Файл: НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ (Физиологический компонент эмоционального реагирования).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Эмоции и механизмы их возникновения
Взаимосвязь эмоций и деятельности
Компоненты эмоционального реагирования
Физиологический компонент эмоционального реагирования
Экспрессивный элемент эмоционального реагирования
Мимические средства экспрессии
Психомоторные средства экспрессии
Но пока ни кто из психологов не додумался обратиться к современным технологиям мы используем уже проверенные методы. Чтение экспрессивных движений является очень сложным процессом и требует тренировки и опыта. Для того что-бы облегчить распознования были выделены следующие виды жестов:
- адаптеры,
- регуляторы,
- иллюстраторы,
- эмблемы.
Регуляторами являются жесты связанные с положением головы, расположением рук и тела, поддерживающие человека в ходе общения. Адепты это такие жесты, как почёсывание носа. Иллюстраторы тесно связанны с речью, а эмблемы имеет когнитивное значение и необходимы для передачи сообщения.
Существует концепция называемая «невербальной учёткой информации», в ней части тела распределены по их способности передавать информацию об эмоциях. Она определена по трём основным параметрам:
- вариативность невербальных паттернов,
- среднее время необходимое для передачи,
- уровень доступности части тела для наблюдения.
При наличии всех этих факторов наиболее богатым информацией является лицо человека, в связи с тем что лицевые мышцы имеют наибольшую активность и могут создавать большое число различных выражений. Хуже всего эмоции показывают ноги, а именно ступни, не только потому что они менее активны, но и потому-что в подавляющем большинстве случаев скрыты от наблюдения и не позволяют наблюдать возникающие эмоции. Даже при наличии признаков их проявления. Однако ноги могут многое сказать так-как человек в ходе разговора больше внимания обращает на контроль своей мимики и совсем не думает о том что делают его ноги.
Речь, как средство экспрессии
Об изменении речи судят по следующим характеристикам:
- интонация,
- чёткость речи (дикции),
- логические ударения,
- чистота тона голоса,
- богатство лексики,
- конкретное, точное и свободное выражение испытываемых чувств и эмоций.
Было установлено что отличия в эмоциональных состояниях влияют на темп артикуляции и паузовки речи, чистоту основного тона голоса, выбор лексики, наличие переформулировок и так далее.
В.Х. Манеров связывал интенсивность параметров связанных с частотой основного тона.
Н.П. Фетискиным были выявлены признаки монотонной речи, которая не имела в себе экспрессивной окраски. Он отнёс к ней безразличную, сухую речь направленную только на изложение материала без придания ему эмоциональной окраски, путём использования лирических ударений и изменения темпа речи.
Как утверждал У. Хеллс, в зависимости от канала используемого для передачи информации об эмоциях изменяется возможность успеха передачи:45% информации передаются по зрительным каналам, 17,6% по слуховым. Кроме этого необходимо учитывать что у разных людей эмоции выражаются через различные каналы.
Различия между людьми способны провялятся и в области одного канала экспрессии. Таким образом например в случае если основным каналом является речевой, для одного человека основным будет ускоренный темп речи повышенная громкость, а для другого интонационное разнообразие и большое количество речевых реакций.
В случае если основной эмоционально-выразительной характеристикой будет двигательный канал, то в неё входит направленность действий, их слитость, амплитуда и скорость.
Возможные различия в эмоциональной экспрессии
Мы можем часто замечать что абсолютно одинаковые явления и события провоцируют у людей абсолютно разную реакцию. Так во время испуга одни впадают в оцепенения, а другие, на против совершают резкие движения с целью защититься.
Несмотря на то что эмоциональные состояния связаны с мотивацией и экспрессиями, они не могут побудить человека вести себя особым образом. Люди могут подавлять поведенческие реакции, которые сопровождают различные эмоциональные состояния. То позволим ли мы эмоциям взять над нами верх зависит от социальных условий и факторов, а так-же целей. Однако то будем ли мы выражать или подавлять эмоции зависит наших личностных характеристик, а так-же от других факторов в том числе от национального.
А.И. Приходько писал что различия в невербальном общении зависят от культуры в которой рос человек. Усвоение опыта социальной жизни связанного с выражением эмоций, начинается опознаванием лицевых эмоций и воспроизведения лицевой экспрессии. В основе утверждений приходько лежат труды Пола Экмана. Он утверждал что имеют место правила выражения. По его словам эти правила определяют какое выражение лица должно соответствовать тем или иным моментам общения.
Подобные правила обусловлены культурой и усваиваются человеком во ходе социализации. Результаты эксперимента проведенного в 1973 году Экманом и Фризеном прекрасно иллюстрируют данные правила. Суть эксперимента заключалась в демонстрации подопытным фильма. В роли подопытных выступали граждане Америки и Японии. Изначально они смотрели один и тот-же фильм в изоляции друг, от друга, а в последствии совместно. Эксперимент показал что их реакция отличалась в зависимости от социума в котором они находились.
Жестикуляция формируется в процессе социализации. Пол Экман В своих трудах писал: "Воспитание детей накладывает определенный отпечаток на то, какие жесты будут ими использоваться в дальнейшем, а какие будут считаться неприличными".
А. И. Приходько пришёл к выводу, что на данный момент мало понятны механизмы усвоения и передачи норм выражения эмоций с помощью невербального поведения. Им было выдвинуто предположение что данный процесс происходит по средствам механизмов подражания и идентификации.
Как было сказано выше эмоциональная система, по сравнению с двигательной, на много хуже контролируема сознанием. Эмоциональный самоконтроль наиболее успешно достигается при помощи мимики и двигательного комплекса эмоции сочетаясь с воображением и фантазией, которые являются очень сильными когнитивными процессами. Кроме того уже имеющийся эмоциональный опыт ограничивает эмоциональную свободу. Наличие ярких эмоциональных переживаний прошлого имеющиеся в памяти и мыслях, могут иметь как сдерживающую функцию, так и каталитическую. Кроме того сдерживающим фактором является сложность взаимоотношений между языком и опциональной системой. Есть предположения что люде не умеют точно демонстрировать свои эмоциональные переживания.
Некоторые же считают что не все люди хотят и могут усвоить индивидуальные особенности выражения эмоций. Обусловленно это следующими причинами:
- чрезмерной внимательностью направленной на собственную личность,
- неумение замечать и правильно определять состояние окружающих;
- безразличие к окружающим, связанное с чувством собственного превосходства;
- чувство тревоги (связанной среакцией окружающих на собственные проявления эмоций), побуждающим конкретного человека избегать всего того, что могло бы вызвать у него эмоции.
Вывод
Всю нашу жизнь мы испытываем огромную гамму эмоций, которые абсолютно по разному влияют на наше поведение и состояние. Иногда испытываемые нами эмоции приводят к различным поступкам и далеко не всегда. Поступки совершённые под действием сильных эмоций приводят к хорошему результату. Очень часто бывает так что мы жалеем о поступках совершённых во время эмоциональных всплесков, а иногда они приводят к непоправимым последствиям. Однако эмоции очень важны и позволяют многое узнать о человеке, даже если он не хочет этим делиться, подобные вещи очень важны в работе психологов, так-как помогают добраться до коря проблемы и найти способ помочь человеку.