Файл: Особенности развития европейской валютной системы (Понятие и сущность валютной системы).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ СИСТЕМЫ
1.1. Понятие и сущность валютной системы
1.2. Причины и цели создания ЕВС.
ГЛАВА 2 СТРУКТУРНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЕВС И ИХ РАЗВИТИЕ
2.1. Единая европейская валюта евро и ее перспективы.
ГЛАВА 3. ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА ЕВРОПЕЙСКОГО ВАЛЮТНОГО СОЮЗА
3.1. Денежная единица Европейского валютного союза
3.2. Европейская система центральных банков и европейский центральный банк
Каждая банкнота евро имела изображение флага ЕС над неким придуманным шедевром европейской архитектуры. ЕС дает следующее полное описание банкнот евро и причин выбора их внешнего вида:
Поиск названия для новой денежной единицы также представлял собой непростую задачу до тех пор, пока в декабре 1995 г. не было решено назвать ее «евро».
Постепенное укрепление международных позиций евро, исторический рекорд повышения его курса к доллару в начале 2000-х гг. свидетельствуют о появлении реального конкурента американскому доллару как функциональной формы мировых денег.
3.2. Европейская система центральных банков и европейский центральный банк
Европейская система центральных банков (ЕСЦБ), осуществляющая монетарную политику в зоне использования евро, состоит из Европейского центрального банка, находящегося во Франкфурте-на-Майне (Германия), и одиннадцати национальных ЦБ, которые в настоящее время выполняют функции, аналогичные функциям региональных банков ФРС США. Решения ЕСЦБ принимаются членами исполнительного совета ЕЦБ, состоящего из шести членов исполнительного комитета и руководителей национальных ЦБ. Таким образом, высшее руководство ЕЦБ, состоящее из членов его исполнительного комитета, взаимодействует с представителями национальных ЦБ в вопросах выработки монетарной политики для всей зоны использования евро. Иными словами, все национальные ЦБ стран союза вне зависимости от того, входят ли их страны в зону использования евро, представлены в ЕСЦБ и их руководители участвуют в работе «генерального совета» ЕЦБ. Но генеральный совет ЕЦБ в отличии от его исполнительного совета имеет мало полномочий и не принимает решений по вопросам установления процентных ставок в зоне использования евро.
Разработчики Маастрихтского соглашения надеялись создать независимый центральный банк, защищенный от политических влияний, способных вызвать рост инфляции. Это соглашение дает ЕСЦБ первостепенные права на использование мер, направленных на обеспечение ценовой стабильности, и содержит многочисленные положения, призванные изолировать процесс принятия решений по вопросам монетарной политики от влияния различных политических сил. Кроме того, в отличие от других ЦБ мира ЕСЦБ действует совершенно независимо от любого национального правительства.
В задачи ЕСЦБ и ЕЦБ входит:
- определение и осуществление валютной политики ЕС;
- проведение международных валютных операций;
- хранение официальных валютных резервов стран-участниц ЕВС и управление ими (при этом часть резервов останется в распоряжении правительств участвующих стран);
- обеспечение нормального функционирования платежной системы.
В уставе ЕСЦБ и ЕЦБ провозглашается независимость этих организаций от других органов ЕС, от правительств стран-членов и любых других учреждений.
Устав запрещает ЕЦБ и национальным банкам кредитование (в любой форме) межгосударственных (в системе ЕС), государственных, региональных и местных органов власти и организаций, действующих на основе государственного права. Это положение не распространяется на государственные кредитные институты, которые рассматриваются так же как частные кредитные институты.
По уставу центральные банки должны передать ЕЦБ (на кредитной основе) валютные резервы на общую сумму 50 млрд. ЭКЮ. Взнос каждого центрального банка определяется в соответствии с его долей в капитале ЕЦБ. (Бельгия - 2.8885%; Дания - 1.6573%; Германия - 24.4096%; Греция - 2.0585%; Испания - 8.8300%; Франция - 16.8703%; Ирландия - 0.8384%; Италия - 14.9616%; Люксембург - 0.1469%; Голландия 4.2796%; Австрия - 2.3663%; Португалия - 1.9250%; Финляндия - 1.3991%; Швеция - 2.6580%; Англия - 14.7109%) Валютные резервы, остающиеся в распоряжении национальных банков, используются ими для выполнения их обязательств по отношению к международным организациям. Все прочие операции с этими резервами, сверх определенных лимитов, подлежат одобрению ЕЦБ. Собственный капитал ЕЦБ к началу его деятельности определен в размере 5 млрд. ЭКЮ. Весь капитал принадлежит только национальным центральным банкам. Доля каждого центрального банка определяется по следующей формуле :
- 50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в общем населении ЕС;
- 50 % этой доли - в соответствии с удельным весом каждой страны в совокупном ВВП ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс интеграции в Европе привел к формированию крупного и экономически развитого союза стран – Европейского валютного союза. На сегодняшний день это является пока единственным примером столь удачного объединения денежных систем разных государств и создания абсолютно новой системы – денежной системы Европейского валютного союза.
Современная денежная система ЕВС базируется на единой валюте – евро, которая используется в большинстве стран-участниц ЕВС. Хотя путь к становлению этой денежной единицы был долгим и непростым.
Эмиссией и денежным регулированием в Европейском валютном союзе занимается Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков.
В процессе написания данной курсовой работы автором была достигнута основная цель – рассмотрена денежная система Европейского валютного союза и ее элементы. Для достижения этой цели были решены все основные задачи: было рассмотрено, что представляет собой денежная система государства, что такое Европейский валютный союз, а также то, как функционирует денежная система ЕВС.
Переход Европейского валютного союза на единую валюту евро, несомненно, явился наиболее значимым событием последних лет. И это оказало большое влияние на мировую экономику и Мировую валютную систему.
Современная денежная система ЕВС еще достаточно молода и имеет большие перспективы развития.
Устав ЕЦБ предусматривает значительную децентрализацию деятельности ЕЦБ, с тем чтобы такие операции, как, например, валютные интервенции, осуществлялись национальными центральными банками. Каждый из них может также самостоятельно определять, какие активы коммерческих банков приемлемы в качестве залога.
Каждый центральный банк, входящий в Европейскую систему центральных банков, имеет свою давнюю и длительную историю развития, собственные традиции, сложившийся имидж в обществе и является одним из главных институтов национального суверенитета. Каждая из стран еврозоны сохраняет собственную, независимую и самобытную, банковскую систему. Степень влияния Европейского центрального банка на данные вопросы незначителен.
Полномочия Европейского центрального банка ограничены проведением денежной политики и формированием платежно-денежного пространства. Надзор за банковскими системами осуществляют национальные банки. Председатель Европейского центрального банка каждый месяц выступает перед СМИ с разъяснением проводимой политики. Денежно кредитная политика является согласованной, а бюджетная и налоговая проводится национальным правительством каждой из стран.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Книги:
В библиографии:
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Жукова Е.Ф. – М.: Юнити-Дана. 2007.
Деньги. Кредит. Банки: Учебник для вузов. под ред. Казака А.Ю., Марамыгина М.С. – М.: Экономистъ. – 2007.
Кругман Пол. Р., Обстфельд Морис. Мировая экономика. 5-е изд. – СПб.: Питер. – 2004.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. под ред. Красавиной Л.Н. – М.: Финансы и кредит. – 2006.