Файл: Распределение и использование прибыли как источник экономического роста предприятий (Теоретические аспекты формирования прибыли предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- сумму затрат, осуществляемых за счет прибыли, остаю­щейся в распоряжении предприятий в соответствии с норма­тивными затратами по содержанию находящихся на их балансе объектов здравоохранения, домов престарелых и ин­валидов, детских дошкольных учреждений, пионерских лагерей, объектов культуры и спорта, учреждений народного образования, а также объектов жилищного фонда[6].

Оставшаяся часть представляет собой остаточную при­быль (или чистую прибыль), которая полностью поступает в распоряжение предприятия. Она направляется на оплату труда и материальное поощрение, на прирост оборотных средств, капитальных вложений, социальное развитие путем образования соответствующих фондов: развития науки и тех­ники, социального развития, материального поощрения.

Таким образом, в условиях перехода к рынку и в его дальнейшем становлении прибыль является основным побу­дительным мотивом организации производственной и хозяй­ственно-коммерческой деятельности предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулиро­вать следующим образом:

- прибыль, получаемая предприятием в результате произ­водственно-хозяйственной и финансовой деятельности, рас­пределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;

- прибыль для государства поступает в соответствующие бюджета в виде налогов и сборов, ставки которых нс могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, по­рядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются за­конодательно;

- величина прибыли предприятия, оставшейся в его распо­ряжении после уплаты налогов, не должна снижать его за­интересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;

- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечиваю­щее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.

Х ар актер р аспределения прибыли определяет многие существенные аспекты деятельности предприятия, ок азыв ая влияние н а ее результ ативность.

Эта роль обусловлен а следующими основными положениями:

- распределение прибыли непосредственно реализует главную цель управления ею – повышение уровня бл агосостояния собственников предприятия.

- р аспределение прибыли является основным инструментом воздействия н а рост рыночной стоимости предприятия.

Х ар актер р аспределения прибыли является в ажнейшим индик атором инвестиционной привлек ательности предприятия. В процессе привлечения к апитал а из внешних источников уровень выпл ачив аемых дивидендов (или других форм инвестиционного доход а) является одним из основных оценочных критериев, определяющих результ ат предстоящей миссии акций.


- р аспределение прибыли является одной из действенных форм воздействия н а трудовую активность персон ал а предприятия.

Пропорции р аспределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной соци альной з ащищенности р аботников.

Х ар актер р аспределения прибыли ок азыв ает влияние н а уровень текущей пл атежеспособности предприятия.

Р аспределение прибыли осуществляется в соответствии со специ ально подр абот анной политикой, формиров ание которой предст авляет собой одну из н аиболее сложных з ад ач общей политики упр авления прибылью предприятия.

Основной целью политики р аспределения прибыли, ост ающейся в р аспоряжении предприятия, является оптимизация пропорций между капит ализируемой и потребляемой частями с учетом обеспечения ре ализ ации стр атегии развития и рост а его рыночной стоимости.

Р аспределение чистой прибыли позволяет р асширять деятельность организ ации з а счет собственных, более дешевых источников фин ансиров ания. При этом сниж аются фин ансовые р асходы орг аниз ации н а привлечение дополнительных источников.

Глава 2. Методические подходы к анализу и процессу формирования прибыли предприятия

2.1 Управление прибылью в системе текущего контроллинга

Актуальность вопросов управления прибылью на предприятиях в текущей системе контроллинга состоит в том, что контроллинг должен сформировать систему рычагов управления максимально эффективного использования нераспределенной прибыли в условиях ограниченных возможностей. Использование потенциала прибыли для развития деятельности — гарантия высокой конкурентоспособности и жизнеспособности любого предприятия.

Осн овная пр облема управления прибылью в системе к онтр оллинга с остоит в т ом, чт о прибыль, как объект управления имеет инертную структуру ресурс о об ораз ования, н оминальная величина нераспределенн ой прибыли, отражаемая в ф ормах отчетн ости не обеспечена имеющимися в расп оряжении предприятия ликвидными ресурсами (в виде денежных средств), так как в учете исчисляется на осн овании факта признания д ох ода, а не п оступления эк он омических выг од, след овательн о, текущий ( оперативный) к онтр оллинг, к от орый сег одня в т ой или ин ой степени внедрен на кажд ом предприятии, ориентир ован на кратк оср очный результат, ег о инструментарий пр ост о не п озв оляет в п олн ой мере эффективн о исп ольз овать прибыль организации, в отличие от стратегическ ог о к онтр оллинга.


По мнению авторов, именно стратегический контроллинг определяет узкие цели и задачи для текущего контроллинга предприятия. В свою очередь текущий контроллинг позволяет выявлять проблемные вопросы управления прибылью, как в краткосрочном периоде, так и корректировать цели стратегического контролинга в долгосрочном периоде. Стратегический же контроллинг не привязан жестко к временным рамкам, поэтому он позволяет решать проблемы предприятия в долгосрочном и среднесрочном периодах, что, по мнению авторов, является более эффективным.

Обзор литературных источников показал, что контроллинг — это, в первую очередь, система управления достижением целей и неотъемлемая часть управления любой организацией. Управление прибылью в системе контроллинга — совокупность методов и средств, позволяющих получить максимальный финансовый результат при минимуме производственных издержек. Использование методологии контроллинга в качестве инструмента поддержки управления прибылью может существенно расширить эффективность функционирования всей системы управления предприятием.

В организациях, различающих и признающих важность как оперативного, так и стратегического менеджмента, как правило, выделяют в самостоятельные организационные единицы подразделения текущего (оперативного) и стратегического контроллинга[7].

К задачам текущего контроллинга относят операционный анализ по местам ответственности, организация управленческого учета, выявление и устранение текущих недостатков в работе, совершенствование мотивации. В его рамках производится один их главных принципов рационального ведения любого бизнеса — проверка работы каждого отдела предприятия по тестовому соотношению «прибыль-затраты», в целях реализации данного подхода применяют экономический показатель «сумм покрытия». Одним из подходов расчета величины покрытия исчисляется разность полученных экономических выгод и общей суммы переменных издержек, имеющая обратную сторону интерпретации, как сумма постоянных издержек производства и прибыли, следовательно, прямого влияния на величину прибыли и финансовый результат деятельности. Рационально, при учете общих сумм покрытия производится анализ на основе предельных и производственных издержек.

По мнению авторов, планирование финансового результата деятельности предприятия необходимо осуществлять на основе создания альтернативных планов, с применением основных методов принятия решения, данных о целевом использовании сумм покрытия. Рассматривая подходы управление прибылью торгового предприятия в системе текущего контроллинга целесообразно проводить на основе применения метода начисления комиссионных с результата, в комбинации с принципом начисления премий за выполнение планов продаж и с учетом сумм покрытия по клиентам. Узкие места финансового результата деятельности предприятия можно найти при помощи данных о плановых степенях покрытия и легко устранить посредством управления расходами и результатами предприятия. Если профессиональные стратегические цели и представления специалистов предприятия совпадают с имиджем, миссией и его философией предприятия, то членам коллектива легче самовыразиться при построении своей рабочей деятельности, что приведет к повышению производительности труда и экономическому эффекту финансового результата, в виде прибыли[8].


Следующим фактором управления прибыльностью торгового предприятия, является политика ценообразования, по мнению авторов, минимальные объемы продаж товаров или услуг предприятия должны, как минимум, покрывать предельные затраты, постоянные затраты и доли плановой суммы покрытия. Иначе прибыль предприятия будет иметь тенденцию снижения в среднем на 20–30 %, что может привести как минимум к убыткам или состоянию банкротства. Минимальные цены, которые идентичны нижним пределам стоимости, необходимо обеспечить с помощью сумм покрытия, которые в свою очередь соответствуют полному покрытию затрат.

Если конкуренция в сфере деятельности предприятия или экономический спад в стране в целом вынудят прибегнуть к вышеописанным минимальным ценам, менеджер компании будет уверен, что такие убытки необходимо будет компенсировать при наступлении периода стабилизации.

По мнению авторов, текущий контроллинг дает возможность руководству активно управлять прибылью предприятия, через ценообразования с применением метода покрытия, когда товар или услуга с фактической степенью покрытия, которая равна нормативной или превышающей ее, реализуется в первую очередь, товаром со степенью покрытия меньше нормативной — строго в случае значительного сужения ассортимента предприятия.

Текущий к онтр оллинг также дает в озм ожн ость устранить оперативные узкие места финанс овых результат ов деятельн ости предприятия, планир овать и обеспечивать д остижение выс окие п оказатели д ох ода на инвестир ованный капитал, к онтр оль денежных п от ок ов, вып олнение план ов ог о объема сумм п окрытия п о асс ортименту пр одукции предприятия, управлять при п ом ощи факторов, к от орые влияют на затраты и финанс овые результаты, прибылью в пределах пери ода. С овременные управленцы в св оей пр офесси ональн ой деятельн ости д олжны исп ольз овать такие мет оды и приемы, к от орые п озв оляют принимать т ольк о п олн остью об осн ованные решения для д остижения запланир ованног о ур овня прибыли предприятия: АВС-анализ; мет од расчета сумм п окрытия; анализ узких мест; анализ величин в т очке безубыт очн ости; анализ откл онений и др.

С овременным предприятиям следует обратить ос об ое внимание на использ ование в св оей раб оте АВС-анализа. В текущем к онтр оллинге АВС-анализ имеет огр омн ое значение для д остижения запланир ованн ог о финансовог о результата, п оск ольку дает в озм ожн ость пр ов одить целенаправленные мероприятия, к от орые прин осят наиб ольший эффект в д олг оср очн ой и кратк осрочн ой перспективе. К огда выявлены осн овные структурные элементы, для текущих пр оцесс ов также м огут быть немедленн о осуществлены ср очные к орректирующие мер оприятия, к от орые принесут результат в кратк оср очн ой перспективе.


При проведении глубокого ABC-анализа предприятия, сопоставляются основные показатели деятельности в натуральном и стоимостном выражении. Исследования, проводимые на предприятиях, показывают, что относительно незначительные величины в натуральном выражении, выбранные из совокупности, дают в итоге достаточно весомые стоимостные значения. Таким образом, можно достаточно оперативно воздействовать на всю совокупность финансовых результатов, в соответствии с планами прибыльности в перспективе любой срочности. АВС-анализ актуален при изучении затрат предприятия по элементам, ситуациям возникновения и конечным объектам калькулирования. Применение АВС-анализ на производственных предприятиях, по направлениям: – в сфере материально-технического обеспечения работы предприятия необходимо рассматривать и анализировать количество и цену производимой продукции и прочих расходных материалов по поставщикам; – в сфере производства необходимо проводить глубокие исследования постоянных и переменных затрат при производстве; – в сфере прогнозирования сбыта максимальный интерес представляют заказы от покупателей и непосредственно сама продаваемая продукция или выполняемые работы.

Для торговых предприятий, по мнению авторов, АВС-анализ может занять достойное место в сфере сбыта, для более глубокого анализа товарных групп, основных клиентов и области прямых продаж. Суть данного анализа заключается в том, что достаточно четко выявляется доля вклада в общую прибыль предприятия или оборот каждой выделенной группы продукции, поставщиков, заказчиков, расходных материалов и т. д. Для проведения анализа групп продукции необходимо выделить позиционные уровни: «А», «В» и «С». К первой группе «А» необходимо отнести, к примеру, продукция, которая принесла предприятию доход выше среднего, ко второй группе «В» — продукцию со средним вкладом в общий доход предприятия, к третьей группе «С» — продукцию с долей в общем доходе ниже среднего[9].

По данному подходу анализа, предприятие может определить, каким именно поставщикам продукции следует уделить наибольшее внимательно. Для оценки степени значимости задач, которые решают руководители отделов работы с заказчиками, АВС-анализ дает возможность определить тех заказчиков, с которыми нужно работать в первую очередь по максимальным объемам и, соответственно, решить вопрос о предоставлении дополнительных скидок, бонусов и т. д.. Как следует из вышесказанного, прибыль возникает в том случае, если накопленные суммы покрытия по всей реализованной продукции предприятия становятся больше суммы затрат предприятия. Если один из видов продукции приносит только маржинальный доход, он тем самым обеспечивает значительное покрытие постоянных затрат организации, снижая риски, связанный с убыточностью предприятия.