Файл: Методы прогнозирования оптимизации прибыли.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 14.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы исследования. В современных условиях повышения устойчивости национальной экономики существенно возрастает приоритетность и роль экономического анализа, основным содержанием которого является комплексное системное исследование приемов и способов достижения финансовой стабильности и безопасности развития организаций всех сфер деятельности. Прогнозно – аналитические процедуры позволяют объективно оценить степень влияния внутренних и внешних факторов, всесторонне охарактеризовать деятельность организации и перспективы ее функционирования, разработать экономически обоснованные управленческие решения, способствующие повышению эффективности развития хозяйствующих субъектов, отдельных отраслей и экономики в целом.

Как показывает практика, для оценки успешности реализации стратегии, как правило, компании сравнивают фактические и плановые значения различных показателей. Это помогает увидеть, добилась ли компания поставленных целей. В свою очередь основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, что напрямую зависит от успешной реализации той или иной стратегии. Соответственно, прослеживается прямая взаимозависимость между понятием стратегия и операционная деятельность и прибыль организации, что делает показатель операционной прибыли одним из ключевых при оценке успешности реализации стратегии.

В современных экономических условиях, когда на экономику существенное влияние оказывает введение санкций со стороны США и стран Западной Европы и падения цены на нефть, многие российские организации оказались в сложной ситуации, когда последствия экономики оказали влияние на их текущую деятельность.

Все перечисленные изменения во внешней среде, привели к тому, что широкий комплекс проблем, появившихся в экономике, оказывающих существенное влияние на деятельность предприятий, не зависимо от формы собственности или размера, что повлекло за собой необходимость разработки мер по повышению эффективности работы предприятия.

Таким образом, мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия можно условно разделить на две группы:

1) внутренние – мобилизация собственных сил и ресурсов предприятий;

2) внешние – поддержка со стороны государства, разработка различных антикризисных программ.

Целью исследования является развитие теоретических аспектов прогнозирования и оптимизации прибыли предприятия.


В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:

- исследовать экономическую сущность прибыли;

- рассмотреть методику анализа деятельности и прибыли организации;

- рассмотреть методы планирования и прогнозирования прибыли;

- рассмотреть пути повышения прибыли организации.

Предметом исследования в работе являются теоретические аспекты прибыли организации.

В работе использованы следующие методы исследования:

  • экспертные методы;
  • эмпирические методы исследования;
  • аналитические методы.

1 Характеристика прибыли как экономической категории

1.1 Экономическая сущность и функции прибыли

Основной целью деятельности коммерческой организации является извлечение прибыли, что напрямую зависит от успешной реализации той или иной стратегии. Следовательно, прибыль компании является один из самых важных финансовых показателей, который показывает реальную картину результатов деятельности компании, в частности успешность или нет реализации выбранной стратегии.

В свою очередь, по Ковалеву: «прибыль – это конечный финансовый результат, который является основополагающим показателем в системе поставленных целей компании»[1].

Очевидная важность этого показателя подкрепляется тем, что понятие прибыли введено во множество законодательных актов, которые являются базовыми для ведения бизнеса.

Существенный вклад в разработку концепции понятия «прибыль» был внесен многими экономистами такими как А.Смит, И.Фишер, Дж.Хикс, Ф.Найт, и, как правило, прибыль была рассмотрена ими вместе с богатством и капиталом. Одним из наиболее часто используемых определений прибыли считается определение Хикса, а именно он утверждает: «прибыль есть максимальная величина, которую можно использовать на потребление в течение любого периода, оставшись при этом столь богатым в конце периода, как был до его начала».

Общее же определение прибыли звучит следующим образом: прибыль – это некоторых доход компании, получаемый от операции, которая изначально требовала определенных инвестиций, дохода, и проявляется в преумножении совокупного экономического богатства(потенциала) инвесторов по окончанию данной операции(условном или фактическом).


На данный момент, в литературе было описано три основных подхода к формулировке понятия прибыли (рис.1.).

Рис.1. Подходы к сущности понятия «прибыль»

Рассмотрим эти подходы подробнее.

Первый подход - академический, который предполагает вычисление прибыли, учитывая экономически-обоснованные расходы и доходы.

Второй - предпринимательский, расчет по итогам изменения чистых активов компании.

Третий подход - бухгалтерский, согласно которому, прибыль вычисляется как разница между доходами и расходами отчетного периода.

Повседневная практика показывает, что для инвесторов и руководства компании наибольшее значение имеет прибыль до вычета налогов и процентов, поскольку именно она является впоследствии источником, из которого они получают свои вознаграждения и проценты. Данная категория прибыли определяется как сумма валовых поступлений минус все расходы компании на основную деятельность. Такая прибыль носит название операционная прибыль.

Как еще писал Питер Друкер в своих трудах, выделив 3 основные функции прибыли: «Прибыль служит мерилом эффективности и разумности усилий предприятия». Прибыль, действительно, является главным критерием эффективности работы предприятия»[2].

Соответственно, прослеживается прямая взаимозависимость между понятием стратегия и операционная деятельность и прибыль организации, что делает показатель операционной прибыли одним из ключевых при оценке успешности реализации стратегии.

Однако главная проблема состоит в том, как компаниям выявлять не только совокупное изменение прибыли от операционной деятельности, но и часть прибыли, которая была получена в результате принятия каких-либо отдельных мер, как меры, предпринятые с целью увеличения объема продаж или экономии затрат.

Многие компании рассматривают возможность оценки успешности стратегии на основе изменения операционной прибыли за один год, но данный подход не совсем удачен, так как операционная прибыль может измениться из-за каких-либо факторов, которые абсолютно не имеют отношения к одной из стратегий компании, например, рост рынка. Вот почему менеджерам и бухгалтерам необходимо принимать во внимание, происходит ли изменение операционной прибыли за счет реализации выбранной стратегии или вовсе нет.

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что прибыль является одним из самых важных финансовых показателей в компании, анализируя динамику которого, можно увидеть настоящую картину результатов работы компании. Более того, благодаря данному показателю можно оценить какие части стратегии работают, а какие нет, что может помочь кардинально изменить направление деятельности компании, в случае отрицательных показателей, либо, наоборот, подтвердить успешность выбранного пути работы.


1.2 Методика проведения анализа прибыли предприятия

Формула прибыли (1) изменяется в зависимости от ее вида и способа формирования.

1. Формирование прибыли от продаж (работ, услуг):

Пр = Вр – НДС – А – З – Эп (1)

где Вр – выручка от реализации,

НДС – налог на добавленную стоимость,

А – акцизы,

З – затраты на производство и реализацию продукции (работ, услуг),

Эп – экспортные таможенные пошлины.

2. Формирование прибыли до налогообложения, формула (2):

Пдн = Пр + Ппр (2)

где Ппр – прибыль от прочей реализации

3. Формирование чистой прибыли (3):

Пч = Пдн – НП (3)

где НП – налог на прибыль.

4. Формирование валовой прибыли (4):

Пв = Пдн + П(У)пш (4)

где П(У)пш – пени и штрафы, полученные и уплаченные в бюджет.

Хозяйственная деятельность и ее эффективность можно охарактеризовать небольшим кругом показателей. При этом на каждый показатель оказывают определенная совокупность различных факторов. Каждый хозяйственный процесс и конечный результат складываются под воздействием различных факторов, как объективных и субъективных, так внешних и внутренних. Факторы выступают в роли причин, которые воздействуют на изучаемый экономический показатель[3].

Требования к моделям в детерминированной факторной системе выдвигаются следующие: реальное экономическое явление отражается через факторы и модель, наличие причинно-следственной связи в модели, каждый показатель количественно измерим и общее влияние каждого фактора равно общему приросту результативного показателя.

Мультипликативная, аддитивная, кратная и смешанная модель – основные зависимости которые могут быть представлены в детерминированном анализе.. В экономическом анализе часто исходная модель преобразовывается для выявления факторов высшего порядка. Для этого используются приемы удлинении, расширение, сокращение и формальное разложение модели.

Чтобы определить величину влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей, используются следующие способы: цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, индексный метод, метод пропорционального деления, интегральный метод, метод логарифмирования и др. Наиболее универсальным является метод цепных подстановок.


Кроме того различие понятий показатель и фактор условно в анализе, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор другого показателя более высокого порядка, и наоборот.

В зависимости от цели исследования в теории и практике комплексного экономического анализа применяются различные показатели, характеризующие эффективность деятельности хозяйствующего субъекта.

По мнению Чалдаевой Л.А. эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия характеризует результат рационального использования его ресурсной базы. Оценка эффективности осуществляется с целью организации контроля над рациональным расходованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.[4]

В свою очередь, одним из наиболее важных способов оценки эффективности деятельности организации является использование аналитических показателей рентабельности, которые входят в систему комплексного экономического анализа деятельности хозяйствующих субъектов. Аналитические показатели рентабельности являются основными индикаторами эффективности деятельности хозяйствующего субъекта.

Согласно большому экономическому словарю термин рентабельность [нем. rentabel] означает оправдывающий расходы, целесообразный с хозяйственной точки зрения; прибыльный, доходный.[5]

Необходимость исследования такой категории как рентабельность обусловливается потребностью теории и хозяйственной практики. При этом некоторые авторы отождествляют понятия «рентабельность» и «доходность», другие их разделяют.

Так, Пласкова Н.С. выделяет показатель доходности, характеризующий отношение дохода к авансированному капиталу, источникам средств, текущих расходов и их элементам, и показатель рентабельности, отражающий отношение прибыли к авансированному капиталу, источникам средств, текущих расходов и их элементам.[6]

Таким образом, доходность показывает, сколько рублей дохода получила организация на каждый рубль капитала, активов, расходов, а рентабельность отражает, какую сумму прибыли получила организация на каждый рубль капитала, активов, доходов и расходов.

В других источниках научной литературы данные понятия отождествляются. Так, Полковский А.Н. в своей работе пишет: «Для оценки эффективности работы предприятия используются показатели рентабельности - прибыльности или доходности»[7].