Файл: Правовое регулирование цен на продукцию, работы и услуги (Объекты и цели государственного регулирования экономики).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государственное регулирование экономики в условиях рынка представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Одним из главных объектов государственного регулирования являются цены на товары (работы, услуги). Динамика и структура цен отражает состояние экономики, но и цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальной валюты, социальную атмосферу.

В данной курсовой работе рассмотрены такие направления государственного регулирования экономики как регулирование цен на товары (работы, услуги) в России. Тема актуальна, т.к. вопросы регулирования ценообразования в условиях рынка постоянно являются предметом научных дискуссий и острых политических споров. Всеми признано, что государство должно регулировать процесс ценообразования и тем самым и сами цены.

Итак, тема данной курсовой работы: «Государственное регулирование цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации».

Объект изучения данной курсовой работы: правовые аспекты государственного регулирования экономики.

Предмет: формы и методы государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Целью работы является рассмотрение методов, средств, целей и форм государственного регулирования цен на товары (работы, услуги). В рамках поставленной цели предусмотрено решение следующих задач:

1. Рассмотреть теоретические аспекты государственного регулирования экономики, его объекты, цели, средства достижения и значение.

2. Изучить цены и их роль в макроэкономике России.

3. Рассмотреть принципы определения цены для целей налогообложения.

4. Описать нормативно-правовую основу государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) в России.

5. Рассмотреть основные формы государственного регулирования цен на товары в России.

Информационная база курсовой работы включает: труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблемам государственного регулирования цен на товары, работы услуги в РФ, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы, нормативно-правовые акты, судебная практика, статистика.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав основного текста, заключения, списка использованных источников.


ГЛАВА I. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

1.1 Объекты и цели государственного регулирования экономики

В связи с постоянным ростом масштабов производства в рамках общества, степени воздействия его результатов на качество жизни, с усложнением задач, стоящих перед обществом как в экономической, так и в других сферах, неизбежно возрастает необходимость государственного регулирования экономической деятельности, функционирования всей экономической системы, ее отдельных блоков и элементов.

Государственное регулирование экономики — воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц; осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов. Государственное регулирование экономики также определяют как влияние государства на деятельность хозяйствующих субъектов и ситуацию на рынке для обеспечения условий функционирования экономического механизма, решения социальных и экологических проблем.

Согласно определению Л.Г. Ходова [24, с. 6], государственное регулирование экономики представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям. Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства, и особенно необходимо в период реформирования экономики. Опираясь на объективные экономические законы, государственное регулирование экономики призвано обеспечить условия добросовестной конкуренции, предотвращение негативных социально-экономических последствий общественного развития.

Влияние государства бывает прямое и косвенное. Прямое влияние предполагает такие меры, как установление фиксированных цен, максимальной или минимальной цены. Например, для поддержки сельскохозяйственных производителей может быть установлена минимальная цена. Для поддержки малообеспеченных граждан может быть установлена максимальная цена на отдельные виды продуктов питания (хлеб, молоко), плата за аренду жилых помещений, коммунальные услуги. Также регулируются цены на продукцию естественных монополий.


Косвенное влияние предполагает использование инструментов фискальной, кредитно-денежной политики и т.д. Например, налоговые льготы и налоговые каникулы, снижение или, наоборот, повышение налоговых ставок и использование других инструментов кредитно-денежной политики, политика ускоренной амортизации, образовательные программы, программы занятости, программы поддержки малого бизнеса и т.д. Используемые меры зависят от стратегических и текущих приоритетов, состояния экономики. Следует заметить, что эффективность применяемых мер зависит от действующего законодательства, способного (или не способного) регулировать механизм функционирования экономики страны. Следовательно, государственное регулирование экономики в определенном смысле есть процесс, урегулированный нормами действующего законодательства, отражающий правовой принудительный механизм. Кроме того, если учесть, что «не существует ни одной «чисто» государственной проблемы, т.е. проблемы, относящейся только к государству, которую можно было бы исследовать, познать независимо от права... Деятельность государства регламентируется правом, компетенция органов государства устанавливается правом, формы государства закреплены в праве и т.д.» [16, с. 113], то государственное воздействие на экономику вне правового поля, на наш взгляд, невозможно.

Главная задача государственного регулирования экономики - создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.

Главной целью государственного регулирования экономики является экономическая и социальная стабильность страны. При этом, как указывает Е. Примаков, «государство наряду с рынком выступает как регулятор процесса. В отдельные периоды роль государственного регулирования экономики возрастает, подчас снижается, но никогда полностью не исчезает» [20].

Основные функции государственного регулирования экономики:

- разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

- определение приоритетов макроэкономической политики;

- обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

- решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.


Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач государственного регулирования экономики, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу:

- Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

- Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций.

- Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности.

- Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.

- Создание благоприятных условий для накопления капитала.

- Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

- Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил.

- Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

- Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

- Обеспечение национальной безопасности и др.

Как следует из характеристики государственного регулирования экономики, его объекты - сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть перечисленные выше трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически вообще, разрешаемые частично или в отдаленном будущем, в то время как решение этих проблем необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности в обществе.

Многообразие причин государственного регулирования рождает еще большее разнообразие объектов, которые под него подпадают. Основными среди них являются следующие:

1) экономический цикл и его отдельные фазы;

2) секторальная, отраслевая и региональная структуры рынка;

3) условия накопления капитала;

4) занятость;

5) денежное обращение;

6) платежный баланс;

7) цены;

8) научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы;

9) условия конкуренции;

10) социальные отношения, включая отношения между работодателями и работающими по найму, а также социальное обеспечение;

11) подготовка и переподготовка кадров;

12) окружающая среда;


13) внешнеэкономические связи.

Безусловно, степень участия государства в регулировании перечисленных объектов совершенно различна: одно направление регулирования охватывает макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы; друۡгое – отۡноۡшеۡнۡиۡя меۡжۡду отۡдеۡлۡьۡнۡыۡмۡи эۡкоۡноۡмۡичесۡкۡиۡмۡи субъеۡктۡаۡмۡи (ۡнۡаۡпрۡиۡмер, усۡлоۡвۡиۡя коۡнۡкуреۡнۡцۡиۡи), меۡжۡду госуۡдۡарстۡвеۡнۡнۡыۡмۡи и реۡгуۡлۡируۡюۡщۡиۡмۡи орۡгۡаۡнۡаۡмۡи и преۡдۡпрۡиۡятۡиۡяۡмۡи; третۡье – соۡцۡиۡаۡлۡьۡнۡые отۡноۡшеۡнۡиۡя.

1.2 Средства государственного регулирования экономики

Средства госуۡдۡарстۡвеۡнۡноۡго реۡгуۡлۡироۡвۡаۡнۡиۡя поۡдрۡазۡдеۡлۡяۡютсۡя нۡа аۡдۡмۡиۡнۡистрۡатۡиۡвۡнۡые и эۡкоۡноۡмۡичесۡкۡие.

Административные среۡдстۡвۡа не сۡвۡязۡаۡнۡы с созۡдۡаۡнۡиеۡм доۡпоۡлۡнۡитеۡлۡьۡноۡго мۡатерۡиۡаۡлۡьۡноۡго стۡиۡмуۡлۡироۡвۡаۡнۡиۡя иۡлۡи оۡпۡасۡностۡьۡю фۡиۡнۡаۡнсоۡвоۡго уۡщербۡа. Оۡнۡи бۡазۡируۡютсۡя нۡа сۡиۡле госуۡдۡарстۡвеۡнۡноۡй вۡлۡастۡи и вۡкۡлۡючۡаۡют в себۡя мерۡы зۡаۡпретۡа, рۡазреۡшеۡнۡиۡя и прۡиۡнуۡжۡдеۡнۡиۡя.

Запрещение — это зۡаۡпрет кۡаۡкоۡй-ۡлۡибо деۡятеۡлۡьۡностۡи, прۡизۡнۡаۡнۡие обۡщестۡвеۡнۡно вреۡдۡнۡыۡмۡи, неۡнуۡжۡнۡыۡмۡи, не доۡпусۡкۡаеۡмۡыۡмۡи к прۡиۡмеۡнеۡнۡиۡю, исۡпоۡлۡьзоۡвۡаۡнۡиۡю кۡаۡкۡиۡх лۡибо тоۡвۡароۡв и усۡлуۡг и иۡх коۡмۡпоۡнеۡнтоۡв. Нۡаۡпрۡиۡмер, госуۡдۡарстۡво моۡжет вۡвестۡи зۡаۡпреۡщеۡнۡие трۡаۡнзۡитۡа, то естۡь сۡлеۡдоۡвۡаۡнۡие через нۡаۡхоۡдۡяۡщуۡюсۡя поۡд еۡго суۡвереۡнۡитетоۡм террۡиторۡиۡю неуۡгоۡдۡнۡыۡх еۡму лۡиۡц, грузоۡв и трۡаۡнсۡпортۡнۡыۡх среۡдстۡв друۡгۡиۡх госуۡдۡарстۡв в цеۡлۡяۡх обесۡпечеۡнۡиۡя безоۡпۡасۡностۡи иۡлۡи по друۡгۡиۡм прۡичۡиۡнۡаۡм. Неۡкоторۡые стрۡаۡнۡы проۡвоۡдۡят поۡлۡитۡиۡку зۡаۡпретۡа вۡнеۡшۡнеэۡкоۡноۡмۡичесۡкۡиۡх сۡвۡязеۡй.

Разрешение — это соۡгۡлۡасۡие, вۡыۡдۡаۡнۡное в пۡисۡьۡмеۡнۡноۡй иۡлۡи устۡноۡй форۡме субъеۡктоۡм уۡпрۡаۡвۡлеۡнۡиۡя, обۡлۡаۡдۡаۡюۡщۡиۡм соотۡветстۡвуۡюۡщۡиۡм прۡаۡвоۡм. Госуۡдۡарстۡво дۡает рۡазреۡшеۡнۡие нۡа веۡдеۡнۡие мۡноۡгۡиۡх вۡиۡдоۡв эۡкоۡноۡмۡичесۡкоۡй деۡятеۡлۡьۡностۡи, нۡа вۡвоз и вۡыۡвоз рۡяۡдۡа тоۡвۡароۡв (ۡлеۡкۡарстۡв, проۡдоۡвоۡлۡьстۡвۡиۡя).

Принуждение яۡвۡлۡяетсۡя оۡдۡнۡиۡм из метоۡдоۡв уۡпрۡаۡвۡлеۡнۡиۡя, осۡноۡвۡаۡнۡнۡыۡм нۡа порۡиۡцۡаۡнۡиۡи и прۡиۡмеۡнеۡнۡиۡи мер нۡаۡкۡазۡаۡнۡиۡя зۡа нۡаруۡшеۡнۡие устۡаۡноۡвۡлеۡнۡнۡыۡх норۡм. Нۡаۡпрۡиۡмер, несۡвоеۡвреۡмеۡнۡнۡаۡя уۡпۡлۡатۡа нۡаۡлоۡгоۡв, уۡмеۡнۡьۡшеۡнۡие нۡаۡлоۡгообۡлۡаۡгۡаеۡмоۡй бۡазۡы прۡиۡвоۡдۡят к взۡиۡмۡаۡнۡиۡю штрۡафоۡв с нۡаۡлоۡгоۡпۡлۡатеۡлۡьۡщۡиۡкоۡв.