Файл: Решение практического кейса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования. Современное развитие общества характеризуется изменением управленческих моделей в различных сферах жизнедеятельности человека. На смену строгому администрированию и менеджменту приходит новая модель управленческого лидерства.

Общественно-политические и социально-экономические изменения, происходящие сейчас в РФ, требуют создания новых моделей и механизмов стратегического управления на государственном, организационном, личностном уровнях. Стратегическое управление требует эффективного лидерства. Важное место при этом принадлежит формированию индивидуальных особенностей и лидерских компетенций руководителей высшего уровня (топ-менеджеров), которые должны инициировать процесс стратегического развития организации, учреждения, заведения, свидетельствуя не только формальное, но и функциональное лидерство.

На практике противоречие между стремлением топ-менеджеров быть лидерами и отсутствием в них четких представлений о лидерстве и механизмы его формирование приводят к неустойчивой, нечеткой, непонятной для окружающих поведения и малоэффективного управления. Это объясняется тем, что в каждого топ-менеджера разное понимание лидерства и представление о том, каким именно лидером он хочет быть. В педагогической теории возникает проблема, связана с определением сущности лидерства в процессе стратегического управления и понятием лидера, установлением его отличий от традиционного руководителя-стратега, выяснением средств воздействия на персонал, а также способов его личностного и профессионального развития.

Лидерство как феномен общественных отношений всегда вызывало много противоречий относительно своей природы, и было центром научных исследований. Проблема лидерства начала разрабатываться в отечественной психологии еще в 20-30-х годах. Над ней работали такие ученые, как Г. Андреева, И. Кон, Б. Парыгин, А. Петровский, Л. Уманский и многие другие. Среди зарубежных исследователей, внесших значительный вклад в изучение проблемы лидерства и руководства, можно назвать труды К. Берда, Е. Богардуса, М. Вебера, Л. Картера, Р. Лорда, Р. Стогдилл, Ф. Тейлора, А.Файоля, Ф. Фидлера, Д. Филлипса, Г. Хоуманс и др..

Тема лидерства проработана учеными в достаточной мере, но все же более тщательно развита и разработана зарубежными специалистами. Среди них: Р. Танненбаум, И. Вешлер и Ф. Масарик, П. Друкер, Ф. Фидлер, В. Врум, Ф. Йеттон, М.Мескон, П. Херси и К. Бланшард. Они создали модели и выдвинули теории, получили мировое признание и утвердили себя как истинные и научно обоснованные идеи. Зарубежные и российские ученые, такие как Ф. Хмель, В. Лозница, Д. Виханский, В. Веснин тоже внесли вклад в развитие теории лидерства. В то же время, проблема лидерства получила новый контекст в условиях социально-экономических изменений, отражаясь на эффективности деятельности организации, в которой работает определенный лидер.


Дефицит высоко образованных и авторитетных руководителей - одна из острых и актуальных проблем, от решения которой зависит успешное усвоение современных технологий организации экономики. Вызовы побуждают к серьезным размышлениям о том, что рост и масштабы достижений человечества в области материальных и духовных ценностей зависят от уровня самореализации внутренних ресурсов каждой личности в частности. Это требует инновационного подхода к подготовке и развития кадров управления, менеджеров, обновление нормативных требований к руководителям, повышение их морального уровня и профессионального компетентности, способности шагать в ногу со временем, повышать личностную культуру и культуру труда.

Управление людьми - одна из достаточно сложных деятельностей, а некоторые исследователи считают ее самой сложной. Результативность управленческой деятельности в многой степени зависит от отношения к руководителю, а тайна успешного менеджера скрывается, прежде всего, в его личности. Именно поэтому проблема личности является одной из центральных проблем в научных исследованиях по менеджменту. Проблема сложная и многогранная, о чем свидетельствует тот факт, что сегодня существует более сотни определений понятия "личность". По теоретической и практической значимости она принадлежит к одной из фундаментальных проблем.

Поскольку управленческая деятельность двусторонняя, важно акцентировать внимание не только на личности менеджера, но и на личности объекта его деятельности, что одновременно выступает и ее субъектом. Обеспечить успешное влияние личности на личность невозможно без знания структуры личности и закономерностей ее становления и развития.

Вопрос личности и авторитета руководителя постоянно вызывали и вызывают интерес ученых. В разные времена проблемам личности лидера посвятили свои работы такие авторы Б. Бабенко, М. Бургин, С. Гончаренко, В. Зацепин, А. Киричук, Д. Креч, Т.Мальковська, Н. Маслова, А. Мудрик, Н. Седеванова, Р. Солопова, М. Фейгин, Л. Турищева, Р. Шакуров, М. Шимановский, В. Шпалинский и многие другие.

Однако, по нашему мнению, проблема исследования формирования личности лидеров и их авторитета в условиях интеграции русского общества в европейское пространство требует дальнейшего изучения и обобщения с целью адаптации каждого человека до требований настоящего.

Предмет исследования - особенности личности лидера в общественно молодежной организации.

Объект исследования – структурные компоненты личности лидера.


Цель исследования заключается в выделении структурных компонентов личности и составляющих авторитета и лидерства в комплексе обеспечивающих успешность управленческой деятельности.

Задачи исследования:

1. Описать состояние изученности проблемы исследования личности молодежного лидера и ее психологических особенностей.

2. Изучить личность и авторитет руководителя как важный фактор эффективной управленческой деятельности.

3. Провести эмпирическое исследование психологических особенностей личности молодежного лидера по материалам кейса.

4. Разработать рекомендации.

Для достижения цели и реализации задач исследования использованы следующие методы:

- теоретические: анализ, синтез и систематизация для определения концептуальных подходов исследования и уточнения сущности понятий «лидер», «лидерство», «воспитание лидерских качеств», «авторитет»; сравнение, обобщение и классификация для обоснования и характеристики критериев и показателей воспитанности лидерских и определение сущности понятия «система студенческого самоуправления»;

- эмпирические: наблюдение, опрос (анкетирование, беседы, интервью), метод экспертных оценок, самооценки, тестирование для выяснения уровня воспитанности лидерских качеств; эксперимент для проверки эффективности методики воспитания лидерских качеств;

- статистические: методы математической статистики для обработки результатов экспериментальной работы, определение количественных изменений в уровнях воспитанности лидерских качеств.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: концептуальные положения развития личности и самосознания (К. Абульханова-Славская, Б. Ананьев, Л. Выготский, А. Леонтьев, С. Рубинштейн); анализ феномена лидерства и воспитания лидерских качеств в коллективе (Н. Жеребова, Р. Кричевский, Б. Парыгин, А. Петровский, Л. Уманский, А. Лутошкин).

Практическое значение полученных результатов заключается во внедрении в практику работы учебных заведений, предприятий: методики воспитания лидерских качеств самоуправления, и в частности тренингов по воспитанию лидерских качеств и развития умений работы в команде; сборника диагностического инструментария для определения уровня воспитанности лидерских качеств.

Работа состоит из введения, двух глав (в первой проведено теоретическое исследование темы, во второй – решен кейс и представлено эмпирическое исследование) заключения, списка литературы.


Глава 1. Основные вопросы, подлежащие разработке.

Вопрос 1. Развитие лидерских качеств руководителя

Постоянная потребность общества в личности, которая наделена социально значимыми личностными качествами, указывает на то, что проблема лидерства была актуальной и доминировала на каждом историческом этапе развития человечества. Еще века назад печатных работ, посвященных этой проблеме, насчитывалось не так много, однако современное увеличение их количества ставит перед исследователями непростая задача с их обработки, систематизации и критического осмысления. Подавляющее большинство из них составляют исследования, выполненные по заказу сферы производства товаров и услуг, второе по количеству место занимают работы, посвященные психологическим проблемам.

Лидерство (от английского leader - проводник, ведущий, руководитель) - это умение пробудить у людей мечту, к которой они будут приближаться, «вдохнуть» в них необходимую для движения энергию. Под лидерством понимается способность влиять на отдельные личности и социальные группы, трудовые коллективы, направлять их усилия на достижение целей организации, фирмы, предприятия.

Это процесс организации и управления группой, процесс воздействия на нее. Лидер в психологическом плане это:

1) член группы, за которым она признает право принимать решения в значимых для нее ситуациях;

2) индивид, способен выполнять центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе;

3) человек, который способен влиять на отдельных членов или на группу в целом, направлять их усилия на достижения поставленных целей [9].

Государство заинтересовано в руководителях учебных заведений, которые умеют видеть и творчески решать проблемы, гибко адаптироваться к условиям жизни, имеют знания по основам рыночной экономики, маркетинга, менеджмента, обладают профессионализмом.

Лидерство как соответствующее социальное явление содержит четыре главные переменные: характеристики лидера; позицию, потребности и другие характеристики его последователей; характеристику организации - ее цель, структуру, природу задач, которые должны быть выполнены; социальное, экономическое и политическое среду. Лидерство - это сложное сочетание указанных переменных.


Рассмотрим эти понятия подробнее с точки зрения их сущности и взаимовлияния.

Считается, что руководителем способен стать почти каждый специалист, который попадает в благоприятные для этого обстоятельства. С этим тезисом справедливо не соглашается А. Романовский, который отмечает, что настоящим руководителем может быть только человек, которому от природы присущее особая множество специфичных человеческих черт и качеств. Формирование из такого потенциального лидера личности действительного руководителя требует значительной его профессиональной подготовки и соответствующего целенаправленного воспитания. Исследователь предполагает, что в структуре личности руководителя природные данные составляют примерно 50%, нравственные качества - 20%, профессионализм - около 15%, а остальные, примерно пополам, распределяются между общей культурой и практическим опытом [6].

Развитие личностных качеств лидера исследовали Б. Ананьев, А. Анисимов, И. Бех, Л. Божович, В. Вдовюк, Л. Вяткин, П. Гальперин, В.Давыдов, Д. Эльконин, А. Карпов, Г. Костюк, Л. меньшинства, С. Самыгин, А. Сиротенко, Л. Столяренко и др.

Учеными осуществлена классификация лидерства по гендерным признакам (Дж. Адамс, Т. Бендас, А. Игли, К. Джонсон и др.), соотношением лидерства и руководства (Т. Мальковская, Б. Парыгин, Ф. Тильман и др.), стилями лидерского поведения (Н. обзоров, И. Полонский, М. Рожков, А. Уманский и др.).

Констатация лидерства как высшего эволюционного и качественного уровня управления порождает необходимость пересмотра основ, на которых должно осуществляться профессиональная подготовка управленцев на данном этапе общественного развития. У.Слим, еще в 1957 отметил: "Есть разница между руководством и лидерством. Лидеры и люди, которые следуют за ними, демонстрируют одни из древнейших наиболее естественных и эффективных из всех известных нам форм человеческих взаимоотношений. Руководитель и те, кем он руководит, является проявлением более позднего продукта истории, является не таким романтичным и вдохновляющим. В лидерстве воплощается дух личности и предсказания. Лидерство - это искусство. Менеджмент - это наука. Менеджеры - необходимые, лидеры - обязательны. Хорошая система создает эффективных менеджеров, а требует несколько большего. Мы должны найти управленцев, которые являются не только квалифицированными менеджерами, но и вдохновенными и вдохновляющими лидерами, предназначенными ... для того, чтобы занять высшие должности в управленческом аппарате» [12].