Файл: Аудиторская деятельность как вид предпринимательства: общая характеристика (Общие положения об аудиторской деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 3
ISA 810 «Задания по составлению заключения по обобщенной финансовой отчетности» Данный стандарт определяет обязанности аудитора, относящиеся к заданию по составлению заключения по общественной финансовой отчетности, которая была проверена тем же аудитором в соответствии с МСА.
МСКК (ISQC) «Контроль качества в фирмах, осуществляющих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, выполняющих другие задания по подтверждению достоверности информации и оказывающих сопутствующие услуги» В данном международном стандарте контроля качества рассматриваются обязанности фирмы, связанные с системой контроля выполнения аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, других заданий по подтверждению достоверности информации и оказанию сопутствующих услуг. Данный стандарт следует рассматривать в совокупности с применяемыми этическими нормами.
Глава 2. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ
2.1. Законодательное регулирование аудиторской деятельности в РФ
В России аудиторская деятельность регулируется Федеральным законом № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Начиная с 2008 года в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ведется работа над проектом Федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон Об аудиторской деятельности».
Крайнее рассмотрение данного законопроекта состоялось 21 апреля 2014 года и он был принят Госудмой в первом чтении 23 апреля 2014 года. Было вынесено решение о переносе рассмотрения законопроекта в связи с согласованием вынесенных предложений по всенеию изменений в ФЗ № 307-ФЗ. Поэтому на данный момент действующей редакций Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» является редакция от 29 декабря 2008 года с внесенными изменениями в соответствии с ФЗ № 23-ФЗ от 4 марта 2014 года[6].
Одна из основных идей новой редакции Федерального закона — развитие саморегулирования профессии и обеспечение общественного надзора за ее развитием. Закон обеспечивает передачу ряда важнейших функций регулирования аудиторской профессии и аудиторской деятельности от уполномоченных государственных органов саморегулируемым организациям аудиторов.
В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» «аудиторское объединение — это объединение аудиторов и аудиторских организаций, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующее на некоммерческой основе, получившее аккредитацию в уполномоченном федеральном органе». Главными целями создания аудиторских объединений являются обеспечение условий аудиторской деятельности своих членов и защита их интересов, что также обсуждалось на ежегодной встрече Рабочей группы Россия ЕС по вопросам бухгалтерского учета и аудита от 19 ноября 2013 года[7].
На данный момент при Минфине РФ были аккредитованы следующие аудиторские объединения[8]:
- Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных бухгалтеров и аудиторов России»;
- Некоммерческое партнерство «Аудиторская Палата России»;
- Некоммерческое партнерство «Московская Аудиторская Палата»;
- Некоммерческое партнерство «Российская Коллегия аудиторов»;
- Некоммерческое партнерство «Институт Профессиональных Аудиторов»
Рассмотрим основные аспекты функционирования данных профессиональных объединений.
Аудиторская палата России (АПР) Согласно уставу АПР объединяет на добровольных началах некоммерческие аудиторские объединения аудиторов и (или) аудиторские организации, ведущие образовательные учреждения, на базе которых созданы учебно-методические центры подготовки и аттестации аудиторов, а также иные некоммерческие организации, в том числе учреждения, имеющие отношения к аудиторской и связанной с ней деятельности[9]. Цель создания Палаты – содействие развитию, совершенствованию и унификации аудиторской деятельности в РФ, совершенствованию профессионального потенциала аудиторских кадров, представление и защита прав и законных интересов аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно, и прежде всего членов Палаты в законодательных и исполнительных органах власти.
Российская Коллегия аудиторов Коллегия является общественной, профессиональной, добровольной организацией граждан, занимающихся аудиторской и (или) иной, связанной с ней деятельностью, регулярно подтверждающих свою квалификацию и придерживающихся в своей практике признанных аудиторских стандартов. Коллегия призвана содействовать развитию и совершенствованию аудита в РФ, укреплению международных связей российских аудиторов, повышению престижа и социального статуса аудиторской профессии.
Институт Профессиональных Аудиторов Институт является саморегулируемой организацией и учрежден для содействия в осуществлении профессиональной деятельности членов Института, а также достижения следующих основных целей Института: осуществление саморегулирования и контроля профессиональной деятельности членов института; представление и защита прав и законных интересов членов Института; оказание членам Института информационной, методической, технической, правовой и иной помощи.
Институт профессиональных бухгалтеров и аудторов России (ИПБ) Пожалуй, это самая крупная саморегулируемая некоммерческая организация в России. С 2001 года ИПБ – Действительный член Международной федерации бухгалтеров (IFAC).
Московская аудиторская палата (МоАП) Более 14 лет МоАП является опорой аудиторского сообщества не только Москвы, но и России. Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и агентства, Правительство Москвы и его департаменты, государственные органы и главы правительств субъектов Российской Федерации, международные организации – таков основной перечень тех, с кем Палата систематически осуществляет совместную работу. В рамках Устава[10] и полномочий аккредитованного профессионального аудиторского объединения, предоставленных Минфином России, Палата осуществляет:
- продление срока действия квалификационных аттестатов. За прошедший период продлено более 800 квалификационных аттестатов аудиторов;
- защиту профессиональных интересов аудиторов Палаты в органах государственной власти РФ, судах и правоохранительных органах;
- проверки соблюдения установленных правил (стандартов) аудиторской деятельности и профессиональной этики, а также качества аудита и соблюдения лицензионных требований и условий;
- участие в процедуре приема экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;
- контроль за соблюдением учебно-методическими центрами требований в отношении повышения квалификации аудиторов;
- участие в образовательной деятельности по повышению профессионального уровня специалистов и многое другое.
Эффективная деятельность аккредитованных профессиональных аудиторских объединений послужила отправной точкой дальнейшего процесса передачи им регулирующих функций и полномочий в вопросах регулирования аудиторской деятельности в России.
В свою очередь, Россия так же осуществляет контакты и с Международной федерацией бухгалтеров, которая издает получившие поддержку и признание во всем мире международные стандарты аудита и кодекс профессиональной этики профессиональных бухгалтеров.
2.2. Структура национальных федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ
По данным Минфина РФ на данный момент в Российской федерации принято 29 правил (стандартов) аудита и 9 Федеральных стандартов аудиторской деятельности (ФСАД)17. В дополнение к этому установлены официальные требования для проверки прогнозной финансовой информации и требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций.
Официальным названием таких правил (стандартов) является Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности (ФПСАД).
Правило (стандарт) № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» Данное правило устанавливает единые цели и основные принципы проведения аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, которые аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны соблюдать.
Правило (стандарт) № 2 «Документирование аудита» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к составлению документации в процессе аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Правило (стандарт) № 3 «Планирование аудита» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования по планированию аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности, применяется в первую очередь к проверкам, которые аудитор проводит не первый год в отношении данного аудируемого лица. Для проведения аудиторской проверки в течение первого года аудитору требуется расширить процесс планирования, включив в него вопросы помимо тех, которые указаны в настоящем правиле (стандарте). Планирование аудита предполагает разработку общей стратегии и детального подхода к ожидаемому характеру, срокам проведения и объему аудиторских процедур.
Правило (стандарт) № 4 «Существенность в аудите» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования, касающиеся концепции существенности и ее взаимосвязи с аудиторским риском. Аудиторская организация и индивидуальный аудитор в процессе проведения аудита обязаны оценивать существенность и ее взаимосвязь с аудиторским риском. Информация об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала считается существенной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основе финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Правило (стандарт) № 718 «Контроль качества выполнения заданий по аудиту» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении контроля качества выполнения заданий по аудиту.
Правило (стандарт) № 8 «Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к пониманию деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля и оценку рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудитор использует профессиональное суждение для определения требуемого объема знаний о деятельности аудируемого лица и его среде, включая систему внутреннего контроля.
Правило (стандарт) № 9 «Связанные стороны» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования к обязанностям аудитора и аудиторским процедурам в отношении хозяйствующих субъектов, являющихся связанными сторонами аудируемого лица, и хозяйственных операций аудируемого лица с ними. Для целей настоящего правила (стандарта) под связанными сторонами понимаются лица, признаваемые такими в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности.
Правило (стандарт) № 10 «События после отчетной даты» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по выявлению и оценке событий, возникших после отчетной даты. В настоящем правиле (стандарте) аудиторской деятельности термин «события после отчетной даты» используется для обозначения как событий, происходящих с момента окончания отчетного периода до даты подписания аудиторского заключения, так и фактов, обнаруженных после даты подписания аудиторского заключения.
Правило (стандарт) № 11 «Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица» Настоящее федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности, разработанное с учетом международных стандартов аудита, устанавливает единые требования в отношении действий аудитора по проверке правомерности применения аудируемым лицом допущения о непрерывности его деятельности при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе при рассмотрении представленной руководством аудируемого лица оценки способности указанного лица продолжать непрерывно осуществлять свою деятельность. Допущение непрерывности деятельности является основным принципом подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности.