Файл: Формы гос. устройства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Государство – особая форма организации власти, которая имеет определенное устройство и располагается на определенной территории. Организацию, устройство и реализацию государственной власти отражает такое понятие как «форма государства».

Форма государства включает три элемента: форму правления, форму государственного устройства и политический режим. В данной работе будет рассмотрена такой элемент формы государства как форма государственного устройства.

Вопрос о форме государственного устройства имеет важное практическое и теоретическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются смешанные и «переходные» формы государственного устройства. С практической точки зрения важно определиться с формами новых государственных объединений, поскольку это влияет не только на внутренне устройство, но и международное положение государств и государственных образований.

Территориальная организация государственной власти является одной из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотношения между деятельностью федеральной власти по обеспечению территориальной целостности, единства государства и стремлению регионов к большей самостоятельности.

Целью данной работы является изучение формы государственного устройства. Для достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи: изучено понятие формы государственного устройства, выявлены принципы их построения, рассмотрены такие формы государственного устройства как федерация и унитарное государство.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

1.1 Понятие формы государственного устройства

Необходимость определенным образом построить территориальную организацию государства вытекает из того обстоятельства, что любое государство расположено на ограниченной территории, там же проживают граждане (подданные) этого государства.


Для выполнения своего социального назначения государство ведет разнообразную деятельность: финансовую (взимает и распределяет налоги, пошлины, сборы и т.п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распределительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т.д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным. После определенного порога численности граждан и размеров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т.д., а также создать в этих территориальных образованиях местные органы власти.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции, исторический опыт государственности, культурные, языковые и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы - заимствования, политико-правовые подражания, колониальное воздействие, политические интересы и многое другое - тоже влияют на территориальную организацию государства.

Форма государственного устройства раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования государства в целом.

В юридической литературе под государственным устройством принято понимать «устройство территории государства, соотношение государства как целого с его составными частями»[1], «систему разделения государства на территориальные образования и систему взаимоотношений между центральной властью государства и территориальными образованиями»[2].

Брезгулевская Н.В., детализируя термин, указывает, что «форма национально-государственного и административно-территориального устройства раскрывает способы объединения населения на определённой территории, связь этого населения через различные территориальные и политические образования с государством в целом, а также связь центральных и местных органов власти и управления, распределение между ними полномочий»[3]. Левакин И.В. вводит термин «политико-территориальное устройство» и определяет его как «организацию государственной власти по территориальному признаку, которая характеризует соотношение государства как целого с его составными территориальными частями»[4].


Понятие «форма государственного устройства» не раз подвергалось критике в юридической литературе, предпринимались попытки замены данного понятия термином, более точно отражающим сущность территориального устройства государства, например, таким, как «территориально-политическое устройство государства», «территориальная организация публичной власти», «территориально-политическая организация государства». Так, Чиркин В.Е. указывает, что в политической литературе понятию «государственное устройство» придается излишне широкое содержание: нередко имеется в виду государственный строй в целом, а иногда включаются и некоторые важнейшие элементы общественного строя (например, партии)[5]. Однако для обозначения системы взаимоотношений между центральной государственной властью и действующими в территориальных составных частях органами публичной власти полностью адекватный обобщающий термин еще не найден, поэтому термин «форма государственного устройства» используется и в настоящее время.

Исходя из данных определений и представленной выше характеристики можно выделить следующие признаки формы государственного устройства:

  1. это один из элементов, характеризующий форму государства (наряду с формой правления и политическим режимом);
  2. этот элемент показывает из каких частей состоит внутренняя структура государства;
  3. определяет правовое положение частей государства и взаимоотношение их органов;
  4. показывает как строятся отношения между центральными органами государственной власти и органами власти частей государства;
  5. в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на территории данного государства.

На сегодняшний день выработаны только две бесспорные формы государственного устройства – унитарная и федеративная. Некоторые авторы выделяют также такую форму государственного устройства как конфедерация. Однако, по сути конфедерация не является в строгом смысле слова государством. На практике конфедерация обычно представляет собой союз нескольких независимых государств, объединяющихся для проведения единой политики в определенных целях, после достижения которой конфедерация распадается (например, для совместной обороны). Традиционно конфедерацию рассматривают в рамках государственного устройства с оговоркой, что в этих случаях речь идет не об устройстве государства, а о территориальной организации союза государств[6].


Таким образом, форма государственного устройства – один из элементов формы государства, который раскрывает способы объединения населения на определенной территории, связь граждан через различные территориальные и политические образования государства в целом. Основными факторами, влияющими на выбор той или иной формы государственного устройства, являются размер территории государства и национальный состав населения.

1.2 Типы государственного устройства

Рассматривая такое определение, как государство, мы понимаем, что речь заходит о политических органах, способствующих управлению обществом. Власть государства распространяется только на территории принадлежащей ему. Одни из первых, которые появились, являлись рабовладельческими государствами. В это же время, наряду с государством, появилось «право», представляющее свободы главенствующего класса.

Наблюдая за образованием государства, мы понимаем, что началу его возникновения предшествовал доклассовый строй, где составную часть составляла общественная собственность на средства производства. Трансформация от самоуправления первобытного сообщества к государственному управлению продолжался веками. Во многих разных многознаменательных ареалах развал доклассового строя и возникновение страны совершались разным образом посредством различных обстоятельств и многознаменательных условий.

Форма государства включает в себя три составных элемента, указывающих на функционирование права и государства. Элементы, составляющие форму государства это форма правления, которая обозначает принадлежность власти; форму государственного устройства, устанавливающая соответствия страны в его полных и единичных элементах; политический режим, где комплекс способов и методов реализации в стране государственной власти и управления.

Под формой правления мы понимаем порядок образования организаций высших органов государственной власти, их взаимоотношения и какую значимость играет общество в их деятельности и развитие. Одинаковые типы государств могут быть различаться формами правления.

Главными формами правления является монархия и республика. При монархической форме правления верховная государственная власть принадлежит монарху, единолично правящему, главной особенностью которой является наследственный характер передаваемой власти, а также бывает два вида монархии: конституционная и абсолютная. Республиканская форма правления отличается тем, что власть реализовывается выборными органами, избранными на определенный срок, а виды составляющие подразделяются на президентскую и парламентскую республику.


Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, где разделение территории государства осуществляется на составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти. По форме государственного устройства государства бывают трёх видов: унитарные, федеративные, конфедерации, ранее существовали и иные формы государственного устройства, такие как империи и протектораты.

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно­территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т.д.). Основные признаки, составляющие унитарное государство, - это: наличие одно уровневой системы законодательства; подразделение на административно-территориальные единицы; а также наличие не более одного гражданства. Все унитарные государства делятся на централизованные и децентрализованные.

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Основные признаки Федерации это: наличие двухканальной системы налогообложения; существование двухуровневой системы государственных органов; а также немаловажный признак - это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств.

Классифицирование Федерации заключается в следующих принципах: по принципу формирования субъектов, административно-территориальным признакам, национально государственным признакам и смешанные. Согласно правовым основам они разделяются на условные и конституциональные федерации. По равноправию статусов бывают инвариантные или несимметричные конфедерации.

Конфедерация - это объединение, то есть временный союз государств, созданный для совместного решения задач в разных сферах, так же она не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Различают три вида конфедераций: межгосударственные союзы, содружества, сообщества государств.

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления, включающая в свой состав 85 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства. Основная религия православие. Россия является светским государством, а это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.