Файл: Решение практического кейса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения образования и функциональных особенностей имидж является социально-психологической категорией. Введение понятия социально-психологического имиджа побуждает к изучению именно социально-психологического механизмов его образования и развития. Социально-психологического имидж руководителя объединяет не только социальный статус, социальные связи этого руководителя, но его психологические особенности и качества. В процессе образования имиджа участвуют многие факторы, одни из них являются первичными, а другие вторичными.

Содержание понятия «имидж» был бы неполным без двух дополнительных звеньев: «Имидж и мотивация» и «имидж руководителя - имидж организации». в первую звена принадлежат ожидания подчиненных в отношении руководителя и его имиджа, которые в отличие от должностных инструкций и других регуляторов поведения в группе имеют неформальный характер и характер, который не всегда осознается. Имидж руководителя как мотиваторы деятельности подчиненных влияет на результаты их работы, удовлетворенность трудом, социально-психологический климат коллектива, эмоциональное состояние каждого работника.

Основная роль руководителя в формировании положительного социально-психологического климата - минимизировать уровень конфликтности в коллективе.

Чтобы Николай С способствовал сплоченности коллектива, он должен обладать такими личностными характеристиками: определенность, осознанность, целенаправленность, избирательность, тактичность, действенность, требовательность, критичность, ответственность. Руководитель может эффективно влиять на трудовой коллектив, выбрав определенный стиль руководства.

В сферу исследования входили молодежные общественные организации (объединения граждан в возрасте от 14 до 35 лет), целью которых является осуществление деятельности, направленной на удовлетворение законных социальных, экономических, творческих, духовных и других общих интересов. Всего в исследовании приняли участие 15 молодежных общественных организаций. Из них две управленческие, одна экологическая, две духовные (религиозные), две правозащитные, восемь общественно-политических.

С целью определения общей структуры молодежной общественной организации был использован метод социометрии, дополнительными методами были наблюдение, беседа, контент-анализ. По результатам социометрии построено социограммы, каждая из которых фиксирует и отображает картину коммуникативных и эмоциональных связей, систему предпочтений между членами в организации.


2.2. Изучение структуры молодежных общественных организаций

По результатам изучения структуры молодежных общественных организаций, получено 3 типа структуры: централизованный (53,3% от всех объединений), нецентрализованный (33,3%), смешанный (16,3%).

В организациях с нецентрализованным типом управления существует преимущественно два региона лидерства (лидер и подлидеры). Членский актив представлен одним регионом. Такой тип структуры характерно для небольших молодежных общественных организаций. Коммуникативный обмен происходит свободно на основе потребностей и взаимного желания участников общения.

Для определения перечня основных личностных качеств, которые необходимы эффективным лидерам, был разработан вопросник с перечнем умений и качеств лидера. Респондентами исследования выступили две группы людей: 10 экспертов и 30 лидеров молодежных общественных организаций. В группу экспертов входили руководители властных структур, народные депутаты, депутаты городского и областного советов, руководители политических партий. После проведения анкетирования было сравнительно результаты, полученные в обеих группах. Во время обработки данных отмечено как рейтинговость избранных респондентами умений и качеств, так и количество выборов, существенно влияет на картину результатов. Сравнив и обобщив результаты обеих групп, мы определили первую десятку самых рейтинговых, умений и качеств, необходимых эффективному лидеру: 1 - уверенность в себе, 2 - умение подобрать людей и работать в команде, 3 - умение быть инициатором изменений, 4 - высокая мотивация, 5 - стремление к успеху, 6 - умение общаться, 7 - настойчивость, ответственность, 8 - успешное решение сложных проблем в критической ситуации, 9 - самокритичность, 10 - эмоциональная стабильность.

По результатам анкетирования на определение перечня умений и качеств, необходимых эффективному лидеру в группе экспертов важнейшим умением, которым должен обладать лидер, избран "умение подобрать людей и работать в команде". В группе лидеров важнейшим качеством избран "уверенность в себе". В целом результаты исследования в обеих группах несколько отличаются. Нами обнаружено различное отношение респондентов обеих групп к лидерских качеств "ответственность" (в группе экспертов по рейтингу на 2 месте в группе лидеров - на 12), "эмоциональная стабильность" (в группе экспертов - на 12 месте, у лидеров - на 6), "чувство юмора" (в группе экспертов - на 13 месте, у лидеров - на 8). Однако в обеих группах одинаковое значение оказали качествам "уверенность в себе", "высокая мотивация", "стремление к успеху", "умение общаться".


Таким образом, управленческие молодежные общественные организации курируют молодежное движение в определенном социальном пространстве и определяют направление молодежной работы.В исследовании, приняли участие 19 юношей и 11 девушек в возрасте от 17 до 30 лет.

Респондентами выступали:

1) лидеры общественно-политических молодежных общественных объединений - 20 человек,

2) лидеры экологических молодежных общественных организаций - 2 человека,

3) лидеры управленческих молодежных общественных организаций - 2 человека,

4) лидеры правозащитных молодежных общественных организаций - 3 человека

5) лидеры духовных молодежных общественных объединений - 3 человека.

В целом в исследовании приняли участие 30 лидеров. Уровень образования респондентов - от средней до высшей.

Результаты исследования уровня социального интеллекта по методу социометрии (третий этап) показали, что у 36% лидеров социальный интеллект выше среднего, что свидетельствует о высоком уровне тех их способностей, которые определяют адекватность понимания поведения людей. Средним является уровень социального интеллекта у 50% опрошенных лидеров, а у 14% он ниже среднего (середнеслабый). В целом во всех лидеров лидируют способности к предвидению поведения, стратегического планирования и поведения для достижения поставленной цели, ролевая пластичность и понимание вербальной экспрессии в контексте различных ситуаций, а способности к расшифровке невербальной экспрессии и понимание структуры и логики развития межличностных коммуникаций развитые меньше.

Четвертым этапом нашего исследования было определение уровня эмоционального интеллекта лидеров по методике Н.Холла, которая содержит 5 шкал: эмоциональная компетентность, управление своими эмоциями, самомотивация, эмпатия, распознавание эмоций других людей. По результатам исследования у 6,5% лидеров от всего количества респондентов выявлен высокий уровень эмоционального интеллекта. Столько же лидеров получили показатель, который стремится к высокому. У 20% опрошенных эмоциональный интеллект выше среднего, еще у 20% - средний с тенденцией к повышению, у 14% респондентов средний с тенденцией к снижению, в 20% уровень ниже среднего. В 6,5% эмоциональный интеллект направляется к низкому, в остальных - очень низкий уровень эмоционального интеллекта.

Пятым этапом нашего исследования было диагностирование гибкости в общении модифицированным нами тестом американского психолога Арнольда Гольдштейна, который предназначен для определения уровня развития умений, которыми обладает личность. По результатам оценки особенностей коммуникативной сферы лидеров молодежных общественный организаций в 25% выявлены высокие показатели гибкости в общении, у 68% уровень развития коммуникативных умений выше среднего и лишь в 7% - ниже среднего. Такие результаты свидетельствуют о высоком уровне развития у лидеров умений устанавливать и развивать контакты с людьми, обмениваться информацией, отрабатывать определенную стратегию взаимодействия, воспринимать и понимать других.


Коммуникативный компонент в структуре лидерской одаренности занимает одно из ведущих мест среди других параметров личности лидера. У женщин-лидеров коммуникативные способности развиты значительно лучше, чем у мужчин.

Для диагностики креативности лидеров при решении социальных проблем (шестой этап) нами был подготовлен перечень задач, которые определяют особенности решения ситуаций в сложный, переломный период, в период острых, экономических изменений, при политической (социальной) кризиса. Ответы оценивались по двум критериям: мыслительная скорость (текучесть) и оригинальность. Результаты исследования показали, что в 26,67% лидеров молодежных общественных организаций высокий уровень креативности, в 60,33% - средний уровень, а в остальных (13,3%) - низкий. В ответах прослеживается гендерное различие: для респондентов-мужчин характерны системный подход в решении проблемы, склонность к стратегическим шагам, формирование собственного позитивного имиджа (путем "уничтожение" оппонента), наличие решения предложенных проблем с привлечением военных сил.

Седьмым этапом нашего исследования было определение мотивации лидера по методике А. Мехрабиана "Мотивация достижений". Только в 13,33% лидеров молодежных общественных объединений доминирует мотивация стремления к успеху, а в остальных 86,67% доминирует стремление избежать неудачи. Ни у одного из респондентов не выявлено отсутствие доминирования одной из тенденций.

Экспериментальное исследование проводилось как с целью уточнения теоретических положений проблемы, так и для выявления психологического механизма активизации компонента лидерства в структуре личности и ее потенциала.

Результаты данного этапа исследования показали, что 30% респондентов росли в благополучных семьях, где экономическое положение семьи варьировал между выше среднего и средним уровнями. 20% лидеров росли в неполных семьях, где материальный достаток был между средним и низким уровнями, остальные, 50% - в семьях, где один из родителей отмечался асоциальными проявлениями, и состояние семьи колебался между средним и низким уровнями.

Характерным для лидеров молодежных общественных организаций является раннее знакомство с культурами разных стран, о чем свидетельствует путешествия 70% опрошенных соседними странами в раннем возрасте, а странами Европы - 5%. 10% респондентов проходили школьное обучение за рубежом, 5% стажировку в органах власти европейских стран во время обучения в вузе. 40% лидеров посещали в детстве 3 и более кружков, 30% - 2 кружки, а остальные - один.


Социальная активность была присуща респондентам еще в раннем школьном возрасте во время участия в органах ученического самоуправления (20%), занятии лидерских позиций в неформальных группах (10%). Значимыми событиями, которые повлияли на жизнь опрошенных, были смерти одного из членов семьи (20%), поступление в вуз (60%), зарубежные поездки (10%), начало деятельности в молодежном движении (40%).

Результаты исследования основных психологических особенностей респондентов представлены в таблице 1.

Таблица 1. Обобщенные результаты исследования психологических особенностей

Уровни развития психологических особенностей лидеров молодежных общественных организаций (в%)

высокий

направляется к высокому

выше среднего

средний с тенденцией к повышению

средний

средний с тенденцией к снижению

ниже среднего

направляется к низкому

низкий

Социальный интеллект

36

50

14

Эмоциональный интеллект

6,50

6,50

20

20

14

20

6,50

6,50

Гибкость в общении

25

68

7

Креативность

26,67

60,33

13,30

В целом решение лидерами молодежных общественных организаций предложенных нами задач позволяет сделать вывод об умении респондентов проанализировать сложную социальную проблему за короткий период времени и быстро найти варианты (в значительной части случаев несколько вариантов) и нестандартные методы для ее решения. Опрашиваемые умеют быстро переключаться с решения одной задачи на другую.

По нашим данным, на развитие личности лидера значительно повлияли: факторы микросреды (семейные отношения: социальный статус родителей, эмоциональный и экономический состояния семьи, в которой воспитывался лидер; образование: посещение кружков, летние лагеря, школа; друзья), Стратегическое (культурная разнообразие, религия (духовность), потоки получаемой информации, путешествия) и макросреды (общественно-политический строй государства).