Файл: Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы на примере ООО «Новая столица» (Понятие стресса и перспективы его исследования ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Осознание того, что многие повторяющиеся или постоянные соматические жалобы (мышечная боль, боль в спине, головная боль, желудочно-кишечные расстройства и другие) вызываются стрессом. Вместо того чтобы давать успокаивающие средства и советы, внимательный специалист или консультант поймет ситуацию и направит внимание на факторы, вызывающие стресс. Если выявленные в конкретном подразделении организации такие функциональные жалобы присутствуют у многих работников ООО «Новая столица», нужно начать поиск стресс-факторов.

2. Снижение индивидуальной уязвимости.. Данные элементы программы снижения стресса в ООО «Новая столица» включают серию семинаров и рабочих групп, дополненных аудиоматериалами или видеозаписями, брошюрами и другими публикациями, которые обучают сотрудников эффективно справляться со стрессом. Они имеют следующие элементы:

  • тренинг по распознаванию признаков нарастающего стресса и вызывающих его факторов;
  • тренинг уверенности, дающий возможность сотрудникам становиться более динамичными, сталкиваясь со стрессом;
  • методы снижения стресса.

Некоторые методы снижения стресса в ООО «Новая столица» приведены на рисунке 9.

Рисунок 9. Некоторые подходы к снижению уязвимости в ООО «Новая столица»

3. Межличностные отношения на рабочем месте. В ООО «Новая столица» велика роль стресс-факторов, обусловленных разнообразным составом трудового коллектива и межличностными проблемами, возникающими в коллективе. Данные проблемы корректируются, разрабатывается детальный план действий.

4. Управление факторами, вызывающими стресс на рабочем месте. Организация ООО «Новая столица» несет ответственность за снижение до минимума факторов, вызывающих стресс, которые могут оказывать неблагоприятное влияние на способность работника эффективно работать.

5. Управление стрессом в рамках организации. На данном этапе проводится выявление и оценка потенциальных факторов, вызывающих стресс у сотрудников ООО «Новая столица», и могущих нарушить планы, а также координации возможностей организации по решению данных вопросов и информирования сотрудников о результатах этой деятельности. Последнее особенно важно в периоды экономической напряженности, когда сотрудничество работников ООО «Новая столица» и оптимальная производительность особенно важны.

6. Помощь в борьбе с личными факторами, вызывающими стресс. Хотя борьба с факторами, вызывающими стресс в семье - это, в основном, личная проблема человека, работодатели приходят к выводу, что данные виды стресса неизбежно переносятся на рабочее место, что, в совокупности с другими стресс-факторами, может повлиять на благосостояние работников и поставить под угрозу их трудоспособность. Соответственно, руководство ООО «Новая столица» считает целесообразным (а в некоторых случаях необходимыми) создавать программы, предназначенные для помощи работникам в управлении стресс-факторами такого рода.


Программы борьбы со стрессом в ООО «Новая столица» должны основываться на следующих основных принципах.

Во-первых, необходимо помнить, что не существует границ, разделяющих стресс на рабочем месте, дома и в обществе. Каждый человек представляет уникальное сочетание всех факторов, которые не имеют четких границ. Это значит, что программа, несомненно, должна концентрироваться на проблемах, возникающих на рабочем месте, но вместе с тем признавать, что эти проблемы влияют на личную жизнь. Нельзя также упускать из виду проблемы, возникающие вне работы. Сама работа и поддержка сотрудников и руководства помогают в решении личных и семейных проблем. Потеря такой поддержки может привести к потере трудоспособности.

Во-вторых, стресс передается другим людям. Он влияет не только на конкретных людей, но на коллег по работе. Таким образом, борьба со стрессом может быть одновременно терапевтическим и профилактическим средством.

В-третьих, справиться со стрессом может только сам человек. Можно выявить работников, имеющих проблемы, и предложить им консультации, поддержку и обучение управлению стрессом, а при необходимости направить к квалифицированным врачам для более интенсивной и продолжительной терапии. Однако это требует согласия и участия самого человека, что в свою очередь зависит от структуры программы, ее статуса в организации, компетентности персонала, его репутации и доступности программы. Возможно, наиболее важным фактором успеха программы является строгое следование политике конфиденциальности относительно личной информации.

В-четвертых, контроль стресса на рабочем месте является в основном обязанностью руководства ООО «Новая столица».

В-пятых, участие работников в составлении, реализации программы и особенно в выявлении факторов, вызывающих стресс, является важной составной частью успеха программы.

И, наконец, успешная программа борьбы со стрессом требует тонкого понимания сотрудников и среды, в которой они работают. Программа наиболее успешна в том случае, когда проблемы, связанные со стрессом, выявляются и разрешаются до того, как был причинен какой-либо ущерб человеку.

3.2 Рекомендации по снижению уровня стресса в ООО «Новая столица»

Организацию оздоровительных мероприятий в рекламном агентстве ООО «Новая столица» рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Повышение квалификации сотрудников в виде занятий по наиболее острым проблемам и дефицитам, выявленным в деятельности менеджеров компании.


Повышение квалификации проводится в виде тренинговых занятий, а также коммуникативного тренинга, направленного на:

  • развитие эффективных межличностных взаимоотношений и эффективного взаимодействия сотрудников компании ООО «Новая столица»;
  • для более быстрой адаптации новых сотрудников;

Также рекомендуется проведение пост - тренингов для получения подробной обратной связи от участников тренинга, а также предоставление участникам возможности получить индивидуальные консультации у тренеров.

2. Предоставление сотрудникам ООО «Новая столица» возможности пройти консультирование у психологов по индивидуальным проблемам.

3. Улучшение условий труда и отдыха для сотрудников. Введение дополнительных премий, организация корпоративных вечеров и т.д.

В общем виде алгоритм управления стрессом в организации ООО «Новая столица» может быть разбит на три этапа: моделирование и планирование; проверка; реализация.

Рассмотрим данные этапы более подробно.

1 этап. Моделирование и планирование.

1. Описать текущую или предстоящую стрессогенную ситуацию.

2. Оценить сложность задачи и определить оптимальный для ее решения уровень стресса (средний, низкий, высокий).

3. Оценить предполагаемую или текущую степень стрессогенности ситуации.

4. Оценить долгосрочное психическое состояние и уровень стрессоустойчивости сотрудников ООО «Новая столица».

5. Оценить потенциальный или реальный уровень стресса и предполагаемую эффективность при решении данной задачи.

6. Определить до какой степени желательно снизить уровень стресса и повысить стрессоустойчивость сотрудников ООО «Новая столица».

7. Исходя из задачи и из возможностей, выделить необходимый ресурс: временной, эмоциональный, финансовый.

8. Разработать план мероприятий по управлению стрессом в данной ситуации:

  • по снижению стрессогенности ситуации;
  • по улучшению долгосрочного психического состояния и здоровья и по повышению стрессоустойчивости;
  • по восстановлению после завершения стрессовой ситуации.

2 этап. Проверка.

1. Провести мысленный эксперимент: Представить, что все мероприятия реализованы и оценить произошедшие изменения уровня стрессогенности ситуации, состояния сотрудников ООО «Новая столица» и уровня стрессоустойчивости. При необходимости внести в план коррекцию.

2. Аналогичную операцию провести по отношению к мероприятиям по управлению стрессом внутри ситуации, а также к восстановительным мероприятиям.


3 этап. Реализация.

1. Приступить к реализации плана.

2. Проводить регулярный мониторинг уровня стрессового состояния сотрудников; сравнивать его с запланированным уровнем.

3. При необходимости вносить коррективы в план.

Заметно снизить стресс в организации позволяет элементарная организация труда:

  • уборка в конце рабочего дня рабочего места от лишних бумаг, инструментов, приборов, мусора и др.;
  • ежевечернее (в конце рабочего дня) планирование следующего дня с указанием приоритетности каждого дела, при этом необходимо придерживаться составленного плана;
  • руководителю необходимо подумать о делегировании подчиненным некоторых своих полномочий;
  • недопустимо пропускать обед или перерывы, на это время лучше покинуть рабочее место, иначе отдых не будет полноценным;
  • во время перерывов желательно выполнить несколько физических упражнений, также эффективна энергичная ходьба (прогулки).

После работы можно заняться спортом, своим хобби или просто прогуляться по улице.

Итак, обобщая сказанное, следует отметить, что есть четыре метода, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:

  • укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;
  • изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;
  • изменение отношения к ситуации;
  • уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Заключение

Основная задача профессиональной медицины и безопасности - защитить и укрепить здоровье, благосостояние и производительность, как всего коллектива, так и каждого работника. Эту задачу нельзя выполнить без понимания природы стресса и механизмов его влияния на людей и организацию, а также без хорошо спланированной программы, которая смягчит его губительные эффекты и, что более важно, предупредит их.

На современном этапе организациям необходимо больше времени уделять исследованию стресса. Перспективы исследования стресса огромны и всегда актуальны. Не случайно на Западе в программы по управлению стрессом вкладываются значительные средства. К сожалению, для российского бизнеса это пока не типично.

Чем более сложной для субъекта является основная деятельность, чем в более экстремальных условиях она производится, тем большее внимание необходимо уделять деятельности по саморегуляции и управлению стресса. И в первую очередь это относится к деятельности, осуществляемой в условиях стресса.


Исследование стресса является просто необходимым, причем как для поддержания эффективности основной деятельности организации, так и для сохранения здоровья и работоспособности сотрудников организации.

В организации ООО «Новая столица» стресс проявляется в виде следующих показателей:

  • снижение производительности труда;
  • снижение мотивации работников;
  • повышенная конфликтность сотрудников;
  • ухудшение качества обслуживания клиентов;
  • повышение числа пропусков по причине болезни;
  • деструкция сложившейся корпоративной культуры.

Руководству организации ООО «Новая столица» важно не только принять соответствующие меры по сокращению стресса в работе, но и сделать это вовремя, пока нормальный рабочий стресс не перешел в стадию разрушительного дистресса.

Руководителю организации ООО «Новая столица» необходимо получить соответствующую подготовку и научиться распознавать и эффективно решать проблемы сотрудников, неизбежные на рабочем месте.

Программа по борьбе со стрессом в ООО «Новая столица» должна основываться на политике организации, которая придает большое значение здоровью и благосостоянию сотрудников. И эта политика должна отражаться на повседневной деятельности через поведение руководителей ООО «Новая столица» и их отношениях с подчиненными на всех уровнях.

Список использованных источников

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
    2. Методические рекомендации «Профилактика стрессового состояния работников при различных видах профессиональной деятельности». МР 2.2.9.2311-07
    3. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации. – М.: Маркет ДС. – 2013. – 315 с.
    4. Базарова Т.Ю., Еретина Б.П. Управление персоналом – М.: Банки и биржи, Юнити, 2013. -280 с.
    5. Бодров В.А. Информационный стресс. - М.: ПЕРСЭ, 2014. – 257 с.
    6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! – СПб.: Наука, 2012. – 114 с.
    7. Василенко С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом / С. В. Василенко. - М. : Дашков и Ко, 2012. – 132 с.
    8. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Уч.-к для вузов. – М.: Инфра – М, 2014. -304 с.
    9. Грошев И.В. Организационная культура: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ_ДАНА, 2016.-288 с.
    10. Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой деятельности М.: Изд-во РАУ, 2014. – 311 с.
    11. Еропкин А.М. Организационное поведение – М.: Приор, 2013. – 376 с.
    12. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». — 2-е изд. — М.: Флинта: МПСИ, 2012. — 648 с.
    13. Зинатулин Л.Ф. Корпоративное управление. Сб. Документов. – М.: "Нива России". 2013. – 304 с.
    14. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Организационное поведение. – М. 2015. – 294 с.
    15. Колесников А. В. Корпоративная культура современных организаций : курс лекций / А. В. Колесников ; Моск. акад. экономики и права. - Москва : Альфа-Пресс, 2014. - 444 с.
    16. Коротков З.М., Силина А.Н. Организационное поведение. – Тюмень: Вектор Бук, 2012. – 215 с.
    17. Мамуйлов Г. М. Новиков В.В. Психологическое управление в кризисном обществе. – СП-б.: Алетейя, 2014 - 304 с.
    18. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента – М.: "Дело", 2013. – 704 с.
    19. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2015. —560 с.
    20. Шульц Д. и Шульц С. Психология и работа. - СПб.: Питер, 2010. – 326 с.
    21. Воронцова М. Кадровая политика // Кадровик, 2012, № 11. – С. 21
    22. Лунина Е. Формирование благоприятного организационно-психологического климата в коллективе // Психология управления. – 2013. - № 4. – С. 38-42
    23. Федорова Н. Управление персоналом организации // Менеджмент в России и за рубежом. – 2016. - № 2. – С. 21-25