Файл: «Оборотные активы предприятия»...pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- величину полученной выручки, так как чем больше объемы продаж, тем больше потребность в оборотных средствах;

- договорные условия поставок (более частая закупка товаров предусматривает меньший запас товарных запасов);

- хорошее знание рынка и существующего спроса, что позволяет вкладывать деньги в ликвидные товары и запасы;

- организация расчетов за товары с поставщиками и покупателями.

1.2. Основы управления оборотными средствами

Оборотные средства обеспечивают потребности текущей деятельности предприятия, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации. Большое значение имеет правильная организация оборотных средств, умелое управление ими, что позволяет повысить эффективность их использования, освобождая из оборота средства, замороженные в излишних или неликвидных запасах, или в расчетах. Недостаток оборотных активов может привести к сбоям в производственном процессе, к потере ликвидности, а их избыток – к потерям в эффективности производства (средства омертвлены без движения и не приносят дохода). Поэтому политика управления оборотным капиталом должна обеспечить поиск компромисса между риском потери ликвидности и эффективности работы.

Основными задачами управления оборотными средствами являются:

  • Экономически обоснованное определение норм запасов по видам оборотных средств и общей потребности в них;
  • Умелое маневрирование временно свободными оборотными средствами с учетом изменения хозяйственной ситуации;
  • Обеспечение сохранности оборотных средств и использования их по целевому назначению;
  • Обеспечение рациональной системы финансирования;
  • Эффективное использование оборотных средств путем ускорения их оборачиваемости и др.

Особенности процесса управления оборотными активами предприятия, прежде всего, обусловлены их свойствами и характером участия в производственном процессе. Центральным моментом в методиках управления оборотными средствами является поиск их оптимальной величины, состава и структуры. При этом рекомендуется иметь виду, что:

  • в случае отсутствия действенной системы контроля за оборотными средствами они имеют обыкновение увеличиваться (прежде всего, речь идет о запасах и дебиторской задолженности);
  • неоправданное увеличение оборотных средств непременно сопровождается прямыми и косвенными потерями, например, увеличением потерь от естественной убыли сырья и материалов, появлением залежалых товаров, снижением оборачиваемости собственных оборотных средств и др.;
  • неоправданное увеличение оборотных средств, требует привлечения новых источников финансирования, следствием чего являются, во-первых, дополнительные затраты, поскольку большинство источников носит платный характер, и, во-вторых, снижение резервного заемного потенциала предприятия[5].

Потребность в оборотных активах зависит от ряда факторов:

  • характера и видов деятельности предприятия;
  • объема производства и длительности производственного цикла;
  • условий материально-технического снабжения и сбыта продукции;
  • ассортимента выпускаемой продукции;
  • структуры капитала и скорости его оборота;
  • учетной политики и т. п.

В экономической практике существует три подхода к выбору источников финансирования, применяемых в своей практике различными хозяйствующими субъектами: консервативный, агрессивный и умеренный[6].

Если предприятие не ставит никаких ограничений в наращивании оборотных активов: держит значительные денежные средства, имеет значительные запасы сырья и готовой продукции, стимулируя покупателей, раздувает дебиторскую задолженность, то это признак консервативной политики управления текущими активами, которая в практике финансового менеджмента получила название «жирный кот».

Такой подход сводит к минимуму операционные и финансовые риски, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов, так как их оборачиваемость замедляется, уровень рентабельности падает.

Когда же предприятие всячески сдерживает рост оборотных активов, стремясь их минимизировать, оно применяет агрессивную политику управления оборотными активами («худо-бедно»). Её преимущество – обеспечение высокой экономической рентабельности активов. Такую политику целесообразно вести в условиях достаточной определенности, в противном случае велик риск возникновения неплатежеспособности предприятия из-за малейшей заминки или ошибки в расчетах.

Усредненной является умеренная политика управления оборотными активами, в результате проведения которой показатели экономической рентабельности, оборачиваемости активов и риск неплатежеспособности находятся на среднем уровне.

Одной из важнейших задач управления оборотными активами является повышение эффективности их использования. Экономическая эффективность управления оборотными средствами выражается в организации движения оборотного капитала с минимально возможной суммой для получения наибольшей отдачи в форме прибыли. Достичь этого можно путем ускорения оборачиваемости оборотных средств, то есть ускорения длительности одного полного кругооборота средств от приобретения материальных запасов и выплаты заработной платы до реализации готовой продукции, и поступления денег на расчетный счет предприятия.


Оборачиваемость оборотных средств выражается с помощью показателей коэффициента оборачиваемости (Ко), показывающего число оборотов, совершаемых оборотными средствами за период и длительности одного оборота в днях (Од):

Од = ТАср*Д/В (6)

Ко = В/ТАср (7)

где, В – объем реализации (выручка);

ТАср – средний остаток оборотных активов;

Д – количество дней в периоде.

При расчете показателей оборачиваемости оборотных средств вместо выручки часто используют полную себестоимость продукции, что позволяет исключить влияние торговых наценок на исчисляемые коэффициенты.

Под ускорением оборачиваемости понимается сокращение длительности одного оборота, что позволяет предприятию при той же сумме оборотных средств выпустить и реализовать больше продукции и, следовательно, получить больше прибыли.

Кроме указанных выше показателей важно найти слагаемое общей оборачиваемости средств в целом по предприятию, что позволит установить, на каких этапах движения оборотных активов фиксируется их ускорение или замедление. Для расчета оборачиваемости оборотных средств по отдельным элементам удельный вес соответствующих видов оборотных средств умножают на общую оборачиваемость оборотных средств предприятия. В этом случае оборачиваемость отдельных элементов оборотных средств в сумме равна оборачиваемости оборотных средств в целом по предприятию[7].

Не менее важным показателем является коэффициент эффективности использования оборотных средств, характеризующий величину прибыли, полученную на единицу оборотных средств:

Кэ = П/ТАср (8)

где, П – прибыль;

Для оценки рациональности использования имеющихся в распоряжении предприятия оборотных средств рассчитывают коэффициент загрузки и обратный данному показателю коэффициент фондоотдачи:

Кфо = В/ТА (9)

Кз = ТА/В (10 )

где, Кфо – коэффициент фондоотдачи;

Кз – коэффициент загрузки;

Начальным этапом процесса управления оборотными активами традиционно выступает экономический анализ. Целью анализа является выявление основных тенденций изменения в составе оборотных активов, определение общего уровня эффективности их использования. В процессе анализа оценивается рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. Кроме этого, анализируется состав основных источников финансирования оборотных активов. По результатам анализа делаются выводы и разрабатываются управленческие решения.


Подводя итог можно сказать, что общая политика управления оборотным капиталом заключается в формировании необходимого объема и состава оборотных средств и обеспечении условий оптимизации процесса их обращения.

Глава 2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «ДФ Сервис»

2.1. Характеристика предприятия и оценка основных показателей его финансово-хозяйственной деятельности

ООО «ДФ Сервис» работает на рынке общественного питания с 2010 года. Компания имеет следующие реквизиты: ОГРН 1107746516382, ИНН 7727721939, КПП 770601001. Юридический адрес: 119180, город Москва, улица Полянка Б., дом 7/10 строение 3, помещение 2.

Дата постановки компании на учёт 21 октября 2010 г. Налоговый орган: Инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по г. Москве. Уставный капитал ООО «ДФ Сервис» - 10 000,00 р. Генеральный директор компании - Бутаев Зафар Абдуллаевич.

Полное фирменное название объекта анализа курсового исследования – общество с ограниченной ответственностью «ДФ Сервис».

Основными целями деятельности ООО «ДФ Сервис» является получения прибыли путем реализации продуктов питания, как собственного производства, так и покупных товаров. С 2015 года в одном из ресторанов налажена торговля полуфабрикатами собственного производства.

Финансовый результат предприятий питания зависит, прежде всего, от товарооборота, поэтому можно сказать, что изменение товарооборота является одним из главных показателей работы организации.

По данным бухгалтерской отчетности в течение предыдущих 3 лет на рассматриваемом предприятии наблюдался рост общего объема реализации. Так в 2014 году размер общего товарооборота составил 21195 тыс. руб., в 2015 году – 22069 тыс. руб. и в 2016 году – 25819 тыс. руб. Соответственно темпы роста товарооборота в 2015 году составили 4,1%, а в 2016 году – 17,7% (рисунок 1)

Рисунок. 1 Динамика товарооборота ООО «ДФ Сервис»

Важным показателем, характеризующим деятельность предприятия питания, является доля собственной продукции в валовом товарообороте. В таблице 2 приведен состав и товарооборота рассматриваемого предприятия за два последних года.

Таблица 2

Состав товарооборота ООО «ДФ Сервис»

Показатель

2015 г.

2016 г

Изменения

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

в % к итогу

сумма, тыс. руб.

(гр.4-гр.2)

темп роста, %

(гр.7/гр2)

1

2

3

4

5

7

9

Товарооборот собственной продукции(Тс)

18317

82,99

19442

75,3

1125

6,1

Товарооборот покупной продукции(Тп)

3752

17

6377

24,69

2625

7

Общий товарооборот(Т)

22069

100

25819

100

3750

17


Из таблицы 2 следует, что за отчетный период общий товарооборот предприятия вырос на 3750 тыс. руб. или на 17%.

Рассматривая структуру товарооборота необходимо отметить, что его рост был в большей степени обусловлен ростом продаж покупной продукции (7%), нежели реализации продукции собственного производства (6,1%). Сократился и удельный вес продукции собственного производства в общем объеме товарооборота с 82,9% до 75,3%. Учитывая, что для предприятий общественного питания торговля продуктами собственного производства является основным направлением деятельности, на этот факт необходимо обратить особое внимание. Следовательно, можно сделать вывод, что хотя общий товарооборот ООО «ДФ Сервис» не уменьшился по сравнению с 2015 г., но состав его стал хуже.

Наглядно динамика товарооборота по видам продукции изображена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика товарооборота ООО «ДФ Сервис»

В свою очередь на величину товарооборота прямое влияние оказывает степень обеспеченности предприятия необходимыми ресурсами. Оценка ресурсного потенциала рассматриваемого предприятия, то есть его обеспеченностью необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, приведена в таблице 3. Расчет осуществлен на основе данных бухгалтерской отчетности, представленных в приложениях к данной работе.

Таблица 3

Анализ обеспеченности ООО «ДФ Сервис» ресурсным потенциалом

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

Изменения

(п.3-п.2)

темп измене-

ния, % (п.4/п.2)

1

2

3

4

5

1. Товарооборот, тыс. руб.

22069

25819

3750

17,0

2. Прибыль - в сумме, тыс. руб.

9687

13114

3427

35,4

- в % к товарообороту, %

43,9

50,8

6,9

15,7

3. Издержки обращения в сумме, тыс. руб.

7811

11605

3794

48,6

- в % к товарообороту, %

35,4

44,9

165,6

128,7

4. Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

3513

3110

-403

-11,5

5. Среднегодовая величина товарных запасов, тыс. руб.

1102

1997

895

81,2

6.Среднегодовая численность работников, чел.

29

28

-1

-3,4

7. Среднегодовая величина оборотных средств, тыс. руб.

2204

2786

582

26,4

8. Среднегодовая стоимость активов предприятия, тыс. руб.

5717

5896

179

3,1

Фондоемкость ( в расчете на 100 руб. товарооборота), руб. (п. 4/ п. 1)

15,9

12,0

-3,9

-24,5

Загрузка товарных запасов в товарообороте (в расчете на 100 руб. товарооборота), руб. (п.5 / п.1)

5,0

7,7

2,7

54,0

Трудоемкость товарооборота в расчете на 10000 руб., чел/руб. (п.6 / п.1)

13,1

10,7

-2,4

-18,3

Капиталоемкость товарооборота (в расчете на 100 руб. товарооборота), руб. (п.8 / п.1)

25,9

22,8

-3,1

-11,9