгалтерском учете. Количество однозначно трактуемых и экономически выверенных и обоснованных отклонений, даже если они многочисленны, проще для понимания, исполнения, экономичнее и разумнее, чем параллельное законодательство, по-своему, далеко не всегда корректно трактующее экономический смысл хозяйственных операций.

Такое построение обеспечивает основные свойства модели: открытость (всегда можно добавить или убрать новые отклонения без изменения самой модели) и гибкость (возникновение новых производств, хозяйственных ситуаций или операций потребует лишь изменения состава отклонений, а не переписывания всей системы). К примеру, возможен нижеследующий подход к определению отклонений[26]:

а) в отношении видов доходов и расходов:

- доходы, не признаваемые в целях налогообложения. В бухгалтерском учете - доход, в налоговом - не доход, или наоборот;

- расходы, не принимаемые в целях налогообложения. Законодательство содержит конечный перечень четко сформулированных видов расходов, не принимаемых в целях налогообложения;

б) в отношении величины (суммы) доходов и расходов. Отдельные виды доходов и расходов принимаются в целях налогообложения не в полной сумме (нормируемые расходы). Должна учитываться возможность достаточно простого исчисления норматива;

в) в отношении периодов признания доходов и расходов. Только допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни как один из фундаментальных принципов бухгалтерского учета, без которого невозможно сформировать достоверную информацию. При этом для крупного бизнеса - широкие возможности в создании резерва, а для малого - возможность применения альтернативной (действительно упрощенной системы налогообложения). Дифференцированный подход в отношении отдельных налогов или видов доходов и расходов неприемлем.


В целях обеспечения адекватности системы налогового учета налоговой системе, а последней - хозяйственному механизму страны можно сформулировать ряд принципов:

1. ясность. Законодательство формулирует нормы-принципы. Запрещения или исключения из общих норм должны носить ясный и понятный характер, перечень исключений должен быть конечным. Не налогоплательщик должен доказывать экономическую целесообразность расходов, а налоговые органы - нецелесообразность. При отсутствии какого-либо вида расходов в перечне исключений (т.е. непринятии расходов в целях налогообложения) налогоплательщик обязан сам решить, относится ли данный вид расходов к категории экономически оправданных затрат или нет.

2. соразмерность. Разумное соотношение наполняемости бюджета и неблагоприятных для налогоплательщика последствий налогообложения. Налог должен иметь реальный источник уплаты. Налог не должен уплачиваться «из ничего».

3. рациональность. Достигается построением системы налогового учета, максимально использующей бухгалтерские данные

4. простота. Простота исчисления и уплаты налога должны быть обеспечены перераспределением обязанностей между налогоплательщиком и государством в отношении учета налога в разрезе уровней бюджетов. Иными словами, обязанность налогоплательщика должна заканчиваться исчислением и уплатой налога по месту нахождения организации. Перераспределение сумм налога между уровнями бюджета и внебюджетными фондами есть прямая функция бюджетной системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса РФ налоговый учёт - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным указанным кодексом. Данная система налогового учета не должна использоваться для исчисления других налогов, уплачиваемых организациями (НДС, акцизы, налог на имущество, подоходный налог и др.).

Налоговый учёт не только отражает хозяйственную деятельность предприятия, но и воздействует на неё. Вся деятельность предприятия должна соответствовать требованиям налогового учёта. Являясь составной частью процесса управления, он дает важную информацию, позволяющую: контролировать текущую деятельность предприятия; финансовому отделу предприятия планировать стратегию и тактику ведения налогового учёта; измерять и оценивать результаты деятельности в соответствии с налоговым законодательством; устранять субъективность при принятии решений.


В настоящее время налоговый учет в системе налогообложения предприятий и организаций достиг такого качественного уровня, когда бессистемное и эпизодическое его правовое регулирование является недопустимым. Положение, в результате которого те или иные нормы о налоговом учете разрознены и не имеют общих методологических принципов, неизбежно приводит к запутанности организации финансового учета на предприятиях, создает условия для налоговых правонарушений, совершаемых неумышленно, а также выступает источником постоянных правовых конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Только принятие унифицированного нормативного документа, посвященного налоговому учету, может исправить сложившееся положение и придать новый толчок в развитии и совершенствовании всей системы финансовых отношений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая / Федеральный закон РФ № 146-ФЗ от 31 июля 1998 г. (ред. от 23.05.2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1998. – № 31 – ст. 3824.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая / Федеральный закон РФ № 117-ФЗ от 05 августа 2000 г. (ред. от 13.04.2016 г.) // Собрание законодательства. – 2000. – № 32 – ст. 3340.

3. Башкатов В.В. История становления и развития налогового учета // Научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2011. - № 68. – с. 175-179.

4. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов: учеб. пособие / Новодворский В.Д., Сабанин Р.Л. - СПб.: Питер, 2013. — 256 с.

5. Введение в бухгалтерский учет: учебник / Под ред. Кутер М. И. - Краснодар: Просвещение-Юг, 2012. - 512 с.

6. Документооборот в бухгалтерском и налоговом учете / Под ред. Г.Ю. Касьяновой - М.: Информцентр, 2011. – 303 с.

7. Каляткина Д.А., Шерстнева Ю.С. Сближение бухгалтерского и налогового учета // Международный научно-исследовательский журнал. - 2014. - № 11-3. - С. 105-108.

8. Кругляк З.И., Калинская М.В., Ясменко Г.Н. Налоговый учет: основные направления развития // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2015. - №107. – С. 76-79.

9. Новодворский В. Д., Гараев Д.Р. О взаимодействии систем бухгалтерского учета и налогообложения // Бухгалтерский учет. - 2010. - №23. - С. 64-68.

10. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: Учеб. пособие. - 2-е изд. / Кругляк З.И., Калинская М.В. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 352 с.