Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры
1.2 Типы организационной культуры
1.3 Уровни и проявления организационной культуры
Глава 2. Исследование организационной культуры на примере ООО «Монолитпромстрой»
2.1 Краткая характеристика ООО «Монолитпромстрой»
2.2 Содержание и тип организационной культуры ООО «Монолитпромстрой»
2.3 Направления развития организационной культурой ООО «Монолитпромстрой»
Введение
организационная культура норма
Ни одна организация не похожа на другую, каждая имеет свое «лицо». Предприятия отличаются друг от друга не только офисом или вывеской, но и только ей присущим духом, тем, что обычно называют организационной культурой.
Безусловно, культура любой организации есть преломление культуры общества, в котором она родилась и действует. Национальная культура, обычаи, религия, история, основные ценности населения непосредственно сказываются на особенностях культуры организации. Если мы будем говорить о российской, американской, немецкой или японской компании, у нас возникнет цепь ассоциаций, связанных с тем, как мы представляем особенности поведения людей в каждой из них.
Но и в рамках общих национально-культурных традиций каждая организация имеет собственную, своеобразную организационную культуру.
Данная курсовая работа посвящена актуальной для современной организации теме - организационная культура. Вопрос организационной культуры в компаниях на сегодняшний день актуален и его актуальность будет расти по мере продвижения российских компаний на мировом рынке.
Степень разработанности темы подтверждается работами таких авторов как Л. Е. Басовский, М. Мескон, Н. Е. Ревская, А. К. Семенов и другие, которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики психологии менеджмента, его организационную культуру, персонал и многое другое.
Объектом исследования является ООО «Монолитпромстрой».
Предметом исследования выступает корпоративная культура организации.
Целью данной работы является изучение организационной культуры, выполняя следующие задачи:
Раскрыть сущность организационной культуры;
Исследовать организационную культуру на примере организации ООО «Монолитпромстрой»;
Выявить основные рекомендации по управлению и изменению организационной культуры.
Методологической основой курсовой работы выступают методы, которые были использованы в работе, для того чтобы раскрыть тему курсовой работы, а именно сравнительный и структурный анализ, системный подходы, графический синтез.
Практическая значимость работы заключается в вероятности применения теоретических знаний в области психологии менеджмента на практики, а также для более углубленного изучения курса менеджмента.
Структура работы содержит в себе такие основные части как введение, две главы, заключение, глоссарий, список использованных источников и приложения.
Глава 1. Сущность организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры
Под культурой организации в общем случае понимается сложившаяся в организации система ценностей, убеждений, образцов формальных и неформальных обычаев, традиций, социальных норм, разделяемых ее членами, а также знания, опыт, навыки, приемы деятельности, передаваемые из поколения в поколение, особенности поведения персонала, стиль руководства и т. д.
Некоторые специалисты рассматривают культуру организации как средство защиты ее членов от воздействия окружающей среды. Исходя из этого предположения, становится понятной специфически низкая, бесцветная культура организаций в тоталитарных государствах, где сами организации выступают орудиями государства по физическому и духовному порабощению граждан.
Культура организаций проявляется в их фирменном стиле, общественном имидже и т. д. Она формируется различными путями, среди которых: долговременная практическая деятельность и естественный отбор; влияние собственника или наемного менеджера; искусственное формирование внешними консультантами. [16, С. 92]
Как каждое общество обладает социальной или общественной культурой, так и всякая организация обладает организационной культурой — системой доминирующих ценностей, целей и норм, характерных для данной организации, которые выполняют функцию важных регуляторов поведения работников и которые не только являются общими для всех членов организации, но и передаются новым членам как наиболее правильные. [11, С. 72]
Организационная культура - это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации. Иными словами, об организационной культуре можно говорить только в случае, когда высшее руководство демонстрирует и утверждает определенную систему взглядов, норм и ценностей, прямо или косвенно способствующих выполнению стратегических задач организации. Чаще всего в компаниях формируется культура, в которой воплощаются ценности и стиль поведения их лидеров. В этом контексте организационная культура может быть определена как совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее. [21, С. 102]
В рамках общих национально-культурных традиций каждая организация имеет собственную, своеобразную организационную культуру. Источниками ее своеобразия являются:
- цели, ценности и представления основателей организации;
- опыт, полученной работниками и менеджментом в процессе деятельности организации;
- новые представления, сформировавшиеся в результате знакомства с опытом других организаций, учебы или работы внешних консультантов;
- новые представления, привносимые новыми руководителями и работниками.
Основные ценности организационной культуры, определяющие своеобразие предприятия, будучи сформулированными и воспринятыми большей частью работников, становятся главными источниками групповой самоидентификации.
Если опыт организационной деятельности был в целом успешным, то работники воспринимают принципы собственной организационной культуры как наилучшие и настолько самоочевидные, что не склонны даже задумываться о необходимости их коррекции. Эти особенности отношения к культуре организации могут приводить к тому, что необходимые изменения могут проводиться несвоевременно, с опозданием.
Одновременно следование нормам предприятия повышает сплоченность членов организации, так как работники считают, что, в отличие от других, они живут и работают правильно.
Организационная культура достаточно консервативное и стабильное образование и сохраняется даже тогда, когда происходит смена персонала. С одной стороны, это служит преемственности, сохранению традиций. С другой — это может быть опасным, так как изменить старую, устоявшуюся модель даже в тех случаях, когда это необходимо и жизненно важно для существования организации, бывает очень сложно. Некоторые специалисты по организационному поведению считают, что сделать это вообще невозможно и легче создать новую организацию, чем радикально изменить ценности и нормы старой. [13, С. 82]
Хотя многие правила и предписания организационной культуры обычно не зафиксированы ни в одном документе, именно они являются наиболее действенным регулятором поведения членов коллектива.
Организационная культура не только регулирует поведение работников данного предприятия, но и проявляется вовне. Клиенты и поставщики сталкиваются с особенностями культуры организации и формируют собственное отношение к ней. Таким образом, организационная культура является важным элементом имиджа любой компании.
В качестве характеристики организационной культуры можно использовать степень, с которой члены данной организации разделяют ее основные ценности. Это показатель силы организационной культуры. Ее интенсивность определяет степень преданности членов организации основным ее ценностям. Сильная культура обладает большим влиянием на поведение членов организации, она как бы заменяет формальную бюрократию, увеличивает постоянство и преемственность в деятельности организации. Если предприятие действует в стабильной и предсказуемой среде, это может привести к позитивным результатам. Однако при изменении внешних условий организации с сильной культурой могут столкнуться с существенными трудностями, так как наиболее патриотичные ее члены, поддерживающие ценности организационной культуры, будут активно противостоять переменам.
1.2 Типы организационной культуры
Культура — понятие сложное по содержанию и структуре. Существует большое количество различных классификаций, каждая из которых опирается на определенные принципы деления.
Для того чтобы выбрать продуктивный вариант классификации, который позволил бы глубже понять сходства и различия процессов, происходящих в организации с различными типами культур, следует определить, какие особенности организационной культуры непосредственно влияют на эффективность деятельности предприятия. Эффективность деятельности современной организации в решающей степени зависит от ее способности быть адаптивной, адекватно (и даже с опережением) отвечать на изменение внешней среды. Поэтому следует выделять типы организационной культуры, исходя, прежде всего, из их способности гибко и быстро реагировать на происходящие в экономике и жизни общества изменения. [14, С. 72]
В основе такой классификации лежат два фактора:
- насколько внешняя среда требует от организации гибкости либо стабильности;
- где находится стратегическая цель организации: внутри или вне ее.
Комбинация указанных факторов позволила выделить четыре типа организационной культуры.
1. Если цели предприятия находятся во внешней среде, а в культуре организации доминирующими являются гибкость и способность к изменениям для удовлетворения потребителей, такую организационную культуру называют адаптивной или предпринимательской. В организациях с таким типом поощряется инновационный подход.
2. Если цели деятельности организации находятся вне ее, а организационная культура тяготеет к стабильности, то такую организационную культуру называют культурой стратегических задач. Работники в таких организациях имеют четкий круг обязанностей и получают определенное вознаграждение за их выполнение.
3. Если цели деятельности организации находятся внутри нее самой и при этом ее культура характеризуется гибкостью, можно говорить о клановой культуре. Удовлетворение потребностей работников, забота об их нуждах — важнейшая задача организаций с таким типом культуры.
4. Если цели деятельности организации находятся внутри нее, а ее культура тяготеет к стабильности, то такую организационную культуру называют бюрократической. Для этого типа культуры характерен систематический подход к ведению дел. Процедуры и правила четко прописаны, а недостаток свободы окупается надежностью и предсказуемостью.
Важно понять, что типы организационной культуры нельзя оценивать только в терминах «хороший» — «плохой». Каждый из них может быть адекватен той или иной ситуации на рынке, а также особенностям решаемых организацией задач. Так, культура первого типа будет актуальна для компаний, работающих в сфере маркетинга и новых технологий. Второй тип — для организаций, обслуживающих постоянный круг потребителей (предприятия, работающие в области энергетики, транспорта). Культура третьего типа может дать высокую отдачу в научных и творческих организациях, предприятиях розничной торговли, а четвертый тип может быть эффективным в страховом и банковском деле. [7, С. 89]
По месту организации и степени влияния на нее выделяют несколько типов культур:
- Бесспорная культура характеризуется небольшим количеством основных ценностей и норм, но требования к ориентации на них неукоснительны. Это культура, не допускающая спонтанного влияния извне, и изнутри, является закрытой (нежелание видеть недостатки, выносить сор из избы, стремление сохранить показное единство). Закрытая культура подавляет персонал и становится решающим моментом мотивации. Но сами ценности и нормы при необходимости сознательно корректируются;