Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности закрепляется в ст. 34 Конституции Российской Федерации[1]. Однако это свободное использование все же имеет некоторые ограничения. Таким образом, осуществление предпринимательской деятельности требует наличия специального разрешения (лицензии), выданного соответствующим лицензирующим органом, которое дает право лицу осуществлять определенный вид деятельности при соблюдении установленных правил и требований.

Объектом исследования является порядок лицензирования отдельных видов деятельности.

В качестве предмета исследования выступает совокупность норм гражданского права, определяющих содержание и особенности лицензирования.

Целью работы является рассмотрение порядка лицензирования отдельных видов деятельности.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • исследовать назначение лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности;
  • рассмотреть принципы лицензирования предпринимательской деятельности;
  • дать характеристику основных положений закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • выявить проблемы лицензирования отдельных видов деятельности.

Научно-методическая основа работы. Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Основы лицензирование отдельных видов деятельности в России

1.1. Назначение лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности

Процедура лицензирования - это совокупность мероприятий, направленных на предоставление, возобновлений или прекращение действия лицензии, аннулирование разрешения; совокупность мер, связанных с контролем лицензирующих органов за соблюдением требований лицензионного соглашения, а также ведение реестров лицензий[2].


О назначение лицензирования говорится в ст. 2 Федерального закона от
4 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»[3]. Так,
лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется с целью предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что главной целью лицензирования является гарантия непричинения, предупреждения, а также пресечение ущерба, который может быть вызван осуществлением отдельных видов деятельности[4].

Прежде всего, этому способствует установление лицензионных требований, которые являются обязательными для соблюдения и при несоответствии которым предприниматель не может быть допущен к осуществлению определенной деятельности, что служит гарантией максимально безопасного осуществления предпринимательской деятельности. Таким образом, на стадии получения лицензии или ее переоформления компетентные государственные органы осуществляют лицензионный контроль, который сводит к минимуму возможность причинения ущерба[5]. Однако установленные законом требования к осуществлению предпринимательской деятельности не могут нарушать принцип свободы предпринимательства и неоправданно препятствовать законному осуществлению предпринимательской деятельности[6].

Понятие «вид деятельности» в современном российском праве оказалось одной из самых употребляемых и самой неразработанной категорией. Прежде всего, следует отметить, что современное российское законодательство, то ли вследствие небрежности, то ли в результате отсутствия опыта такого регулирования применительно к юридическим лицам, включило ссылку на вид деятельности в понятие правоспособности (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации[7]. Этот вывод следует из простого сопоставления названия статьи «Правоспособность юридического лица» и ее текста, в котором наряду с иными проблемами речь идет и о лицензировании отдельных видов деятельности. Применительно к гражданскому законодательству проблема состоит в том, что содержание понятия «вид деятельности» не получило в дальнейшем ни развития, ни определения. ГК РФ установил, что отдельными видами деятельности можно заниматься на основании лицензии, но что такое вид деятельности, сколько таких видов деятельности может быть и как эти виды соотносятся с правоспособностью юридического лица — осталось за пределами гражданско-правового регулирования.


Дело в том, что вид деятельности — это определенная часть экономической активности, фактические действия, совершаемые хозяйствующим субъектом по поводу конкретных объектов гражданского оборота. В отличие от этого правоспособность есть способность приобретать права и обязанности. Иными словами, вид деятельности — это строительство домов, железнодорожная перевозка, производство обуви или иных товаров, то есть фактическое содержание того, что делает предприниматель. Отдельные виды деятельности осуществлялись и будут осуществляться независимо от того, урегулировано это законом или нет и насколько адекватным и эффективным будет такое регулирование. По существу вид деятельности — это не правовое, а экономическое понятие, поскольку перечень видов деятельности является практически перечнем отраслей экономики, или (как обозначали раньше) отраслей народного хозяйства. Более того, в силу экономического характера данного понятия невозможно представить себе сколько-нибудь полный перечень видов деятельности, хотя попытки их систематизации предпринимаются постоянно и столь же безуспешно[8].

Этот краткий обзор оставляет открытым вопрос, существует ли правовое содержание у понятия «вид деятельности». В поисках юридического смысла данного понятия первое, на что следует обратить внимание, — содержание и признаки самого понятия «деятельность» [9].

В правоведении при широком употреблении названного термина практически нет сколько-нибудь состоятельного его определения. Даже в тех случаях, когда речь идет о регулировании конкретных видов деятельности (например, банковской, инвестиционной, биржевой), законодатель дает только общее описание этого феномена, а не его понятие[10]. В лучшем случае, в частности применительно к банковской деятельности, закон дает перечень операций, которые образуют эту самую деятельность. Хотя и здесь остается немало вопросов о содержании самой деятельности. Скажем, обязан ли каждый банк совершать все виды операций, чтобы считаться банком, или только три их вида, образующих конституирующее понятие банка?

В то же время практика в последнее время все чаше сталкивается с необходимостью разграничения понятий «действие» и «деятельность». Так, необходимость определения деятельности через признак систематичности подчеркивали судебные органы. Верховный суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июня 2006 г. по делу № 53-ад06-2 отметил, что отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг лицом, не зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, не образуют состав административного правонарушения при условии, если количество товара, его ассортимент, объемы выполненных работ, оказанных услуг и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что данная деятельность была направлена на систематическое получение прибыли[11].


Дальнейшее исследование понятия «деятельность» в юриспруденции наталкивается на то, что в современном российском праве нет ни самой дефиниции, ни правил формирования понятия «деятельность». Более того, некоторые авторы считают данный признак надуманным, что означает непонимание проблем разграничения правовой квалификации отдельных действий и их совокупности, например, в случаях привлечения к ответственности определенных субъектов[12].

Поэтому необходимо пользоваться философским и экономическим понятиями деятельности как базовыми, с тем, чтобы в дальнейшем сформулировать правовое понятие[13]. В соответствии с рядом высказываний можно представить, например, предпринимательскую деятельность как совокупность постоянно или систематически осуществляемых действий по производству и реализации на рынке материальных и нематериальных благ, по выполнению работ или оказанию услуг и использованию имущества.

Из изложенного можно сделать вывод, что с правовой точки зрения деятельность всегда предполагает длительность и постоянство осуществления отдельных видов действий, которые в совокупности позволяют достичь поставленной цели — получения прибыли[14].

На наш взгляд, понятие «вид деятельности» можно юридизировать за счет нескольких юридико-технических приемов, используемых в соответствии с целями права и социально-экономического назначения правовых норм. В таком качестве могут быть рассмотрены:

1. определение круга объектов прав, которые могут находиться в ведении хозяйствующего или иного субъекта;

2. ограничение характера и видов сделок и договоров, которые данный субъект может совершать;

3. определение пределов свободы воли субъекта в части выбора отдельных видов деятельности[15].

Из этих теоретических положений следует вывод, что лицензированию подлежат не отдельные операции, а их совокупность, образующая понятие «вид деятельности». В содержание лицензируемой деятельности должны включаться все необходимые для ее осуществления действия, договоры, сделки. Противоположный вывод приведет к тому, что на один и тот же вид деятельности нужно будет получать несколько видов лицензий[16].

Следующим аспектом обеспечения законности осуществления предпринимательской деятельности является лицензионный контроль, который представляет собой механизм выявления компетентными органами нарушений предпринимателями лицензионных требований (осуществляется посредством документарных проверок, плановых и внеплановых выездных проверок в отношении лицензиатов), механизма информирования компетентных органов контрагентами лицензиатов и иными лицами о нарушениях, допускаемых ими в ходе осуществления лицензируемых видов деятельности, законодательного закрепления прав и обязанностей компетентных органов, обеспечивающих должную реакцию на поступившую в орган информацию, механизма пресечения компетентными органами выявленных нарушений (путем выдачи предписаний об устранении нарушений лицензионных требований, приостановления действия лицензии или ее аннулирование, принудительной ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществлении деятельности без лицензии), также к нарушителям могут применяться меры административной и уголовной ответственности[17]. И лишь при функционировании всех указанных выше мер в совокупности возможно достижение цели лицензирования предпринимательской деятельности[18].


Вопрос о лицензировании предпринимательской деятельности является
достаточно сложным, так как имеет ряд особенностей. Так, например, для
каждого вида деятельности предъявляются различные требования, отличаются также и сроки лицензий[19]. Довольно важной проблемой является
то, что иногда государственным органам не представляется возможным
выполнить надлежащим образом полную проверку на соответствие
лицензионным требованиям, следствием чего может быть то, что лицензия
выдается предпринимателем, который осуществляет свою деятельность не в
соответствии с лицензионными требованиями[20].

Зачастую происходят и такие ситуации, когда при отказе в выдаче
лицензии, предпринимателю игнорирует данный отказ, а при аннулировании
лицензии, многие компании нередко не прекращают заниматься предпринимательской деятельностью при отсутствии лицензии, за что предусмотрена определенная ответственность, которая устанавливается в зависимости от вида предпринимательской деятельности[21].

Лицензирование сильно влияет на темпы развития предпринимательской деятельности, однако это влияние может быть и негативным. В России осуществление почти всех видов деятельности требует наличия специального разрешения и соблюдения особых требований и, таким образом, для урегулирования была создана довольно обширная нормативно-правовая база, которую достаточно сложно систематизировать, что в свою очередь усложняет процесс лицензирования. Таким образом, с целью упорядочения нормативной базы в сфере лицензирования предпринимательской деятельности в 4 мая 2011 г. был принят ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[22]. Наиболее важное значение имеет не столько первоначальный этап лицензирования, то есть выдача специального разрешения, сколько последующий контроль за соблюдением лицензионных требований предпринимателями. Так, при выявлении каких либо нарушений, лицензирующий орган имеет право аннулировать или приостановить действие лицензии[23].

1.2. Принципы лицензирования предпринимательской деятельности

Также, следует выделить основные принципы лицензирования предпринимательской деятельности.