Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Прибыль, известная с давних времён категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны Формирование и распределение прибыли в процессе деятельности промышленного предприятия требует постоянного совершенствования руководителями и финансовыми менеджерами методов эффективного управления этими процессами

Проблема формирования финансовых результатов деятельности предприятий требует разработки рационального механизма аккумулирования и использования прибыли, что определило приоритетность вопросов управления прибылью в деятельности предприятий.

Прибыль занимает одно из ведущих мест в системе социально-экономических отношений на всех стадиях процесса расширенного воспроизводства и представляет собой ключевой элемент экономического механизма управления субъекта хозяйствования.

В сложившихся условиях функционирования организаций на рынке товаров и услуг управление прибылью должно обеспечивать как достаточный уровень их конкурентоспособности в процессе удовлетворения потребностей, так и возможность социально ориентированного распределения финансовых результатов деятельности в интересах общества.

Наличие широкого круга теоретических и практических проблем, усложняющих принятие обоснованных управленческих решений по вопросам формирования, распределения и использования прибыли, обеспечение заданных темпов ее роста обусловливают актуальность темы исследования.

Проблемы формирования финансовых результатов в производственно-коммерческой деятельности предприятий рассматривали в своих трудах отечественные и зарубежные исследователи: В. Петти, К. Маркс, А. Смит, Д. Риккардо, Ж-Б. Сей, Д. Б. Кларк, Н. Сениор, К. Р. Макконелл, С. А. Брю, Е. Бем-Баверк, Д. Милль, А. Маршалл, Ф. Энгельс, И. Шумпетер, Ф. Найт, И. А. Бланк, В. П. Савчук, А. С. Булатов, С. В. Ефимова, В. П. Кадацкий, В. М. Козырев, М. И. Литвина, О. Е. Николаева, Д. С. Моляков, В. А. Стражев, Г. В. Савицкая, А. Д. Шеремет.

В связи с выше изложенным актуальность данной темы работы очевидна и требует рассмотрения.

Объектом исследования данной работы является финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Предмет исследования - процесс формирования прибыли предприятия.

Целью данной работы является изучение управления прибылью на предприятии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:

- изучить теоретические аспекты формирования прибыли предприятия;


- рассмотреть методические подходы к анализу и формированию прибыли.

Для анализа исследуемого объекта использовались методы сравнения и группировки, табличный метод, статистические методы, а также метод дедукции и обобщения.

В соответствие с задачами работа структурно состоит из введения, двух взаимосвязанных глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия

1.1 Экономическая сущность, функции и виды прибыли

В условиях активных изменений рыночной среды возрастает ответственность и самостоятельность организаций в принятии и реализации решений с целью обеспечения эффективности их деятельности. Эффективность различных направлений деятельности организации (производственной, инновационной, финансовой, маркетинговой и др.) выражается в конкретных финансовых результатах. Общим из данных результатов является прибыль, именно она обеспечивает разностороннее развитие организации. В российской действительности традиционно считается, что эффективность бизнеса характеризуется, прежде всего, прибылью. Прибыль в отечественной экономике отражает текущие цели, и именно на этот показатель в большей степени обращают внимание менеджеры. Данный аспект, безусловно, влияет на их психологию, направляя их приоритеты на цели краткосрочного характера. Однако, современные рыночные подходы в большей степени направлены на то, чтобы в качестве показателя оценки бизнеса принимать стоимость организации, выдвигая при этом в качестве приоритета долгосрочные цели[1].

Показатель прибыли, действительно, не всегда позволяет оценить эффективность ведения бизнеса, так как не даёт точной информации о приумножении или растраченности капитала компании за определенный период. Величина прибыли не сопоставляется с тем значением, которое организации необходимо иметь для покрытия всей совокупности затрат и создания положительной величины экономической прибыли[2].

Экономическая прибыль характеризует прирост экономической стоимости предприятия и равна разнице между чистой операционной прибылью после налогообложения и величиной инвестированного капитала (сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств), умноженной на средневзвешенную его стоимость. Подобный расчёт экономической прибыли больше подходит к её трактовке как разнице между тем, что организация зарабатывает за конкретный период времени и тем минимумом, который она должна заработать, чтобы удовлетворить интересы собственников. Прибыль, уже достаточно известная научная категория, получает новое содержание в контексте современного экономического развития.


Способы формирования и распределения прибыли требуют постоянного совершенствования методов управления этими процессами со стороны руководителей и финансовых менеджеров[3]. Стремление к получению прибыли заставляет производителей увеличивать выпуск продукции, снижать затраты производства. Получение прибыли является стимулом для инвестирования в ту или иную сферу деятельности. На актуальном этапе развития экономики руководству организаций необходимо умение оперативно реагировать на изменения рыночной ситуации, осуществлять поиск и принятие оптимальных управленческих решений, в частности в сфере управления прибылью.

В рамках достижения организацией своей основной цели (получения прибыли) происходит сохранение и наращивание капитала, обеспечивается необходимый уровень эффективности хозяйственной деятельности и  удовлетворение интересов всех участников бизнеса. Все эти задачи тесно связаны друг с другом, поскольку обусловлены единым источником увеличения капитала — прибылью. Данные обстоятельства определяют необходимость оптимизации финансовых результатов хозяйственной деятельности. Важным инструментом решения этой задачи является экономический анализ, с его помощью выявляются причины изменений показателей финансовых результатов, а также резервы роста прибыли.

Прибыль представляет собой сложный комплексный показатель, который важно учитывать в процессе поиска продуктивных управленческих решений различными участниками рынка (учредителями, менеджментом организации, инвесторами, кредиторами, поставщиками и потребителями и др.). В данном контексте особенно важной представляется тщательная интерпретация различных показателей финансовых результатов. При рассмотрении научной категории прибыли становятся очевидными существующие различия в понимании учеными экономической сути данного понятия, тех сущностных характеристик, которые определяют природу прибыли.

В современных условиях развития страны, характеризующихся повышением самостоятельности хозяйственных субъектов, данный термин получил новое развитие. Задача максимизации прибыли трансформировалась в задачу достижения устойчивого уровня конкурентоспособности. На основе понимания важной роли прибыли в развитии организации и обеспечении интересов всех участников бизнеса, необходимо эффективно ей управлять. Решение данной задачи, по мнению И. А. Поляковой, возможно с помощью построения некоторой комплексной системы управления прибылью. Данную систему можно рассматривать как систему управления факторами, влияющими на финансовый результат[4] .


Анализ теории и практики отечественного и зарубежного планирования и регулирования прибыли организаций позволяет сформулировать следующие условия, которые обеспечивают эффективное управление прибылью:

1) увеличение объёма прибыли до максимальных показателей, соответствующих ресурсному потенциалу организации и рыночной конъюнктуре;

2) взаимосвязанность системы управления прибылью и системы управления предприятием в целом;

3) оптимальное соответствие уровня получаемой прибыли и допустимым уровнем риска;

4) высокое качество прибыли;

5) достаточный уровень дохода на инвестированный капитал;

6) формирование оптимального объёма финансовых ресурсов за счёт прибыли в соответствии с задачами развития организации;

7) постоянный рост рыночной стоимости бизнеса[5].

1.2 Формирование и распределение прибыли

Базой порядка формирования прибыли служит принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель.

Прибыль, которая учитывает все результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия, называется балансовая прибыль. Она включает, - прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям, уменьшенным на сумму расходов по этим операциям.

Кроме того, различают прибыль, облагаемую налогом, и прибыль, не облагаемую налогом. После формирования прибыли предприятие производит уплату налогов, а оставшаяся часть прибыли в распоряжении предприятия, т.е. после уплаты налога на прибыль, называется чистой прибылью.

Чистая прибыль, представляет собой разность между балансовой прибылью и налоговыми платежами за счет нее. Этой прибылью предприятие может распоряжаться по собственному усмотрению, например, направлять на производственное развитие, социальное развитие, поощрение работников и дивиденды по акциям, нераспределенная прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, направляется на увеличение собственного капитала фирмы и может быть перераспределена в резервный фонд - фонд непредвиденных потерь, убытков, накопительный фонд - формирование средств для производственного развития, фонд потребления - средства для премирования сотрудников, оказание материальной помощи, фонд соц. развития - на различные праздничные мероприятия.

Р азличные стороны производственной, сбытовой, сн абженческой и финансовой деятельности предприятия получ ают з аконченную денежную оценку в системе пок аз ателей фин ансовых результ атов. Обобщенно н аиболее в ажные пок аз атели фин ансовых результ атов деятельности предприятия предст авлены в отчете о прибылях и убытк ах.


При р ассмотрении прибыли к ак конечного фин ансового результ ат а хозяйственной деятельности следует иметь в виду, что не вся получ аем ая прибыль ост ается предприятию, т ак к ак подверг ается обложению н алогом. Для исчисления обл а­г аемой н алогом прибыли в алов ая прибыль увеличив ается н а сумму превышения р асходов по опл ате труд а р аботников предприятия, з анятых в основной деятельности, в сост аве се­бестоимости продукции (р абот, услуг) по ср авнению с их нор­м ативной величиной.

Ук аз анное увеличение (уменьшение) в аловой (б ал ансовой) прибыли при исчислении обл аг аемой прибыли не производится: по совместным предприятиям, со­зд анным н а территории Российской Федер ации с уч астием российских юридических лиц и иностр анных юридических лиц и гр ажд ан, если доля иностр анного уч астия в уст авном фонде превыш ает 30%, по междун ародным непр авительствен­ным орг аниз ациям (объединениям), а т акже междун ародным объединениям, осуществляющим хозяйственную деятель­ность.

Облагаемая прибыль уменьшается также на сумму рент­ных платежей (вносимых в уст ановленном порядке из при­были); сумму дивидендов, полученных по акциям, облиг ациям и иным ценным бум аг ам, прин адлеж ащим пред­приятию; сумму доход а, полученного от долевого уч астия в совместных предприятиях; сумму з атр ат, осуществляемых предприятием з а счет прибыли, н а оказ ание помощи сельско­хозяйственным предприятиям в строительстве объектов н а селе и приобретение оборудов ания для них, но не более 1% обл аг аемой прибыли. Это очень в ажно для перер аб атыв аю­щих предприятий АПТ, т ак к ак позволяет им вкл адыв ать средств а в р азвитие своей сырьевой инфр аструктуры.

С целью стимулирования НТП облагаемая прибыль уменьшается на:

- сумму в размере 30% затрат предприятий (кроме капи­тальных вложений) на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции (вклю­чая продукцию машиностроения, поставляемую на экспорт на свободно конвертируемую валюту), осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

- сумму прибыли, используемую на погашение кредита, предоставленного на финансирование централизованных го­сударственных капитальных вложений (на срок, предусмот­ренный кредитным соглашением), не покрываемых за счет прибыли, направляемой на накопление;

- сумму в размере 30% затрат, связанных с проведением природоохранных мероприятий, осуществляемых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;