Файл: Исследование готовностей детей к школьному обучению (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 4
По результатам исследования трех методик мы видим, что большинство испытуемых (85% – 17 человек) имеют средний уровень готовности к обучению в школе. Также имеются испытуемые, которые показали низкий (1,6% – 1 человек) и высокий (13,4% – 2 человека) уровни готовности к обучению в школе. 13,4% детей –2 человека.
Испытуемым, имеющим низкий и средний уровни, необходимы систематические занятия, направленные на повышение уровня психологической готовности к обучению в школе. В целом группа характеризуется любознательностью, активностью во всех видах деятельности. Большинство детей ощущают себя в группе уютно и комфортно, все дети хорошо общаются между собой и с воспитателями, охотно идут на контакт.
После проведения программы в ноябре 2016 года на базе старшей группы было проведено повторное исследование с целью определения валидности и уточнения количественных показателей уровневой оценки готовности детей к обучению в школе по тем же трем методикам. Полученные результаты исследования представлены в таблице 6.
Таблица 6
Сводная таблица «Психологическая готовность детей к школе»
Методика исследования |
Уровень психологической готовности детей к обучению в школе (40 человек), % |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Экспресс-диагностика в детском саду (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко) |
25 |
75 |
‒ |
Методика «Беседа о школе» (Т. А. Нежнова) |
35 |
65 |
‒ |
Проективная методика «Рисунок школы» (адаптированная Н. В. Нижегородцевой) |
30 |
70 |
‒ |
Итого общий результат по трем методикам, % |
30 |
70 |
‒ |
Обобщая диагностические данные по трем методикам, можно заметить, что количество детей с высоким уровнем готовности к школе после проведения программы увеличилось на 16,6 %, а дети с низким уровнем готовности к школе отсутствуют. Эти результаты подтверждают эффективность технологии под названием «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича по формированию готовности детей к школьному обучению.
Таким образом, в ходе внедрения методики «Сказки Фиолетового леса» у детей экспериментальной группы:
‒ сформировано устойчивое положительное отношение к школе, уверенность в своих силах;
‒ развита любознательность как основа познавательной активности будущего первоклассника;
‒ развиты творческие, интеллектуальные, личностные и коммуникативные способности как залог успешности.
Все это соответствует «портрету» выпускника ДОУ, определенному Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
Выводы по второй главе
Таким образом, после проведения программы по формированию психологической готовности к школьному обучению детей дошкольного возраста, можно наблюдать положительную динамику.
Оценка результативности проведённой работы показала следующие результаты. Дети 5–7 лет стали лучше концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца, стали проявлять наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности, творчество в играх. Кроме того, у дошкольников, в образовательном процессе с которыми использовали игровую технологию В. В. Воскобовича, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Решенным оказался вопрос мотивационной готовности к школе. Дети хотят идти в школу и учиться ради самого учения.
Выбранная методика «Сказки Фиолетового леса» позволила решить следующие задачи:
‒ стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через сенсомоторные действия с предметами;
‒ совершенствовать у дошкольников процессы анализа, сравнения и синтеза, воображения и памяти;
‒ способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность;
‒ способствовать проявлению у детей самостоятельности, инициативы, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности;
‒ развивать у детей гибкость мышления, способность находить выход из нестандартной ситуации, видеть противоположные свойства в предметах и явлениях;
‒ создавать ситуации, стимулирующие развитие коммуникативной культуры: умение слушать и договариваться в процессе игры.
Авторская методика Воскобовича отличается высокой эффективностью и доступностью. Ее легко и быстро осваивают как педагоги, так и родители дошкольников. В процессе игры создается особая доверительная атмосфера между ребенком и взрослым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последние несколько лет правительством Российской Федерации большое внимание уделяется готовности дошкольников к школьному обучению. Одной из важнейших задач концепции модернизации образования является формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе, что предполагает обеспечение готовности дошкольников к школе. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Закладывается фундамент здоровья. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребёнка. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на рельсы “школьного” возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей.
Появление Федерального государственного образовательного стандарта положило начало интенсивному обсуждению вопросов, связанных с обновлением содержания дошкольного образования, овладением педагогами новыми методами и формами работы, апробацией в широкой практике работы новых педагогических технологий.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность воспитанников, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения. Занимательность условного мира игры положительно эмоционально окрашивает монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка.
На наш взгляд, самым творческим и самобытным подходом к развитию детей выделяется технология В. В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».
Главной особенностью его технологии является то, что она содержит целый комплекс развивающих игр, которые очень легко внедрить в привычный педагогический процесс и все игры сопровождаются сказочным образом. Также мне импонирует то, что эта технология не просто развития детских способностей, но и сотворчества, сотрудничества: она позволяет раскрыться не только ребёнку, но и педагогу.
Кроме того, учитывая то, что в соответствии ФГОС, предметно-пространственная среда группы должна максимально способствовать развитию детей, автор технологии, предлагает в условиях учреждения, сконцентрировав все игры и пособия в одном месте – «интеллектуально-игровом центре», создать специальную развивающую среду – «Фиолетовый лес». По сути, это сказочное образовательное пространство настоящий сенсомоторный уголок.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 2013. – 03 января.
- Бабаева Т. И. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. ‒ СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. ‒ 280 с.
- Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды и риски её разрешения / И. А. Баева, Е. Б. Лактионова // Народное образование. – 2015. – № 9. – С. 271-277.
- Белкин А. С. Педагогика детства: основы возрастные педагогики / А. С. Белкин. ‒ Екатеринбург: Сократ, 2013. ‒ 192с.
- Белошистая А. В. Диагностика математического развития дошкольников / А. В. Белошистая // Современный детский сад. ‒ 2014. ‒ №6. ‒ С. 45-54.
- Бениаминова М. В. Воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада / М. В. Бениаминова. ‒ М.: Медицина, 2014. – 112 с.
- Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения / П. П. Блонский. ‒ М.: Наука, 2011. ‒ 621с.
- Болотина Л. Р. Дошкольная педагогика / Л. Р. Болотина, С. П. Баранов, Т. С. Комарова. ‒ М.: Академический Проект: Культура, 2011. – 240 с.
- Бондаренко А. К. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. ‒ М.: Наука, 2011. – 61 с.
- Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ: Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича В. В. – Воронеж: Метода, 2013. ‒ 190 с.
- Бугрименко Е. А. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагоприятных вариантов / Е. А. Бугрименко, А. Л. Венгер, К. В. Поливанова. ‒ М.: Наука, 2012. – 605 с.
- Валуйских А. В. Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством игр В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» / А. В. Валуйских, Е. Ю. Деминова, Н. А. Зорина // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. ‒ Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. ‒ № 3. ‒ С. 48–51.
- Виноградова Н. Ф. Программа обучения и развития детей 5 лет. Предшкольная пора / Н. Ф. Виноградова, М.: Вентана-Граф, 2012. ‒ 122с.
- Виноградова Н. Ф. Проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Предшкольная пора / Н. Ф. Виноградова [и др.]. ‒ М.: Вентана-Граф, 2012. ‒ 50 с.
- Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. – М.: Юнити, 2011. – 210 с.
- Дольто Ф. На стороне ребенка. – М.: Прогресс, 2010. – 989 с.
- Дружинин В.Н. Психология семьи. – СПб.: Питер, 2011. – 715 с.
- Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психологическое развитие дошкольников. - М., 2011.
- Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. - М.,2011.
- Жуковская Р. И. Развитие интересов детей в творческих играх // Дошкольное воспитание. – 2011. - №10.
- Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни. – М.: Дельта, 2011. - 645 с.
- Ерофеева Т. И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учебное пособие для студентов / Т. И. Ерофеева. ‒ М.: Академия, 2013. – 344 с.
- Иванова Л. В. Исследование формирования психологической готовности детей к школьному обучению / Л. В. Иванова, Н. В. Пермякова // Концепт. – 2015. – № 12. – С. 141–145.
- Иохвидов В. В. Исследование коллективных форм познавательной деятельности учащихся // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2014. – Т. 20, № 7. – С. 192-194.
- Иохвидов В. В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М. Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2014. – Т. 20, № 3. – С. 37-40.
- Кравцов Г. Г. Шестилетний ребенок: психологическая готовность к школе / Г. Г. Кравцов, Е. Е. Кравцова. ‒ М.: Наука, 2012. – 154 с.
- Ларионова Е. Л. Психология и педагогика / Е. Л. Ларионова. ‒ М.: Педагогика, 2011. – 359 с.
- Лисина М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе / М. И. Лисина. ‒ Кишинев: Штиинца, 2014. – 136 с.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. Изд. 2-е. - М., 2012.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры.// Психологическая наука и образование. - М., 2012. - №3.
- Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - М.: Просвещение, 2011.
- Чупров Л.Ф. Типы семейного воспитания как основа педагогического потенциала семьи в воспитании школьников. - М.: Прогресс, 2010. - 840 с.
- Шаповаленко И.В. Родительское отношение к ребенку: определение, типы, и влияние на психическое развитие. - СПб.: Феникс, 2011, - 687 с.
- Шведовская А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. - Новосибирск: ЮКЕА, 2010. - 835 с.
- Юнгман И. В. Психологические проблемы готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции. – Чита, 2015. – С. 58-60.
- Ядэшко В. И. Дошкольная педагогика: учебное пособие / В. И. Ядэшко, Ф. А. Сохин. ‒ М.: Наука, 2011. – 255 с.
- Назаренко В. В. Современные зарубежные исследования мотивационного развития дошкольников // Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://psyjournals.ru/jmfp/2013/n1/58047.shtml
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой)
Методика представляет собой модификацию для использования в коллективном эксперименте «Беседы о школе» (Т.А. Нежновой) и предназначена для учащихся первых классов и подготовительных групп детского сада. Модификация осуществлена А.М. Прихожан.
Материал: бланк ответов, на котором ребенок обозначает свой выбор.
Процедура проведения:
Диагностика проводится с подгруппой детей. Каждому ребенку выдается бланк методики, на котором уже заранее написаны фамилия, имя ребенка и другие требуемые данные.
Детям предлагается рассмотреть бланки, затем дается инструкция:
«Вы все знаете буквы А и Б» ‒ психолог пишет на доске буквы А и Б, поочередно указывает на каждую из них и спрашивает: «Это какая буква? А это?». После ответов детей вновь указывает на каждую букву: «Это А. Это Б".
В классах, где все дети читают свободно достаточно просто написать буквы на доске и показать их.
«А теперь каждый пусть посмотрит на лист, который ему дали. Что вы видите на нем?» (дети отвечают). «Правильно: строчки-прямоугольники, а в каждом из них буквы А и Б. Посмотрите». Психолог поднимает бланк, показывая на буквы А и Б, называет их.
«Я буду рассказывать вам истории про две школы А и Б, а каждый из вас должен самостоятельно, ни с кем не советуясь, выбрать, какая из школ ему больше нравится и подчеркнуть нужную букву. Давайте попробуем».
«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает), а если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни, надо подчеркивать только одну букв».
«Это первый рассказ и, букву вы должны подчеркнуть в верхней строчке-прямоугольнике. Все нашли? Покажите». Психолог вместе с ассистентом ходит по классу, проверяя нахождение детьми верхней строчки прямоугольника.
«Сейчас я повторю первый рассказ, каждый из вас зачеркнет букву той школы, в которой хотел бы учиться».
«Представь, что есть две школы А и Б. В школе А в каждом классе есть живой уголок: в клетках живут птицы, черепахи, хомяки, но цветов в этой школе очень мало. В школе Б наоборот живого уголка нет, но много цветов. В какой школе ты хотел бы учиться? Если тебе больше нравится школа А, подчеркни букву А (показывает на доске, затем стирает). А если школа Б - букву Б (показывает на доске, затем стирает). Помни. Надо подчеркивать только одну букву».
Психолог ходит по классу, проверяя, как дети поняли инструкцию и выполнили первое задание. В ходе дальнейшей работы инструкция может быть повторена как для группы в целом, так и для отдельного ребенка. Важно, однако, чтобы это не влияло на делаемый ребенком выбор. За правильным выполнением инструкции следует следить на протяжении всего выполнения методики.
«Теперь поставьте ручки на следующую строчку-прямоугольник с цифрой 1 (рисует на доске перед буквами) и буквами А и Б. Все нашли? Покажите. (вместе с ассистентом проходит по рядам, проверяя). Слушайте следующий рассказ».
Эта процедура должна повторяться перед каждым заданием. Перед заданием 10 – «В этой строчке - две цифры 1 и 0», а перед заданием 11 – «последняя строчка». В тех случаях, когда все дети в группе хорошо ориентируются на плоскости листа и знают цифры, подобная процедура может быть ограничена первыми тремя заданиями.
Текст надо читать дословно. Повторять его психолог может столько раз, сколько потребуется для того, чтобы все дети в группе поняли задание, но заменять слова или перефразировать нельзя.
Задания:
1. В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки чтения, математики, а уроки рисования, физкультуры, музыки - не каждый день. А в школе Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
2. В школе А не делают замечаний, если встанешь во время уроков, поговоришь с соседом, выйдешь из класса вез спросу. А в школе Б от первоклассника требуют, чтобы он внимательно слушал учителя - и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку. Если надо что-то сказать или выйти. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
3. В школе А дети должны ходить в школу каждый день, а в школу Б ходят только, если хотят. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
4. В школе А дети носят разную одежду, школьной формы у них нет, а в школе Б все дети носят школьную форму. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А, подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.
5. В школе А дети приходят в класс и их всех учит одна учительница, а в школе Б учительница может сама приходить к ребенку и учить его одного всему, что проходят в школе. В какой школе ты хотел бы учиться? Если в школе А. Подчеркни букву А. Если в школе Б - букву Б.