ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.06.2020
Просмотров: 495
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В течение всей своей истории человек собирал, хранил и обрабатывал информацию об окружающем его мире. Одни считали свои богатства, другие – воинов, третьи – товар. Современное общество накопило огромное количество информации, занесенной в различные картотеки, банки данных. Обработка этих данных вручную требовала больших затрат времени, труда.
Появление электронной вычислительной техники значительно ускорило и сделало менее утомительным процесс обработки больших объемов данных. Программное обеспечение для работы с базами данных используется на персональных компьютерах уже довольно давно. К сожалению, эти программы либо были элементарными диспетчерами хранения данных и не имели средств разработки приложений, либо были настолько сложны и трудны, что даже хорошо разбирающиеся в компьютерах люди избегали работать с ними до тех пор, пока не получали полных, ориентированных на пользователя приложений.
Целью работы данного дипломного проекта является разработка программного обеспечения для базы данных, полученной в результате проведения педагогического эксперимента.
1 Постановка задачи
Государственный образовательный стандарт – государственный документ, определяющий в обязательном порядке обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственные образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Одна из главных задач ВУЗа – научить студента целеустремленно и систематически работать над учебным материалом. Преподаватели, изложив научные основы предмета на аудиторных занятиях, выступают в роли организаторов и руководителей внеаудиторной самостоятельной работы студентов (СРС), помощников и наставников студентов в овладении рациональными приемами учебной работы.
Учебный план закладывает лишь основополагающую базу учебного процесса: количество часов, отведенных на аудиторную и внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Главное же состоит в реализации этого плана; она окажется тем успешнее, чем лучше будет нормироваться учебная работа. В этой связи следует особо сказать о расписании учебных занятий. Составленное на научных основах, с учетом требований педагогики, психологии и физиологии, оно обеспечивает правильное распределение лекций, лабораторных и практических занятий как по дням учебной недели, так и в течение учебного дня. Подлинно научная разработка учебного расписания и графиков самостоятельной работы студентов требует глубокого и многостороннего анализа бюджета времени студентов и преподавателей.
Решение проблемы рационального использования бюджета времени студентов тесно связано с изучением режима их труда и установлением времени, нужного для изучения каждой дисциплины учебного плана при заданном качестве усвоения. С помощью хронокарт, предназначенных для самонаблюдения студентов и включающих в себя элементы анкетного опроса, можно определить соотношение между временем, отведенным на СРС рабочей программой и реальным временем, которое затрачивают студенты на изучение каждой дисциплины. Эти данные будут затем использовать при разработке программы оптимизации временной загрузки студентов и осуществлении мер по улучшению организации учебного процесса. Это позволило бы устранить перегрузку студентов и установить действенный контроль за ходом учебного процесса. В то же время СРС должна планироваться так, чтобы они работали с достаточным напряжением, допускаемым психофизиологическими нормами.
Естественно, что решение этой проблемы требует разработки и внедрения научно обоснованной методики умственного труда студентов. Чтобы приобрести известные навыки самовоспитания, самообразования и самостоятельного творчества, будущий специалист должен быть знаком с научными основами организации умственного труда, с «технологией» этого вида человеческой деятельности. Надо учить студентов составлению личных планов работы, гигиене и психологии умственного труда, умению пользоваться предназначенными для этой цели техническими средствами и так далее, но это не является темой данного диплома.
На основании требований государственного образовательного стандарта составляется учебный план специальности (для данного диплома это «Управление и информатика в технических системах»). В соответствии с учебным планом составляются рабочие программы по дисциплинам, в которых указывается количество часов отведенных на аудиторную работу студентов и на внеаудиторную самостоятельную работу студентов (рисунок 1).
Помимо планирования СРС по рабочим программам на внеаудиторную работу студента также оказывают влияние следующие факторы: мотивация выполнения СРС; методическое обеспечение выполнения СРС; возможность консультироваться у высококвалифицированных преподавателей; мониторинг выполнения СРС, который включает в себя темповые и качественные показатели; модульно-рейтинговая оценка СРС (рисунок 2).
Мотив – это направленность студента на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением студента к ней. Мотивация студента в учебном процессе определяет характер и эффективность его учебной работы.
Под методическим обеспечением понимается легкий доступ к методическим описаниям, учебникам и т.д., необходимых для выполнения СРС. Время, которое студент тратит на поиски необходимой литературы, можно использовать более рационально.
Консультации у высококвалифицированных преподавателей. Может возникнуть вопрос – кого считать высококвалифицированным преподавателем. Одним из критериев может служить ученая степень преподавателя. Хотя в конечном счете это определяет сам студент.
Мониторинг – непрерывное, длительное наблюдение за состоянием образовательной среды и управление им путем своевременного информирования людей о возможном наступлении неблагоприятных, критических или недопустимых ситуаций. Включает в себя темповые и качественные показатели.
Темповые показатели личности – это скорость (быстрота) усвоения знаний и темп продвижения в образовательном процессе. Сюда входит темп, или скорость, чтения, письма, счета:
-
темп счета – число операций в минуту (операции: сложение, умножение, деление и др.). Их сложность зависит от возраста студентов;
-
темп письмо – число слов в минуту;
-
темп чтения – число слов в минуту.
Качественные показатели – уровень развития интеллекта (IQ – в переводе с английского – качество интеллекта). IQ – характеризует степень соответствия мыслительных способностей студента возрастным нормам. Задача качественной оценки уровня интеллекта в данном дипломе не решается.
Модульно-рейтинговая оценка СРС позволяет повысить заинтересованность студента в быстром выполнении задания.
В течение семестра студент выполняет различные виды самостоятельной работы: курсовые проекты и работы, рефераты, контрольные работы, подготовка к коллоквиумам, практическим занятиям, лабораторным, семинарам.
Сроки сдачи результатов СРС назначаются преподавателем без учета загруженности студентов ею по другим предметам. К тому же, в конце каждого месяца преподаватели проводят коллоквиумы. По результатам выставляется аттестация по предмету. Часто случается, что в течение одной недели студентам приходится готовиться к сдаче сразу нескольких коллоквиумов, рефератов, контрольных работ и так далее. В конце семестра студент получает максимальную нагрузку. Необходимо отчитаться за все долги, пропуски, сдать выходные контроли, коллоквиумы, курсовые работы и проекты.
Зато первые несколько недель семестра уходят на «раскачку» - студенты продолжают отдыхать после каникул. Похожую картину можно наблюдать в начале месяца, после сдачи большого числа заданий по СРС.
Таким образом, загрузка студентов в течение семестра самостоятельной работой крайне неравномерна. Она практически равна нулю в начале семестра, имеет пики и спады в середине, и идет по возрастающей в конце семестра. Естественно, это негативно сказывается на знаниях студентов.
Задачей данного диплома является разработка программы, которая равномерно распределяет загрузку студентов СРС и оптимально расставляет сроки сдачи различных видов СРС в течение семестра. Результатом работы программы является рекомендация преподавателю по планированию самостоятельной работы студента специальности УИТ во втором семестре.
Работа программы основана на педагогическом эксперименте. В ходе которого были разработаны хронокарты, в которых студенты специальности УИТ понедельно, в течение отмечали количество часов затраченных на СРС по каждому предмету и по каждому виду СРС. На основании полученных данных составляется база данных СРС специальности УИТ. Программа анализирует эту базу данных и выдает рекомендации.
Распределяя загруженность студентов СРС, преподаватель, как правило, основывается на свой личный опыт, не учитывая рабочие программы других преподавателей. С помощью разрабатываемой программы преподаватель сможет оптимально построить свою работу, при этом, не перегружая студента самостоятельной работой.