Файл: НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ (Физиологический компонент эмоционального реагирования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

С самого рождения мы оказываемся в мире полном различных процессов и явлений. Мы воспринимаем их с помощью органов чувств.

Окружающий нас мир, мы воспринимаем образами, которые формируются в течение нашей жизни. Осознанно или нет, мы устанавливаем в голове связи между различными процессами, предметами и явлениями. Эти связи фиксируются в нашей памяти и формируют наш опыт на долгое время.

Такие процессы помогли нашему виду выжить, а так-же познать и понять окружающий нас мир.

Родившись, мы оказываемся в обществе людей и с первых дней начинается наше взаимодействие с ними. Начинается это с малого круга людей, но чем больше мы развиваемся тем шире становится наш круг общения.

Вначале ребенок для общения использует примитивные жесты и простые звуковые сигналы, так как ему ещё не доступно речевое общение. Но взрослые люди которые заботятся о только появившемся на свет ребёнке понимают его примитивный язык и отвечают на все его попытки взаимодействия.

Постепенно ребёнок развивается и в арсенал методов общения добавляется полноценная речь, но и уже имеющиеся у него методы остаются, более того, они становятся сложнее и занимают важное место в его жизни.

Понимание окружающих людей является ключём к наиболее выгодному взаимодействию с ними. Но понимание заключается не только в осознании сказанного человеком.

Большое значение имеет то, какая интонация была придана тем или иным словам, скорость с которой говорит человек, мимика его лица, положение частей тела, жесты применённые человеком и многое другое. И только совместный анализ всех этих факторов позволяет нам понять то что пытается сообщить человек.

В данной работе мы преследуем цель раскрытия способов которыми человек не используя слов может описать своё эмоциональное состояние и как физиология повлияет на это.

Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма.

Задачей является изучение невербальных проявлений эмоций.

Необходимость исследования

В течение всей нашей жизни эмоции очень сильно влияют на деятельность человека, занимая одно из ведущих мест в формировании поведения. Эмоции оказывают большое влияние на принятие важных решений, таких как выбор профессии, формирование близких отношений с людьми. Часто бывает так что из-за наличия отрицательного опыта связанного с окружающими его людьми у человека формируется неприязнь к ним, иногда настолько сильная что заставляет его изменить свой образ жизни, иногда далеко не в лучшую сторону. Бывает так что эмоции провоцируют человека на преступления или причинение увечий себе и имуществу, однако всего этого можно избежать если кто-то сумеет понять чувства этого человека и попытается ему помочь. В моменты сильных эмоциональных всплесков человек плохо контролирует своё поведение, что позволяет изучать их путём анализа. Подобные исследования открывают перспективы для понимания мотивационной и познавательной деятельности человека. Кроме того это помогает добиться от человека искренности, что является очень важным фактором в анализе психологического состояния человека. Это улучшает отношения людей благодаря повышению уровня взаимопонимания благодаря улучшению восприятия эмоциональной сферы человека. Подобный подход поможет в своевременном оказании человеку психологической помощи.


Эмоции и механизмы их возникновения

Такие понятия, как «эмоции» и «эмоциональные явления» объединяют в себе следующие явления, «чувство», «аффект» и «переживание», несмотря на разные их значения.

Впервые понятие эмоции и механизм их работы, а так-же возникновения описал Чарльз Дарвин в своей работе «Выживание эмоций у человека и животных». Там он обосновал физиологические проявления различных эмоций в соотношении с эволюционным путём развития. В его понимании эмоции это набор нормативных реакций на различные явления, эти реакции были выработаны эволюционно и имеют важную роль в жизни.

В интроспективной психологии эмоции - это явления сознания располагающие двумя основными проявлениями: удовольствие и неудовольствие. Также интроспекционисты указывали на взаимосвязь эмоций с изменениями внутри организма, что привело к изменению взглядов на природу эмоциональных явлений.

Джеймс Ланге сформировал теорию согласно которой эмоции иэ результат физиологических процессов. Датский психолог Карл Георг Ланге выдвинул "периферическую" теорию эмоций, в которой он связывал их с определёнными физиологическими реакциями. Независимо от него Уильям Джеймс опубликовал работу, в которой высказывал сходные мысли, однако в отличие от Карл Георг Ланге под органическими изменениями он описывал преимущественно висцеральные, а не вазомоторные изменения. Джейм Ланге считал что эмоция возникает только после физиологических проявлений в ответ на раздражитель . А именно возникновение эмоций происходит только после мимических проявлений.

Философ и психологи из Германии Гюго Мюнстерберг понимал механизм возникновения эмоций похожим образом. Он считал что эмоциональный тон это, соответствующий тем или иным действиям человека – это реакция на полученные впечатления, которая поддерживается или подавляется за счёт движений.

Однако взгляд Гюго Мюнтерсберга не были радикальными, он писал : " Мы можем испытывать эмоцию печали даже если улыбаемся, чтобы скрыть её…" или " Еще меньше мы должны рисовать себе карикатуру на изложений взгляд, воображая, будто чисто внешнее поведение может совершенно изменить глубоко заложенную эмоцию или чувствование".

В конце девятнадцатого и начале двадцатого века, психолог Эдуард Клапаред пытался объединить «классическую» теорию, говорившую о том что органическая реакция это следствие переживаемой эмоции, с «периферической», которая напротив содержала в себе утверждения в пользу того что пережитые эмоции проявляются, как следствие органической реакции. Он считал что нужно отказаться от конструкции в которой эмоции являются процессами, протекание которых происходит по общему образцу. Если так сделать то эмоции можно поделить на классы и объяснить каждый класс согласно позиции разных теорий.


Исследования П. Барда показали что физиологические изменения и эмоциональные переживания происходят практически одновременно, но на деле физиологические изменения немного отстают.

Уолтер Бредфорд Кенон, был ярым противником периферической теории. Он проводил эксперимент в котором провёл рассечение всех нервных путей от внутренних органов до головного мозга, исключив тем самым все физиологические проявления и несмотря на это у испытуемого проявлялись субъективные переживания. Кроме того он заметил что физиологические изменения проявляются при различных эмоциях, но при этом схожи не отображают эмоциональный фон, кроме того эти изменения происходят медленно в отличие от эмоциональных переживаний. В связи с этим он придерживался мнения о том что эмоциональные изменения предшествуют и порождают физиологические.

Психоаналитики классифицируют «эмоциональную экспрессию» и «эмоциональное переживание», как разновидности непроизвольной активности. Задача которой снижение уровня напряжения, возникающего в результате отсутствия возможности использования инстинктивной энергии во активности человека внешне.

В современной концепции эмоция представлена, как вид функционального состояния мозга, форма регулирующей и отражающей деятельности человека.

Советский психолог и философ Рубинштейн Сергей Леонидович под эмоциями подразумевал отношение человека к окружающему его миру, к тому что он делает и испытывает, в виде переживания.

Отечественная психология выделяла два основных элемента эмоции: отношение и отражение.

Пётр Кузьмич Анохин в своей теории эмоции рассматривает как следствие эволюции, он считает эмоции фактором приспособленности в жизни животных. Проявление всех эмоций неразрывно связанно с возникновением потребностей. В этой схеме отрицательные эмоции играют роль мобилизующего фактора приводящего к наиболее быстрому удовлетворению потребности, положительная же выступает в роле маркера показывающего достижение удовлетворённости. Это помогает закреплению этих событий в памяти для формирования мотивационных процессов.

Теории развития называемые когнитивными формируют точку зрения, которая в роли основного механизма проявления эмоции видит когнитивные процессы. Например в теории Стенли Шахтера возникновение эмоции зависит от воспринимаемых стимулов и следующих за ними физиологических процессов, но кроме этого важную роль играет ещё и уже полученный ранее опыт, а так-же отношение человека к ситуации согласно имеющимся у него на данный момент интересам и потребностям.


Как постоянная детерминанта эмоции М. Арнольдом была принята индивидуальная оценка объекта. А именно, привлекает человека объект или отталкивает, он сможет понять сразу, как только что этот объект из себя представляет и каким образом он действует.

Анализ всех этих теорий позволяет сделать вывод, эмоции являются особым видом психологических явлений, отражающий значимость тех или иных внешних или внутренних событий отражающий их в форме непосредственного переживания. Эмоции неразрывно связаны с физиологическими изменениями. Они, как познавательные процессы отображают окружающий мир, однако в отличие от них применимы к конкретным субъектам, что приводит к тому что они несут исключительно субъективный характер. Эмоции находятся в тесных связях с человеческими потребностями. Они хуже управляются, минимально опосредованы речью и произвольно контролируемы меньше чем процессы познавательные.

Формы эмоциональной реакции

Под эмоциональной реакцией понимаются реакции, направленные на разрядку возникшего эмоционального напряжения и возбуждения. К его основным характеристикам относятся:

  • положительный или отрицательный окрас переживания;
  • влияние оказываемое на деятельность и поведение;
  • степень (интенсивность) переживания;
  • степень физиологических изменений, продолжительность протекания, а так-же уровень осознания связи переживаний с конкретным объектом.

Е. Д. Хомской были выделены так-же степень контроля и связи с потребностью.

На основе этих характеристик, в отечественной психологии сформированы следующие классы:

  • эмоции;
  • эмоциональная тональность ощущений;
  • и настроения.

Такие реакции как, страх, гнев, тоска, радость можно подразделить на:

  • эмоциональную вспышку,
  • эмоциональный отклик
  • и эмоциональный взрыв.

В эмоциональной жизни человека наиболее постоянным является эмоциональный отклик. Он мало влияет на изменение эмоционального состояния в связи с малой продолжительностью и низкой интенсивностью. Несмотря на то что его внешние проявления очень тяжело выявить К. Айзеку и Е. Хагорду удалось зафиксировать их наличие. Ими были открыты «кратковременные выражения» лица, проявляющиеся в сильном изменении выражения лица в моменты когда испытуемым задавали в разговоре неожиданные и сложные для испытуемых вопросы.


Эмоциональные вспышки способные изменить эмоциональные состояния, обладают более выраженной интенсивностью, а так-же продолжительностью, однако она не способна заставить человека утратить самообладание. Подобная интенсивность и напряженность делает внешние их проявления более заметными.

Эмоциональный взрыв является самым заметным и понятным явлением. Он проявляется бурной эмоциональной реакцией с высокой интенсивностью и ослабеванием волевого контроля над поведением и упрощённым переходом к активным действиям.

Взаимосвязь эмоций и деятельности

В наше время на первое место выходит вопрос о связи деятельности человека с его эмоциональной сферой. Филипова Е.В. и Осницкий А.К. отмечали что необходимо рассматривать специфику с которой протекают эмоциональные процессы в зависимости от видов активности человека. Они выделили три вида активности, которые характеризуются разной степенью сложности и осознанности.

Реактивное (реакционное (потому что реактивное это термин из физики и мне он кажется не верным в психологии)) поведение человека это первый вид активности, что-бы его описать можно использовать известную формулу S → R. В её основе лежат ответные реакции человека на применённые к нему действия, эта реакция пропорциональна силе воздействия, однако ещё на неё влияет внутреннее состояние человека. Сознание слабо фиксирует эту реакцию, в основном после того как воздействие оказало влияние и в зависимости от его интенсивности и значимости для человека. Этот вид активности формирует образ эмоциональных проявлений. Реакционное поведение представлено в основном следующими модальностями – удовольствие-неудовольствие.

Импульсивное поведение, это второй вид активности который формируется в соответствии с присутствующими в организме и психике напряжённостями. В случае когда средство для снятия напряжения находится в доступности, это поведение не отличается от реактивного. Сознание формирует данное поведение в соответствие с мерой воздействия. В том случае если для писологической разгрузки требуются усилия поведение человека существенно усложняется и в большинстве случаев принимает форму деятельности. В сфере эмоций при импульсивном поведении проявляются два других параметра эмоций: возбуждение-успокоение, напряжение-разрешение.

Третий тип активности это деятельно организованное поведение. Это абсолютно другой вид активности не похожий на реактивную и не совпадающий с импульсивным поведением. Это поведение является осознанным и регулируемым, направленным на достижение конкретной цели и изначально формируется самим человеком. В данной ситуации феноменология сознания становится экспериментальной площадкой на которой человек прорабатывает различные исходы своей деятельности. Эмоции возникшие или хранящиеся в памяти человека выполняют в данном случае функцию информационной базы на основе которой происходят мыслительные процессы и приводят к различным проектируемым преобразованиям. Эмоции кроме того являются показателями которые предопределяют те или иные действия, составляющие деятельность другого уровня сложности.