Файл: Исследование готовностей детей к школьному обучению (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 97

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ

1.2. ГܳОТܳОܳВܳНܳОСТܳЬ К ОБУЧЕܳНܳИܳЮ В ШܳКܳОܳЛЕ ДЕТЕܳЙ ДܳОܳШܳКܳОܳЛܳЬܳНܳИܳКܳОܳВ: СУܳЩܳНܳОСТܳЬ И СܳОܳДЕРܳЖАܳНܳИЕ

1.3. ПРܳОܳЯܳВܳЛЕܳНܳИЕ ГܳОТܳОܳВܳНܳОСТܳИ РЕБЕܳНܳКА К ОБУЧЕܳНܳИܳЮ К ШܳКܳОܳЛЕ, КРܳИТЕРܳИܳИ И ПܳОܳКАܳЗАТЕܳЛܳИ ЕЕ ОܳЦЕܳНܳКܳИ

ГЛАВА II. Экспериментальная проверка технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

2.1. Организация экспериментальной проверки технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

2.2. Реализация технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации

2.3. Результаты диагностики

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Реформационные процессы, происходящие в отечественном образовательном пространстве, требуют новых подходов к проблеме подготовки детей к обучению в школе. Решение этого вопроса во многом является основой, от которой зависят дальнейшие успехи ребенка в учебной деятельности, самодостаточность и самочувствие, в свою очередь, влияющие на его психическое и соматическое здоровье.

Подготовка к школьному обучению – важный шаг в воспитании и обучении ребенка в семье и дошкольном учреждении. Ее содержание определяется требованиями, которые школа выдвигает ребенку. Таким образом, поступление в школу и первоначальная стадия обучения активизируют перемену всей жизни и деятельности ребенка. Данный этап является сложным для детей, которые приходят в школу в 6‒7 лет.

Учеба в школе требует нужного количества знаний, желания учиться, положительного взгляда относительно обучения, умения выполнять поставленные задачи. Школу можно назвать стартом к новой сфере жизни, вступлением ребенка в мир, который полон новыми знаниями, нормами поведения, обязанностями и различными отношениями с людьми разного возраста и разных характеров. Это способствует появлению такой важнейшей задачи воспитателей в подготовительных группах, как воспитание у своих воспитанников дикого увлечения будущим обучением в школе. Сотрудники дошкольных учреждений прилагают немалые усилия, чтобы сформировать готовность к школе в конце дошкольного возраста. Итогом этих усилий является стремление к учебе в школе и желание стать первоклассником, школьником.

Степень разработанности проблемы. Анализ научно-педагогической литературы показал, что проблема формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации, имеет достаточно широкое обсуждение в научном мире. Отмечается важность данной проблемы; теоретические аспекты проблемы; практические аспекты проблемы.

В то же время, анализ показал, что проблема методико-технологического обеспечения формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации недостаточно проработана.

Изложенное позволило выделить, сложившееся противоречие между необходимостью формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации и недостаточной разработанностью ее теоретико-методологического обеспечения.


Выявленное противоречие определило проблему настоящего исследования, сущность которого заключается необходимости разработки технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации.

Все выше обозначенное определило тему «Исследование готовности детей к школьному обучению».

Объектом исследования выступает воспитательно-развивающий процесс формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Предметом научного исследования являются педагогическая технология формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

Цель исследования: разработать и обосновать технологию формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации и экспериментально ее проверить.

Гипотеза исследования основывается на том, что процесс подготовки старших дошкольников к школьному обучению будет эффективным, если:

‒ вся педагогическая деятельность по формирования готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе выступает основным направлением воспитательно-образовательного процесса в детском саду;.

- основанием педагогической технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации выступает её модель, базирующаяся на системном и целостном подходах;

‒ научно-методическое обеспечение технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации, представлено как совокупность: авторской программы (виды игр и игровых упражнений, направленных на формирование психологической и физической готовности ребенка к школьному обучению; средства психолого-педагогической диагностики уровня готовности к школьного обучения; личностных способностей воспитателя).

Задачи исследования:

  1. Выявить требования, предъявляемые к подготовке детей к обучению школе.
  2. Определить готовность к обучению в школе детей дошкольников: сущность и содержание.
  3. Изучить проявление готовности ребенка к обучению к школе, критерии и показатели ее оценки.
  4. Выявить технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации .
  5. Дать организацию организацииэкспериментальной проверки технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации .
  6. Рассмотреть реализацию технологии формирования готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной организации.

Теоретико-методологические основы исследования. Составили философские, научные и методические труды зарубежных и отечественных ученых по проблеме настоящего исследования (7).

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация); эмпирические (наблюдение, беседы, анкетирование, экспертная оценка, тестирование), включая статистические методы обработки экспериментальных данных. Для ба проверки ба гипотезы и ба обоснования ба результата работы ба были использованы ба следующие ба методы: ба теоретический ба анализ; группа диагностических ба методик: ба тест – опросник ба родительского ба отношения к детям (А.Я. ба Варга, В.В. ба Столина); анкета ба на ба определение ба школьной ба мотивации, методика ба «Школьная ба мотивация» ба (А.М. Шуберта). Методика ба «Экспертная оценка ба волевых ба проявлений ба личности» ба (модифицированный ба вариант методики «Изучение ба волевых ба проявлений» ба Г.А. Урунтаевой, ба Ю.А. Афонькиной).

Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что материалы работы могут быть использованы: в практической деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений; в разработке различных развивающих программ; в вузовской системе в процессе профессиональной подготовки студентов высших учебных заведений; при разработке рабочих программ по педагогическим дисциплинам, в системе повышения квалификации работников образования.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные теоретические выводы, предложения и рекомендации исследования докладывались автором и получили одобрение на различных научных форумах: обсуждение на кафедре социальной педагогики Российского государственного университета; участие в XXIII-х педагогических чтениях кафедры социальной педагогики РГСУ (март 2016).

База исследования. Исследование осуществлялось на базе ГБОУ «Школы № 1392 имени Д. В. Рябинкина» (Дошкольное отделение 1) и состояло из нескольких этапов.

Основные этапы исследования. На первом этапе ‒ поисково-подготовительном ‒ выполнен теоретический обзор литературы, осуществлено изучение и анализ опыта работы дошкольных учреждений по проблеме исследования, проверена актуальность избранного направления, разработаны исходные положения, определены методология и методика исследования. Это позволило сформулировать рабочую гипотезу, наметить программу ее экспериментальной проверки.


На втором этапе ‒ опытно-экспериментальном ‒ разработана программа исследования, проведен исследовательский эксперимент по выявлению уровня готовности к обучению в школе старших дошкольников в контрольной и экспериментальной группах детского сада, который состоял из двух этапов: констатирующего и формирующего. Была проведена диагностика уровня готовности к школьному обучению детей контрольной и экспериментальной групп.

На третьем этапе ‒ контрольно-обобщающем ‒ осуществлялся анализ и обобщение результатов предыдущих этапов исследования, формулирование вывода о подтверждении гипотезы на основании полученных результатов экспериментального исследования.

Обоснованность и достоверность полученных результатов определяется опорой на методологию исследования процесса подготовки к школьному обучению, синтезом и анализом теоретического и экспери­ментального материала, применением комплекса методов исследования, адекватного его объекту, цели, задачам и логике; методами математической обработки результатов опытного исследования; личным участием автора в экспериментальной и педагогической работе; сопоставлением полученных результатов с массовым педагогическим опытом.

Научная новизна исследования выражается в уточнении формирования готовности детей, а также определении специфики условий дошкольной образовательной организации. Практическая значимость исследования выражается в возможности использования результатов исследования в практике семейного консультирования.

ГЛАВА I. ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЁ ФОРМИРОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ШКОЛЕ

Требования, предъявляемые к подготовке детей к обучению школе, разрабатывались педагогами во все времена с тех пор как, появились общественные учебные заведения.


В Древней Греции и Риме педагогика развивалась как часть единой тогда науки ‒ философии и занимала видное место в учениях античных мыслителей (Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля, Квинтилиана и др.).

Так, Платон одним из первых стал рассматривать воспитание маленьких детей в системе, что содействовало дальнейшему развитию теории дошкольного образования. Особую значимость как средству воспитания и подготовки детей к школе он придавал играм, чтению мифов и литературных произведений. Аристотель призывал родителей готовить детей к школе с 5 лет, следовать природе и сочетать физическое, нравственное и умственное воспитание.

Квинтилиан расширил возрастные границы: он отводил на подготовку детей к школе возраст от 5 до 7 лет и указывал на необходимость систематических занятий с детьми при условии, что обучение должно быть «радостным». Основное внимание при подготовке детей к школе должно было уделяться развитию памяти, чувству языка, ритму [6].

С прогрессивными идеями в воспитании и обучении детей дошкольного возраста выступали такие представители эпохи Возрождения, как (Ф. Рабле, Э. Роттердамский, Т. Мор и др.). В их представлении особую ценность в воспитании готовности детей к обучению имели гуманные отношения между воспитателем и воспитанником, знание индивидуальных свойств ребенка. Они считали обязательной подготовку детей к предстоящему обучению, определяли необходимые ребенку умения и навыки для успешного обучения, продумывали содержание методик подготовки к школе.

Педагогические взгляды Кампанеллы выражены в его книге «Город солнца». Он указывал на необходимость начинать общественное воспитание детей с 2 лет, а с 3-летнего возраста учить их правильной речи и азбуке, используя наглядные изображения. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей.

Дальнейшее развитие идеи педагогов-гуманистов получили в работах Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и др. Они выступали против авторитарного воспитания и обучения «малолеток».

Я.А. Коменский призывал родителей и педагогов ответственно подходить к поступлению ребенка в школу и заранее готовиться к нему: «Все человеческие дела, если ими заниматься с пользой, требуют осмотрительности и должной подготовки, неразумно поступают те родители, которые без всякой подготовки ведут своих детей в школы». Он рассматривал шести-семилетний возраст детей как оптимальный для поступления в школу [12].

И.Г. Песталоцци, принимая мать в качестве основного воспитателя ребенка, тем не менее, для детей, которые не могут получить в семье надлежащего воспитания, предлагал организовать при школах специальные классы, которые могли бы осуществить преемственность между дошкольным и школьным воспитанием, что было чрезвычайно важно в плане подготовки детей к обучению [15].