Файл: Опрос в качестве метода маркетингового исследования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современных нестабильных условиях развития ры­ночных отношений предприятия должны грамотно подходить к маркетинговым исследованиям для выработки стратегии продвижения. Поскольку от ее эффективности зависит основной результат деятельности предприятий – финансовая устойчивость, рентабельность, максимальное удовлетворение требований потребителей, что дает возможность рассматривать стратегию в ка­честве одного из ряда основных конкурент­ных преимуществ предприятий.ВВЕДЕНИЕ

Вместе с тем в настоящий момент очень многие предприятия акцентируют внимание на коммерческой деятельности, но далеко не все предприятия могут прогнозировать конечный результат коммерческой деятельности. В связи с чем в деятельности предприятий возникают проблемы.

Следовательно, стратегической зада­чей предприятий является совершенствование маркетинговых исследований.

Таким образом, коммерческая деятельность выступает в современных условиях, как один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий. Но для ведения качественной сбытовой политики необходимо большое количество маркетинговой информации, которой хронически не хватает [1, с.79]. Это и обусловило актуальность темы, взятой для исследования.

Цель проводимого исследования заключается изучении основных показатели анализа рынка и потребителей фирмы «ПОЗИТРОНИКА». Составление прогноза развития рынка (на примере рынка компьютерной техники г. Москва).

Объект исследования – потребители компьютерной техники г. Москва.

Предмет исследования – маркетинговые исследования.

Согласно цели исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические основы маркетинговых исследований;

2. Проанализировать покупателей компьютерной техники и электроники;

3. Провести анализ потребителей компьютерной техники и электроники;

При выполнении работы была использована современная технология стратегического менеджмента, маркетинга, бизнес-планирования, основанная как на академических исследованиях, так и на практическом опыте ведущих зарубежных и отечественных специалистов по вопросам стратегического управления.

В первой главе раскрыта характеристика маркетинговых исследований и их основные направления.

Во второй части курсовой работы проведен анализ покупателей компьютерной техники и бытовой электроники в сети магазинов ПОЗИТРОНИКА, путем проведения опроса в электронной форме.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.1 Основные понятия, виды и инструменты маркетинговых исследований

Для решения конкретных маркетинговых проблем необходима первичная информация, благодаря которой осуществляется высокоэффективная конкурентоспособная деятельность.

Проведение маркетинговых исследований связано с необходимостью уменьшения риска осуществляемой предпринимательской деятельности. Задача предпринимателя состоит в том, чтобы осуществлять решение возникающих у потребителя задач с минимальным риском и максимумом полезности, как для потребителя, так и для себя.

В условиях развитых рыночных отношений для предпринимателя важное значение имеют коммуникации с покупателем, со всеми заинтересованными в той или иной сделке субъектами, возрастает роль информационных технологий в разработке и ускорении принятия решений. Необходимо заведомо знать ориентацию покупателя на покупку, его мотивы, нужды и потребности. Важнейшее значение приобретает конкурентоспособность продукции, необходимо постоянно обновлять технологии, ассортимент выпускаемой продукции, создавать новые рынки, расширять производство, изменять организационные структуры управления, обеспечивая их адаптивность к основным изменениям характеристики рынка и поведения потребителя.

Современное маркетинговое исследование — это процесс поиска, сбора, обработки данных и подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений в системе предпринимательства

По своей природе первичные данные могут быть получены как качественными, так и количественными методами. Отличительные особенности этих методов показаны в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Качественные и количественные методы исследования

Качественное исследование

Количественное исследование

Цель

Получить качественное понимание скрытых мотивов и побуждений

Представить данные в количественной форме и обобщить результаты исследования выборки на всю генеральную совокупность

Выборка

Малое и нерепрезентативное количество респондентов

Большое количество репрезентативных респондентов

Сбор информации

Неструктурированный

Структурированный

Анализ информации

Нестатистический

Статистический

Результат

Получить начальное представление

Рекомендации для принятия окончательных решений


Применяют качественные методы исследования по нескольким причинам:

- на некоторые вопросы люди не всегда хотят и не всегда могут ответить;

- они редко честно отвечают на вопросы, затрагивающие их личную жизнь, смущающие их либо задевающие их самолюбие;

- не всегда люди могут правильно ответить на вопросы, которые задевают их подсознание.

Методы маркетинговых исследований в зависимости от способов сбора ин­формации классифицируются следующим образом (рис. 1.1):

Методы маркетинговых исследований

Эмпирические

Экономико-математическое моделирование

Кабинетные

Коллективные

Индивидуальные

- опрос

- эксперимент

- наблюдение

Экспертные

Полевые

- анализ внешней информации

- анализ внутренней информации

Рис. 1.1 - Классификация методов маркетинговых исследований

Кабинетные маркетинговые исследования включают изучение внешней и внутренней информации.

Полевые методы исследования делятся на:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • опрос.

Важнейшим инструментарием для проведения полевого маркетингового исследования методом опроса является анкета. Анкета – это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответ [4]. Анкета – достаточно гибкий инструмент, так как задаваемые вопросы формируются разными способами.

Анкета, нацеленная на результат, должна: облегчить ответ респонденту, сформулировать вопрос с учетом его влияния на ответ респондента, облегчить анализ полученной информации. Анкетный опрос может проводиться в устной форме, когда регистратор сам заполняет бланк (форма интервью) и в письменной форме (корреспондентский способ - бланк анкеты заполняется самим респондентом). Особой формой анке­тирования являются «панельные обследования».

Структура анкеты может состоять из 3 основных элементов [4]:

  • Целевые переменные - содержат данные анкеты, которые непосред­ственно связаны с главной целью исследования.
  • Классификационные переменные - включают данные, описывающие ре­спондентов.
  • Управляемые переменные - используются для того, чтобы помочь иссле­дователю провести анкетирование.

Анкеты также могут классифицироваться:

  1. По типу вопросов:
  2. Открытые - предполагается ответ в свободной форме своими словами.
  3. Закрытые - респонденту предлагается один из возможных вариантов ответов:
  • Альтернативный выбор ответа из двух возможных (да или нет);
  • Множественный выбор ответа (из целого списка возможных).

  1. Шкальные – предполагает использование единственного дескриптора, или опознавателя, для каждой градации в шкале [3]. Выделяют четыре уровня измерения, определяющих тип шкалы измерений: наименований, порядка, интервальный и отношений. Их относительная характеристика дается в табл. 1.2:

Таблица 1.2 Характеристика шкал различного типа

Уровень измерений

Характеристики шкал

описание

порядок

расстояние

наличие начальной точки

Шкала наименований

*

Шкала порядка

*

*

Интервальная шкала

*

*

*

Шкала отношений

*

*

*

*

Варианты ответов, предусматриваемые в анкете, так или иначе размещаются на какой-либо шкале. С помощью шкалы каждому объекту, каждому из возможных значений той или иной переменной ставится в соответствие определенное число (шкальное значение) [2].

Очень высокое качество

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Очень низкое качество

Очень высокое качество

7

6

5

4

3

2

1

Очень низкое качество

Рис. 1.2 – Образец шкалирования

Респонденту необходимо указать степень своего согласия с тем или иным определением. А так как реально его мнение может отличаться от двух крайних оценок, расположенных на полюсах, то оно может несколько сместиться и от -3 (7) и от +3 (1). Число рангов определяет степень чувствительности шкалы [2].

1.2 Основные направления исследований рынка

В настоящее время маркетинговые исследования применяются для принятия решений предприятиями, и являются важным стратегическим инструментом современного предприятия.

Основными направлениями исследования рынков являются следующие направления [5, с.87]:

1) Анализ рынка, который включает в себя:


- тенденции и основные тренды развития рынка;

- емкость рынка и направление динамики развития;

- сегментация рынка по основным игрокам; сегментация рынка (по номенклатуре, ценам и т.д.);

- соотношение спроса и предложения (наличие сезонных колебаний спроса);

- география рынка;

- объем рынка (производство + импорт - экспорт) в денежном и натуральном выражении, анализ темпов роста в пределах отрасли (в процентах по годам), выявление точек роста;

- история и тенденции развития отрасли: анализ развития технологий, скорость инноваций, прогнозирование долговременных тенденций развития рынка;

2) Конкурентный анализ, который включает в себя:

- описание главных игроков на рынке (производителей и импортеров): их историю в данном сегменте, описание методов конкурентной борьбы направления позиционирования;

- сравнительный анализ и сегментация конкурентного окружения, бенчмаркинг, оценка конкурентных возможностей компании и выработка методов повышения конкурентоспособности предприятия;

3) Исследование потребителей прежде всего включает:

- анализ баз данных потребителей проводится выявление контактной информации потребителей, направлений их деятельности, определяются лица, принимающие решение;

- изучение модели покупательского поведения и предпочтений, доставляется структура принятия решения о закупке, анализируются факторы выбора поставщика, уровень удовлетворенности работы с текущими поставщиками, способы и периодичность закупок, объем потребления, потребительские предпочтения: по ассортименту, ценам, сервису и т.д., также используемые потребителями для принятия решения источники ‚…формации;

- исследование удовлетворенности и лояльности включает оценку деятельности поставщиков, неудовлетворенных потребностей и желания сменить поставщика и т.д., а также формирование портрета потребителя и сегментация потребителей;

4) Модель «Тайный покупатель» применяется для оценки точности соблюдения персоналом установленных регламентов работы и технологии процесса продаж/обслуживания при первичных (повторных) обращениях. Используется на этапе оценки первичного дозвона/коммуникации для оценки скорости дозвона, формы представления запрашиваемой информации (по телефону), качества разъяснения условий сотрудничества, коммерческих предложений, скорости предоставления/рассмотрения заявки, ее полноты и понятности изложения.

Также применяется для оценки работы менеджера, осуществляющего коммуникацию с точки зрения компетентности, самостоятельности в принятии решения, вежливости, скорости ответа/решения вопросов, оценки внешнего вида персонала, оценки офиса продаж/обслуживания, оценки конкурентной позиции компании по отношению к основным игрокам рынка;