Файл: Гражданская правосубъектность индивидуального предпринимателя.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Установленное в ч. 3 ст. 23 ГК РФ положение о распространении на индивидуального предпринимателя норм о юридических лицах не привело к объединению процедурных средств формирования правового статуса.

Процедурные средства обеспечения, связанные с возникновением и прекращением статуса индивидуального предпринимателя, носят более упрощенный характер.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"[44] для государственной регистрации юридического лица в регистрирующий орган представляются: заявление о государственной регистрации; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; учредительные документы юридического лица; выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате государственной пошлины.

При государственной регистрации же физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются документы в соответствии с п. 1 ст. 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Фактически перечень документов, необходимых для государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, больше, чем для регистрации при создании юридического лица. Однако если физическое лицо является гражданином Российской Федерации и совершеннолетним, ему необходимо предоставить в регистрирующий орган лишь заявление, паспорт и документ об уплате государственной пошлины.

Что касается срока государственной регистрации, то он является общим как для индивидуальных предпринимателей, так и для юридических лиц (не более пяти рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган)[45].

Следовательно, упрощенный характер процедурных средств выражается на предрегистрационном этапе, где для приобретения статуса индивидуального предпринимателя установлено меньшее количество необходимых документов, а также отсутствуют требования о подтверждении в необходимых случаях согласования с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления, применяемого при создании юридического лица.


Приобретение физическим лицом статуса субъекта предпринимательской деятельности представляет собой комплекс сложных последовательных процедур, сочетающих как частноправовые, так и публично-правовые рычаги воздействия. Получение статуса индивидуального предпринимателя гражданином условно можно представить как две последовательные стадии. Первая стадия - выражение частной воли независимого субъекта. Данная стадия является во многом определяющей для гражданина, но практически никак не регламентируется законодателем. Ко второй стадии можно отнести непосредственно саму государственную регистрацию индивидуального предпринимателя.

Таким образом, государственная регистрация предстает стадией, на которой наиболее характерно проявляется публичное воздействие. При этом в случае государственной регистрации индивидуального предпринимателя речь идет не о приобретении гражданином таких прав, которыми он не обладал, а о начале реализации имевшегося у него с рождения права.

Право заниматься предпринимательской деятельностью - это не просто еще одна возможность, приобретенная гражданами. Содержание этого права, пожалуй, богаче содержания всех иных прав, известных из ст. 18 ГК РФ. Гражданская правоспособность и дееспособность ограничиваются публично-правовыми нормами, в частности нормами административного права. Поэтому для устранения этих ограничений гражданин вынужден вступать в административные и иные публично-властные отношения: регистрироваться в качестве предпринимателя, получать лицензии и т.д.

Предприниматель, с одной стороны, является субъектом гражданского права; с другой - приобретение статуса предпринимателя происходит в результате осуществления ряда императивно предписанных действий, которые имеют явно выраженный публичный характер.

Оборотной стороной обязанности пройти государственную регистрацию служит пассивная обязанность не осуществлять предпринимательскую деятельность без такой регистрации. Эта обязанность возникает непосредственно из закона одновременно с правом на предпринимательскую деятельность и существует в рамках общерегулятивных правоотношений. Такая обязанность в случае ее нарушения служит основой для возникновения охранительного правоотношения по поводу пресечения нарушения и наказания за его совершение.

Так как правовой статус предпринимателя включает в себя гражданскую, трудовую, процессуальную, административно-правовую правосубъектность, гражданин, приобретая статус индивидуального предпринимателя, становится субъектом не только гражданских, но и налоговых, финансовых, административных правоотношений. То есть становится участником как частноправовых, так и публично-правовых отношений.


Таким образом, процедурные средства легализации субъекта предпринимательской деятельности без образования юридического лица - это сфера взаимодействия разнородных общественных отношений (частных и публичных), которая оказывает значительное влияние на особенности правового регулирования.

2.2. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя представляет собой юридическую процедуру, посредством которой индивидуальный предприниматель лишается своего статуса индивидуального предпринимателя.

В ст. 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" перечислено пять общих оснований для внесения в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:

1) принятие физическим лицом решения о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, на 01.01.2017 решения о прекращении деятельности приняли 6 388 388 индивидуальных предпринимателей;

2) смерть индивидуального предпринимателя, статистика, указывает, что по данному основанию прекратили деятельность 144 448 физических лиц;

3) принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом), на 01.01.2017 – 15 566 признаны банкротом;

4) решение суда о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Стоит заметить, что новый порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, введенный Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ[46], позволяет более полно учесть интересы предпринимателей без образования юридического лица.

Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством Российской Федерации порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица. Юридически к смерти приравнивается объявление гражданина умершим в порядке ст. 45 ГК РФ. В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, и, как результата отмены судебного решения об объявлении индивидуального предпринимателя умершим может возникнуть вопрос о восстановлении данным гражданином статуса индивидуального предпринимателя. Поскольку утрата таким гражданином статуса индивидуального предпринимателя произошла в установленном законом порядке, то этот статус не может быть восстановлен автоматически. Необходимо наличие волеизъявления самого гражданина. Поэтому его повторная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя должна производиться в обычном порядке.


В науке высказывалось мнение, что к основаниям прекращения деятельности индивидуального предпринимателя следует отнести и решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим[47].

Таким образом, в процессе прекращения статуса индивидуального предпринимателя можно выделить две группы самостоятельных процедурных средств обеспечения: 1) средства добровольного прекращения правового статуса индивидуального предпринимателя и 2) средства принудительного прекращения.

Впроцессе принудительного прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности следует различать: 1) средства временного прекращения предпринимательской деятельности (на период приостановления лицензии); 2) средства прекращения предпринимательской деятельности путем внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Еще одно основание прекращения предпринимательской деятельности без образования юридического лица - признание индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом). Данное основание подробнее мы рассмотрим в следующем разделе работы.

В системе процедурных средств прекращения предпринимательской деятельности юридических лиц выделяются средства реорганизации и ликвидации.

Под реорганизацией понимается установленная законодателем процедура перехода прав и обязанностей одних юридических лиц к другим в порядке правопреемства. Ликвидация отличается тем, что влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

При этом указанные процедурные средства не охватывают такой процесс, как изменение формы осуществления предпринимательской деятельности без образования юридического лица (непосредственной и опосредованной конструкцией юридического лица), в связи с чем мы предлагаем при определении такого процесса использовать термин "трансформация".

Действующее законодательство предусматривает трансформацию в отношении крестьянского (фермерского) хозяйства. В Федеральном законе "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" установлено требование о трансформации крестьянских (фермерских) хозяйств, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22.11.1990 N 348-1, до 01.01.2010 в коммерческую организацию какого-либо вида из числа предусмотренных ГК РФ или в субъекта, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо должны прекратить деятельность (ст. 23).


При этом законодатель установил продолжительный период времени для приведения правового статуса указанной категории хозяйств в соответствие с законодательством Российской Федерации, опасаясь нарушить правовое положение эффективно функционирующих фермерских хозяйств.

Следовательно, указанное требование о трансформации крестьянского (фермерского) хозяйства является специальным правостимулирующим средством, которое выражается в предоставленном законодателем выборе формы осуществления предпринимательской деятельности, а также в длительном сроке процесса трансформации.

Таким образом, в процессе прекращения статуса индивидуального предпринимателя можно выделить две группы самостоятельных процедурных средств обеспечения: 1) средства добровольного прекращения правового статуса индивидуального предпринимателя и 2) средства принудительного прекращения. Во второй группе процедурных средств следует различать средства временного прекращения предпринимательской деятельности (на период приостановления лицензии) и средства прекращения предпринимательской деятельности путем внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Заключение

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.

Гражданско-правовой статус индивидуальных предпринимателей - это правовое положение указанной категории лиц в сфере гражданско-правовых (предпринимательских) отношений, характеризующее их гражданскую правосубъектность, субъективные гражданские права и обязанности, гражданско-правовые принципы, гарантии, меры гражданско-правовой ответственности и защиты, определяющее отраслевое (гражданско-правовое), специальное и конкретно-индивидуальное положение индивидуальных предпринимателей в системе гражданско-правовых отношений с учетом особенностей, вызванных индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В структуру гражданско-правового статуса индивидуальных предпринимателей входят: гражданско-правовые нормы, устанавливающие данный статус; гражданская правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность); субъективные гражданские права с соответствующими ограничениями и стимулами, юридические обязанности и законные интересы; гражданско-правовые гарантии, меры гражданско-правовой ответственности и защиты.