Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты культуры организации
1.1. Понятие и значение культуры организации в деятельности современной организации
1.2 Роль руководителя в формировании корпоративной культуры
2. Анализ корпоративной культуры в компании ПАО «Сбербанк России»
2.2 Рекомендации по совершенствованию в компании корпоративной культуры
- веб-версия Сбербанк Онлайн (16 млн активных пользователей);
-SMS-сервис «Мобильный банк» (более 23 млн активных пользователей);
- одна из самых крупнейших в мире сетей терминалов и банкоматов самообслуживания (более 90 тыс. устройств).
В 2019 году численность сотрудников Группы Сбербанк составила 310,3 тыс. человек - численность сотрудников ПАО «Сбербанк» снизилось по сравнению с 2018г. на 7%, а численность сотрудников дочерних компаний наоборот увеличилось на 18%.
Так, в декабре 2018 года глава Сбербанка Герман Греф рассказал про запуск массовой роботизации в кредитной организации, однако пообещал, что резкого сокращения рабочих мест из-за нее не будет.
Помимо этого, в январе 2019 года глава ПАО «Сбербанк России» сообщил, что банк проиндексировал зарплату сотрудникам на 6%, больше половины расходов крупнейшего российского банка приходится на заработную плату.
Миссия ПАО «Сбербанк России» звучит следующим образом:
- «Мы даем людям уверенность и надежность, мы делаем их жизнь лучше, помогая реализовывать устремления и мечты.
- Наша миссия определяет смысл и содержание деятельности Сбербанка, подчеркивая его важнейшую роль в экономике России. Наши клиенты, их потребности, мечты и цели есть основа всей деятельности банка как организации»
Таким образом, руководство банка с помощью декларации миссии стремится придать социальную направленность бизнес-деятельности и тем самым подчеркнуть, что целью любой деятельности не мог быть только деньги.
Диагностика состояния сплоченности коллектива в настоящее время проводится с помощью следующих инструментов:
- интервью, которое позволяет установить контакт с персоналом и получить информацию, отличную от информации в документах и анкетах;
- фокус-групп с различными уровнями сотрудников Банка, которые, с одной стороны, позволяют выявить настроения, потребности персонала, с другой – вовлекают рядовых работников в процесс развития корпоративной культуры;
- опроса вовлеченности, который дает сведения о том, каково представление сотрудника о его месте в компании, о его важности для бизнес-процессов;
- типологии, позволяющей определить к какому типу относится корпоративная культура Банка и соотнести особенности данной корпоративной культуры с признаками данного типа;
- наблюдения за рабочими ситуациями в различных подразделениях Банка, которые дают представление о поведении сотрудников не только в рамках нормативных документов, но и отношении с внутренними и внешними клиентами;
- опроса клиентов, который может дать объективный взгляд со стороны на компанию.
Общепринятые ценности и нормы Сбербанка отражены в Кодексе корпоративной этики, который регламентирует правила поведения, обязательные для всех сотрудников Банка. Для ознакомления с этими правилами каждый сотрудник при приеме на работу подписывает «Декларацию о согласии с этическими нормами Сбербанка России».
Для адаптации новых сотрудников разработан комплекс мероприятий, призванный облегчить процесс вхождения в должность и адаптации к новой корпоративной культуре. Создана «Книга новичка», представляющая собой интерактивное медиаиздание, которое содержит всю основную информацию, необходимую новым сотрудникам. В некоторых территориальных банках проводятся специальные тренинговые программы для новичков. Кроме того, существует практика закрепления на период прохождения испытательного срока персональных наставников из числа коллег, имеющих продолжительный опыт работы в Банке.
Основным инструментом внутренних коммуникаций является Интранет-портал, который содержит разделы структурных подразделений и территориальных банков, внутренние нормативные и информационные документы. Внутренний портал является важнейшим каналом обратной связи от сотрудников к менеджменту Банка. В планах дальнейшее развитие портала, в том числе в направлении создания виртуальных рабочих кабинетов.
По локальной сети сотрудники ежедневно получают специальную рассылку «Доброе утро, Сбербанк», а раз в неделю — бюллетень «Сбербанк. День за днем», включающий краткий обзор ключевых событий Банка за прошедшую неделю. Среди других инструментов внутренних коммуникаций — ежемесячная газета «Мой Сбербанк» и информационные доски. В Банке работает открытая телефонная линия для обращений сотрудников.
В Сбербанке регулярно организуются разнообразные корпоративные праздники. Такие мероприятия позволяют поддерживать корпоративный дух и традиции, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания внутри Банка, укреплять неформальные связи в коллективе, повышать лояльность сотрудников, создавать ощущение сопричастности к общей цели. Традиционно организуется празднование 8 Марта, Нового года, Дня работника Сбербанка, Дня Победы. Также ежегодно организуется проведение детских новогодних праздников, детского оздоровительного отдыха, проводятся конкурсы детского рисунка, для сотрудников Банка в Крыму построен первоклассный санаторно-оздоровительный комплекс МРИЯ.
Развитие коллективной сплоченности включено в Стратегию развития Сбербанка на период 2015-2019гг.
Рисунок 3 - Схема стратегии развития Сбербанка на период 2015-2019 гг.
Культура коллектива Сбербанка – это особая среда, которая позволяет сотрудникам проявлять свои лучшие качества, достигать стабильно высокого профессионального результата, превосходить ожидания клиентов и чувствовать гордость за свою работу и за Банк в целом. То есть это среда, которая делает сотрудников лучше. Тогда работники показывают лучшие результаты, радуют клиентов, ведут себя в соответствии с теми ценностями, о которых договорились и которые записаны в Стратегии и в Книге Ценностей.
Важно, чтобы культура Банка была не только предметом гордости для сотрудников Банка, но и была высоко оценена клиентам, акционерам и обществом в целом. Когда, например, реализуются волонтерские проекты или Сбербанк делится с другими компаниями своими успешными практиками управления, это благотворно влияет на улучшения в разных сферах общества. Сейчас в рамках проекта по развитию Корпоративной культуры идёт работа над различными программами для детей и для семей сотрудников Сбербанка.
Если говорить о внутренних факторах, то в первую на культуру влияют руководители. Кроме руководителей есть еще неформальные лидеры – люди, к которым приходят за советом, которые очень известны в организации.
Значительно влияют на культуру и HR-процессы: то, как людей нанимают, адаптируют, в том числе и в культуру Сбербанка, то, как продвигают, чему и как учат, как работают наставники и даже как увольняют.
Внутренние коммуникации также влияют на культуру – и по содержанию, и по форме. Говоря о коммуникациях, имеется в виду не только каналы внутренних коммуникаций, но и открытый диалог между руководителями и сотрудниками, благодаря которому и те, и другие лучше понимают, чего от них ожидают.
Бизнес-решения, бизнес-процессы, корпоративная структура – это тоже часть культуры, и они тоже должны быть встроены в общую систему. Важно, чтобы все это работало как единая экосистема. На данный момент найдены множество инструментов корпоративной культуры и в опыте других компаний, и внутри разных подразделений Сбербанка.
Корпоративная сплоченность и эффективность работы сотрудников Сбербанка является достаточно сильной.
Главные ценности организации интенсивно поддерживаются, четко определены и широко распространяются.
Организационная культура Банка ориентирована на личностный подход и вместе с тем объединяет сотрудников в единое целое.
Было проведено исследование вовлеченности персонала Банка. Вовлеченность - готовность сотрудников выходить за рамки своих обязанностей, тратить дополнительную энергию для достижения целей Компании. Влияние факторов меняется из года в год, а также отличается для разных групп персонала, состав и формулировки вопросов, входящих в факторы, могут незначительно меняться.
Основные выводы по результатам исследования:
Рост индекса вовлеченности, в разной степени, наблюдался во всех территориальных банках, блоках и крупных категориях персонала. Динамика вовлеченности схожая вне зависимости от метода анкетирования (онлайн/бумажные анкеты). Наибольший рост показали факторы:
- льготы для сотрудников +13,6 п.п.
- имидж высшего руководства +9,4 п.п.
- система вознаграждений +8,6 п.п.
- прогресс связан с двумя знаковыми событиями – повышением зарплаты на 8% для 1-9 разрядов и 100% оплатой ДМС за счет Банка, а также утверждением и широкой коммуникацией новой Стратегии-2019, системной работой над повышением вовлеченности со стороны многих руководителей в функциональных блоках.
Самыми важными факторами, влияющими на вовлеченность, остаются:
- система вознаграждения
- организация рабочих процессов
- имидж высшего руководства
- карьера и самореализация
- ценность сотрудника для компании
При этом удержать и улучшить уровень вовлеченности возможно через:
- системный подход к развитию корпоративной культуры и лидерства;
- коммуникации;
- повсеместное улучшение процессов.
В 2019 году индекс вовлеченности сотрудников Сбербанка вырос до среднего уровня мировых финансовых компаний – 68,9 п.п., прибавив 7,7 п.п. по сравнению с 2018 г. .
Таблица 1
Индекс вовлеченности сотрудников Сбербанка
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
|
Вовлеченность: |
60,1 |
61,2 |
68,9 |
Идентифицируют себя с компанией |
66,4 |
66,9 |
74,6 |
Дорожат своим местом в компании |
51,9 |
53,8 |
61,6 |
Лояльны к компании |
59,9 |
61,2 |
68,8 |
Кроме того, была проведена сегментация сотрудников Сбербанка по уровню лояльности на основе признаков, перечисленных в таблице 2.
Таблица 2
Сегментация сотрудников Сбербанка по уровню лояльности
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
||
|
|
Результаты проведенного исследования лояльности персонала изображены на рисунке 4.
Рисунок 4 - Сегментация сотрудников ПАО «Сбербанк России» по уровню лояльности в долях
Основные направления удержания/ повышения вовлеченности, предпринимаемые руководством ПАО «Сбербанк России» в прошедшем 2019 году:
- подробные отчеты и Библиотека готовых решений с конкретными и практичными рекомендациями для каждого менеджера;
- внедрение нового формата 5+ для улучшения качества обратной связи и внедрения новых ценностей;
- внедрение нового стандарта адаптации сотрудников;
- увеличение охвата руководителей тренингом «HR-менеджмент». Внедрение системы наставничества;
- работа над «красными зонами» с точки зрения организации рабочих процессов и условий труда.
Таким образом, руководством ПАО «Сбербанк России» из года в год прилагаются различные мероприятия по усилению корпоративной культуры на основе развития вовлеченности и лояльности персонала, однако данные исследования демонстрируют наличие различных групп, не поддерживающих в полной мере корпоративные ценности и идеи организации.