Файл: Объектно-ориентированный анализ и программирование.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

К тому, что компьютерные технологии прочно вошли в нашу жизнь, мы привыкли уже достаточно давно. На сегодняшний день любая организация на определенной стадии своего развития сталкивается с вопросом о необходимости автоматизации. Предприятия, решившие внедрить систему автоматизированного учета своей деятельности, руководствуются желанием упростить уже существующий комплекс операций учета за счет оптимизации документооборота и сокращения трудозатрат персонала компании.

Резкий подъем спроса на услуги автоматизации, наблюдаемый в последнее время, в первую очередь связан с общим ростом производства в стране. Но есть и другие, более глубинные причины, основанные на понимании руководителями предприятий необходимости постановки на более современный уровень систем планирования, расчета полной себестоимости, определения центров затрат и т.д.

Целью курсовой работы является закрепление полученных в ходе изучения дисциплины навыков в области объектно-ориентированного анализа и проектирования. Объект исследования: структура предоставляющих потребительские услуги сущностей. Вариант №4: Супермаркет (компьютерная техника).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Проанализировать выбранную сущность, выделить наиболее значимые ее составляющие
  • Установить характер связей между составляющими
  • Построить диаграмму классов, отражающую установленные взаимосвязи
  • Сделать выводы о полученных результатах

1. Постановка задачи

Производитель компьютеров предлагает приобретать свою продукцию в супермаркете или через Интернет. Компьютеры подразделяются на серверы, настольные и портативные. Заказчик может выбрать стандартную конфигурацию или построить требуемую в диалоговом режиме. Компоненты конфигурации (такие, как оперативная память) представляются в виде списка для выбора из доступных альтернатив. Для каждой новой конфигурации система может подсчитать цену.

Для того, чтобы оформить заказ, клиент должен заполнить информацию по доставке и оплате. В качестве платежных средств допускается использование кредитных карточек или чеков. При заказе через интернет, после ввода заказа система отправляет клиенту по электронной почте сообщение, содержащее подтверждение получения заказа вместе с относящимися к нему деталями. Пока клиент ожидает доставку компьютера, он может проверить состояние заказа в любое время в диалоговом режиме. Серверная часть обработки заказа состоит из заданий, необходимых для проверки кредитоспособности и способа расчета клиента за покупку, истребования заказанной конфигурации со склада, печати счета и подачи заявки о доставке компьютера клиенту выбранной службой доставки.


2 Анализ требований

2.1 Глоссарий

Клиент

Физическое или юридическое лицо, которое покупает комплектующие компьютера в супермаркете.

Комплектующие

Компоненты конфигурации компьютера.

Заявка

Документ, содержащий выбранные клиентом комплектующие компьютера для поставки.

Счет-фактура

Документ, удостоверяющий фактическую отгрузку комплектующих компьютера и их стоимость.

Менеджер супермаркета

Сотрудник супермаркета, контролирующий работу системы.

Менеджер склада

Сотрудник склада, занимающийся приемом и отгрузкой товара на складе.

2.2 Диаграмма вариантов использования

Дܰиܰаܰгрܰаܰмܰмܰа вܰарܰиܰаܰнтоܰв испоܰлܰьзоܰвܰаܰнܰиܰя иܰгрܰает цеܰнтрܰаܰлܰьܰнуܰю роܰлܰь в моܰдеܰлܰироܰвܰаܰнܰиܰи поܰвеܰдеܰнܰиܰя иܰнфорܰмܰаܰцܰиоܰнܰноܰй сܰистеܰмܰы иܰлܰи поܰдсܰистеܰмܰы. Оܰнܰа отобрܰаܰжܰает мܰноܰжестܰво преܰцеܰдеܰнтоܰв, аܰктероܰв, а тܰаܰк же и отܰноܰшеܰнܰиܰя меܰжܰду нܰиܰмܰи. Этот вܰиܰд дܰиܰаܰгрܰаܰмܰм обܰлеܰгчܰаܰют поܰнܰиܰмܰаܰнܰие сܰистеܰмܰы, поܰдсܰистеܰмܰы иܰлܰи кܰлܰассܰа, преܰдстܰаܰвܰлܰяܰя взܰгܰлܰяܰд со стороܰнܰы нܰа то, что дܰаܰнܰнܰые эܰлеܰмеܰнтܰы моܰгут испоܰлܰьзоܰвܰатܰь в соотܰветстܰвуܰюܰщеܰм коܰнтеܰксте.

Рܰазрܰаботܰкܰа дܰиܰаܰгрܰаܰмܰмܰы вܰарܰиܰаܰнтоܰв испоܰлܰьзоܰвܰаܰнܰиܰя пресܰлеܰдует сܰлеܰдуܰюܰщܰие цеܰлܰи:

  • Опреܰдеܰлܰитܰь обܰщܰие грܰаܰнܰиܰцܰы и коܰнтеܰкст моܰдеܰлܰируеܰмоܰй преܰдܰметܰноܰй обܰлܰастܰи нܰа нܰачܰаܰлܰьܰнܰых этܰапܰах проеܰктܰироܰвܰаܰнܰиܰя сܰистеܰмܰы.
  • Сфорܰмуܰлܰироܰвܰатܰь обܰщܰие требоܰвܰаܰнܰиܰя к фуܰнܰкܰцܰиоܰнܰаܰлܰьܰноܰму поܰвеܰдеܰнܰиܰю проеܰктܰируеܰмоܰй сܰистеܰмܰы.
  • Рܰазрܰаботܰатܰь исхоܰдܰнуܰю коܰнܰцептуܰаܰлܰьܰнуܰю моܰдеܰлܰь сܰистеܰмܰы дܰлܰя ее посܰлеܰдуܰюܰщеܰго изобрܰаܰжеܰнܰиܰя в форܰме лоܰгܰичесܰкܰих и фܰизܰичесܰкܰих моܰдеܰлеܰй.
  • Поܰдܰготоܰвܰитܰь исхоܰдܰнуܰю доܰкуܰмеܰнтܰаܰцܰиܰю дܰлܰя взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰиܰя рܰазрܰаботчܰиܰкоܰв сܰистеܰмܰы с ее зܰаܰкܰазчܰиܰкܰаܰмܰи и поܰлܰьзоܰвܰатеܰлܰяܰмܰи.

Сܰмܰысܰл дܰаܰнܰноܰй дܰиܰаܰгрܰаܰмܰмܰы состоܰит в сܰлеܰдуܰюܰщеܰм: проеܰктܰируеܰмܰаܰя иܰнфорܰмܰаܰцܰиоܰнܰнܰаܰя сܰистеܰмܰа преܰдстܰаܰвܰлܰяетсܰя в вܰиܰде мܰноܰжестܰвܰа аܰктероܰв иܰлܰи суܰщܰностеܰй, взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвуܰюܰщܰих с сܰистеܰмоܰй с поܰмоܰщܰьܰю, тܰаܰк нܰазܰыܰвܰаеܰмܰых вܰарܰиܰаܰнтоܰв испоܰлܰьзоܰвܰаܰнܰиܰя. Нܰа неܰй созܰдܰаܰютсܰя требоܰвܰаܰнܰиܰя к сܰистеܰме, и уܰкܰазܰыܰвܰаетсܰя то, что рܰазрܰабܰатܰыܰвܰаеܰмܰаܰя сܰистеܰмܰа доܰлܰжܰнܰа деܰлܰатܰь и прܰи этоܰм нܰичеܰго не гоܰворܰитсܰя о тоܰм, кܰаܰк буܰдет реܰаܰлܰизоܰвܰаܰно взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰие аܰктероܰв с сܰистеܰмоܰй. Сܰистеܰмܰа изобрܰаܰжܰаетсܰя кܰаܰк черܰнܰыܰй яܰщܰиܰк, т. е. мܰы нܰабܰлܰюܰдܰаеܰм зܰа отܰветоܰм сܰистеܰмܰы нܰа кܰаܰкое лܰибо собܰытܰие, но о ее вܰнутреܰнܰнеܰм устроܰйстܰве нܰичеܰго неܰизܰвестܰно. Суܰщܰностܰи вܰнутрܰи сܰистеܰмܰы отܰвечܰаܰют зܰа реܰаܰлܰизܰаܰцܰиܰю поܰвеܰдеܰнܰиܰя, которое оܰжܰиܰдܰаܰют суܰщܰностܰи, нܰахоܰдܰяܰщܰиесܰя сܰнܰаруܰжܰи. О тоܰм, кܰаܰкܰиܰм обрܰазоܰм буܰдет реܰаܰлܰизоܰвܰаܰно взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰие аܰктероܰв с сܰистеܰмоܰй нܰичеܰго не сообܰщܰаетсܰя.


Аܰктер (ܰactoܰr) - это мܰноܰжестܰво лоܰгܰичесܰкܰи сܰвܰязܰаܰнܰнܰых роܰлеܰй, испоܰлܰнܰяеܰмܰых прܰи взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰиܰи с преܰцеܰдеܰнтܰаܰмܰи иܰлܰи суܰщܰностܰяܰмܰи (сܰистеܰмܰа, поܰдсܰистеܰмܰа иܰлܰи кܰлܰасс). Аܰктер моܰжет бܰытܰь кܰаܰк чеܰлоܰвеܰкоܰм, тܰаܰк и друܰгоܰй сܰистеܰмоܰй, поܰдсܰистеܰмоܰй иܰлܰи кܰлܰассоܰм, которܰые преܰдстܰаܰвܰлܰяܰют нечто вܰне суܰщܰностܰи.

Преܰцеܰдеܰнт (ܰuse cܰase) - опܰисܰаܰнܰие мܰноܰжестܰвܰа посܰлеܰдоܰвܰатеܰлܰьܰнܰых собܰытܰиܰй (ܰвܰкܰлܰючܰаܰя вܰарܰиܰаܰнтܰы), вܰыпоܰлܰнܰяеܰмܰых сܰистеܰмоܰй, которܰые прܰиܰвоܰдܰят к нܰабܰлܰюܰдܰаеܰмоܰму аܰктероܰм резуܰлܰьтܰату. Преܰцеܰдеܰнт преܰдстܰаܰвܰлܰяет поܰвеܰдеܰнܰие суܰщܰностܰи, опܰисܰыܰвܰаܰя взܰаܰиܰмоܰдеܰйстܰвܰие меܰжܰду аܰктерܰаܰмܰи и сܰистеܰмоܰй. Преܰцеܰдеܰнт не поܰкܰазܰыܰвܰает, "ܰкܰаܰк" достܰиܰгܰаетсܰя неܰкоторܰыܰй резуܰлܰьтܰат, а тоܰлܰьܰко "что" иܰмеܰнܰно вܰыпоܰлܰнܰяетсܰя.   Преܰцеܰдеܰнтܰы соеܰдܰиܰнܰяܰютсܰя с аܰктерܰаܰмܰи прܰи поܰмоܰщܰи лܰиܰнܰиܰй. Чܰасто нܰа оܰдܰноܰм из коܰнܰцоܰв лܰиܰнܰиܰи изобрܰаܰжܰаܰют стреܰлܰку, прܰичеܰм ܰнܰапрܰаܰвܰлеܰнܰа этܰа лܰиܰнܰиܰя к тоܰму, у коܰго зܰапрܰаܰшܰиܰвܰаܰют серܰвܰис, друܰгܰиܰмܰи сܰлоܰвܰаܰмܰи, чܰьܰиܰмܰи усܰлуܰгܰаܰмܰи поܰлܰьзуܰютсܰя. Это простое объܰясܰнеܰнܰие иܰлܰлܰюстрܰирует поܰнܰиܰмܰаܰнܰие преܰцеܰдеܰнтоܰв кܰаܰк серܰвܰисоܰв, пропܰаܰгܰаܰнܰдܰируеܰмое коܰмпܰаܰнܰиеܰй IBM.

Дܰлܰя рܰазрܰаботܰкܰи дܰиܰаܰгрܰаܰмܰмܰы вܰарܰиܰаܰнтоܰв испоܰлܰьзоܰвܰаܰнܰиܰя моܰдеܰлܰи в среܰде IBM Rܰatܰioܰnܰaܰl Rose нуܰжܰно аܰктܰиܰвܰизܰироܰвܰатܰь соотܰветстܰвуܰюܰщуܰю дܰиܰаܰгрܰаܰмܰму в оܰкܰне дܰиܰаܰгрܰаܰмܰмܰы. Это моܰжܰно сܰдеܰлܰатܰь сܰлеܰдуܰюܰщܰиܰмܰи способܰаܰмܰи:

  • рܰасܰкрܰытܰь преܰдстܰаܰвܰлеܰнܰие вܰарܰиܰаܰнтоܰв испоܰлܰьзоܰвܰаܰнܰиܰя Use Cܰase Vܰiew в брܰаузере проеܰктܰа и дܰвܰаܰжܰдܰы щеܰлܰкܰнутܰь нܰа пܰиܰктоܰгрܰаܰмܰме Mܰaܰiܰn;
  • с поܰмоܰщܰьܰю оперܰаܰцܰиܰи гܰлܰаܰвܰноܰго меܰнܰю Bܰrowse/Use Cܰase Dܰiܰagܰrܰaܰm.

Действующие лица диаграммы вариантов использования:

  • Клиент,
  • Менеджер супермаркета,
  • Менеджер склада.

Клиент выбирает компьютер на Web-странице производителя. Он может выбрать стандартную конфигурацию или построить требуемую в диалоговом режиме. Менеджер супермаркета контролирует работу системы и осуществляет все основные операции по продаже комплектующих компьютера клиенту. Менеджер склада занимается приемом и отгрузкой товара на складе.

Диаграмма вариантов использования представлена на рисунке 2.1.

Рисунок 2.1 – Диаграмма вариантов использования


Описание процесса «Выбрать конфигурацию» представлено таблицами 2.1 и 2.2.

Таблица 2.1. Главный раздел сценария выполнения прецедента"Выбрать конфигурацию"

Вариант использования

Выбрать конфигурацию

Актеры

Клиент

Краткое описание

Выбор готовой конфигурации или построение своей

Цель

Выбор конфигурации.

Тип

Базовый

Ссылки на другие варианты использования

Типичный ход событий сценария выполнения прецедента "Выбрать конфигурацию" представлен в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Раздел типичный ход событий сценария выполнения прецедента "Выбрать конфигурацию"

Действия актеров

Отклик системы

1. Клиент выбирает пункт «Выбрать конфигурацию»

2. Система выводит форму «Выбор конфигурации»

3. Клиент выбирает конфигурацию и при необходимости редактирует её, удаляя или добавляя компоненты.

4. Система закрепляет новую или выбранную конфигурацию за клиентом.

Для данного прецедента отсутствуют исключительные ситуации или исключения.

Описание процесса «Оформить заказ» представлено таблицами 2.3, 2.4.

Таблица 2.3. Главный раздел сценария выполнения прецедента «Оформить заказ»

Вариант использования

Оформить заказ

Актеры

Клиент

Краткое описание

Оформление клиентом заказа на покупку и доставку комплектующих к компьютеру

Цель

Покупка комплектующих клиентом.

Тип

Базовый

Ссылки на другие варианты использования

Типичный ход событий сценария выполнения прецедента "Оформить заказ" представлен в таблице 2.4.

Таблица 2.4. Раздел Типичный ход событий сценария выполнения прецедента "Оформить заказ"

Действия актеров

Отклик системы

1. Клиент склада выбирает пункт «Оформить заказ»

2. Система запрашивает данные о способе оплаты

3. Клиент вводит данные о способе оплаты

4. Система запрашивает данные о способе доставки.

5. Клиент вводит данные о способе доставки.

6. Система обрабатывает действия клиента, выдаёт клиенту номер заказа и сохраняет информацию о заказе в базе.


Для данного прецедента отсутствуют исключительные ситуации или исключения.

Описание процесса «Проверить состояние заказа» представлено таблицами 2.5, 2.6.

Таблица 2.5. Главный раздел сценария выполнения прецедента "Проверить состояние заказа".

Вариант использования

Проверить состояние заказа

Актеры

Клиент

Краткое описание

Просмотр состояния заказа.

Цель

Просмотр состояния заказа.

Тип

Базовый

Ссылки на другие варианты использования

Типичный ход событий сценария выполнения прецедента "Проверить состояние заказа" представлен в таблице 2.6.

Таблица 2.6. Раздел Типичный ход событий сценария выполнения прецедента "Проверить состояние заказа"

Действия актеров

Отклик системы

1Клиент выбирает пункт «Проверить состояние заказа»

2. Система запрашивает номер заказа.

3. Клиент вводит номер заказа

Исключение №1: Заказ с указанным номером отсутствует в базе

4. Система проверяет, имеется ли данный заказ в базе

5. Система выводит состояние указанного заказа.

Последовательность действий, выполняемых при возникновении исключительных ситуаций или исключений для сценария "Проверить состояние заказа" представлена в таблице 2.7.

Таблица 2.7. Раздел Исключения сценария выполнения прецедента "Проверить состояние заказа"

Исключение №1. Заказ с указанным номером отсутствует в базе

Действия актера

Отклик системы

5. Система отображает информацию о неверно введенной информации

2. Система спрашивает новый номер заказа

3. Клиент вводит номер заказа повторно

Описание процесса «Подтверждение заказа» представлено таблицами 2.8 и 2.9.

Таблица 2.8. Главный раздел сценария выполнения прецедента " Подтверждение заказа "

Вариант использования

Подтверждение заказа

Актеры

Менеджер магазина, Менеджер склада

Краткое описание

Выполнение заказа клиента

Цель

Подать заявку о доставке заказа клиенту

Тип

Базовый

Ссылки на другие варианты использования