Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Впоследствии, глядя как французское правительство уделило столько внимания конкурсному праву и как это влияло на экономику, соседние страны тоже начали принимать разные законы и акты.

Например, в Пруссии появился общий ипотечный и конкурсный устав. Он регулярно обновлялся что бы соответствовать времени. Он просуществовал более ста лет и был определяющим для Пруссии в вопросе задолженностей. [19]

Практически все государства из германского семейства начали развивать институт конкурсного права. Австрия, Бавария, Саксония были одними из первых стран которые уделили попытались интегрировать регуляцию несостоятельности в свой основной кодекс. Когда Италия объединилась в единое государство ее правовая система оказалась под сильным влиянием французской.[20]

Однако Франция продолжала быть ведущим государством в данном вопросе. 1 января 1808 года вступило в силу Торговое положение. Положение в первую очередь укрепило уголовное направление норм. В этот момент жены начали нести ответственность за долги своих мужей. Сама же несостоятельность поделилась на 3 вида. Несчастная, неосторожная и злостная. Любой должник подлежал аресту и даже при несчастной несостоятельности его ждало суровое наказание. Это привело к тому что должники все больше предпочитали договариваться с кредиторами без участия государственных органов.

В последствии законы были смягчены и начали касается лишь торговцев. Несостоятельность прочих лиц рассматривалась отдельно и имела уже другие последствия.[21]

Вместе с объединением германии в конце XIX века встал вопрос о судьбе конкурсного права. Дело в том, что в бывших странах германской семьи законы действовали по-разному. Это было большой проблемой и головной болью для новообразовавшегося государства. В связи с этим канцлеру было предложено разработать проект конкурсного устава. Канцлер поручил это на прусское министерство юстиций. Спустя почти 6 лет, проект конкурсного устава был одобрен и принят. Таким образом в германии начал действовать Общегерманский конкурсный устав.

Основной целью данного устава было укрепление значимости кредиторов. После принятия конкурсного устава кредиторы получили право на внеконкурсное удовлетворение своих требований.[22]

Британия развала институт несостоятельности отдельно от остальной Европы. Поскольку британский институт конкурсного права не имел какой-либо твердой почвы под ногами он достаточно часто менялся. Первый конкурсный закон, который приняли еще в 1543 году, предусматривал уголовную ответственность. Должники и их имущество подлежали аресту. В последствии их имущество разделялась между кредиторами. Но уже в 1572 году новый указ ограничивал применение этого закона. Он мог применятся лишь к лицам, которые вели предпринимательскую деятельность. При этом новое законодательство предусматривало защиту должников и не допускала лишения свободы. Конфискации подлежало только лишь будущее имущество должника. Таким образом должник выплачивал свои долги в течении некоторого периода.


В 1825 году был принят Банкротский устав. Этот акт расширял список лиц, которые могли заявить о банкроте. Ранее сами должники не могли этого сделать. Теперь большая часть совета кредиторов могла заключить соглашение с должником о точной сумме требования.[23]

Через 25 лет Банковский устав был расширен. Теперь должникам для того что бы объявить себя банкротом требовалось выплатить 25% от общей суммы долга своим кредиторам.[24]

В 1861 году новый закон вновь уровнял торговое и неторговое банкротство. Так суд получил право возбуждать процесс несостоятельности без получения заявления.

Затем в 1883 году был принят Конкурсный устав. Новый устав вновь смести баланс в сторону должника. Теперь должнику предоставлялись разнообразные льготы, а внешним управлением финансов теперь занималась специальной комиссией из административных органов. С должника снимались все ранее принятые запреты, а также было запрещено возбуждение процесса судом.[25]

Подведя итог развития британского конкурсного права можно выделить его бессистемность. Однако она все равно оказала большое влияние правовую систему своих колоний. Таким образом США, Канада и Австралия опирались именно на британское конкурсное право.

Таким образом, развитие института несостоятельности в основном было связано с развитием торговой системы, а также необходимости регулировать правовые отношения должников и кредиторов. Дальнейшее же развитие обусловлено с развитием предпринимательской деятельности и распространение конкурсного права на другие виды бизнеса и за пределы торговли. [26]

Постепенно участниками торговых отношений все чаще становились юридические лица. В последствии практически вся коммерческая деятельность стала вестись именно юридическими лицами. Это во многом повлияло не только на развитие экономической системы, но и на развитие правовой. Таким образом потребовались изменения и в конкурсной сфере.[27]

В таких условиях основной целью становилась уже не столько защита интересов кредиторов, сколько решение экономических вопрос. Крупные компании начали влиять на жизнь государства и его макроэкономику. При процедуре банкротства защита таких юридических лиц было в интересах государства. С этого момента начали развивается процедуры, которые могли улучшить состояние должника и не допустить расформирования принадлежащих им производстве. Можно сказать, что институт вошел в новую эру.


Глава 2. Процедура банкротства в России.

Раздел 1. Описание процесса банкротства.

В первой главе я уже описал в общих чертах процедуру банкротства в РФ. Однако это было лих поверхностное описание. Эта тема требует более подробного описания, а также прояснения некоторых тонких моментов.

Самое первое, что может предпринять арбитражный суд при признании лица несостоятельным это начать процедуру наблюдения. Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности имущества должника и проведения анализа его финансового состояния.[28]

С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а, следовательно, к ухудшению положения кредиторов.[29]

Однако, кредиторы могут ходатайствовать о применении соответствующих мер, опираясь на АПК РФ, в случае если возможность злоупотреблений со стороны должника достаточно явная. Кредиторы могут потребовать наложение ареста на имущество должника, запрещение совершать определенные действия, приостановление взысканий по исполнительным документам. Хотя, обычно такие меры все же применяются в случае ликвидации должника.[30]

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем за 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятия заявления о признании должника банкротом. [31]

С момента введения наблюдения наступают следующие последствия.

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

2) по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве;


3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

4) не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

5) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная законом очередность удовлетворения требований кредиторов;

6) не допускается изъятие собственником имущества должника - унитарного предприятия, принадлежащего должнику имущества;

7) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника.

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия пусть и с ограничениями.[32]

Во время процедуры наблюдения может быть назначено временный управляющий. Органы управления могут совершать какие-либо сделки только с письменного согласия этого управляющего, не считая случаев, предусмотренных законом о банкротите. В частности, согласие не требуется для заключения сделок:

1. связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

2. связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.[33]


После процедуры наблюдения назначенный управляющий представляет арбитражному суду отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и свои предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, а также протокол первого собрания кредиторов.[34]

Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом соответствующего решения. В частности, арбитражный суд может признать должника банкротом, постановить о процедуре финансового оздоровления, назначить внешнее управление финансами, а также утвердить мировое соглашение с последующим прекращение производства.

Подводя итог, можно отметить, что процедура наблюдения является относительно новой процедурой для российского законодательства о банкротстве. Она направлена на обеспечение сохранности имущества должника, а также в рамках этой процедуры проводится анализ финансового состояния должника. Отдельно можно отметить, что при проведении процедуры наблюдения органы управления должника продолжают осуществлять свою деятельность, но исключительно с согласия временного управляющего, выраженном в письменной форме. Таким образом, заметно формальное участие руководства должника в управлении кризисным объектом. Предусмотрены так же особые методы наблюдения для отдельной категории должников. [35]

Следующим этапов в производстве может стать процедура финансового оздоровления. Эта процедура направлена на улучшения финансового положение должника. Это должно восстановить платёжеспособность банкрота и таким образом дать ему возможность удовлетворить требования кредиторов. Процедура подразумевает реструктуризацию долгов, а также то, что должник может самостоятельно погасить задолженности. Финансовое оздоровление не может быть введено на сров более чем два года.[36]

Обычно устанавливаются жестокие требования к срокам удовлетворения требований кредиторов. Составляется график платежей, при котором определяется очередь кредиторов, требования которых должны быть удовлетворены. Платежи должны вносится ежемесячно, пропорционально.

В процессе финансового оздоровления управляющие органы продолжают работать в прежнем режиме. Они вносят ограничения на финансовые растраты, а также запрещают совершать те или иные сделки исходя из ситуации. И разумеется запрещаются любые займи или сделки, которые могут повлечь их за собой. Должник так же не может становится поручителем или оформлять доверенность на управление своим имуществом.[37]