Файл: Исторический аспект формирования и развития института социальной защиты детей-инвалидов в России.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 252
Скачиваний: 4
Введение.
За последние годы зафиксировано катастрофическое увеличение количества детей-инвалидов. За последние двадцать лет численность детей-инвалидов в России увеличилась в 12 раз. За последние 10 лет уровень заболеваемости детей в целом вырос более чем в 1,4 раза. Сейчас в Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Из них детей-инвалидов 587 тыс. и, согласно прогнозам, уже в ближайшие десять лет число их достигнет 1,2 - 1,5 млн. Стремительные темпы увеличения численности этой категории населения ведут к самым неблагоприятным социально-экономическим последствиям. Необходимость ухода за детьми-инвалидами осложняет процессы социально-экономической адаптации семей, прежде всего в силу того, что родители вынуждены оставлять работу. В то же время возрастание числа неработающих родителей, имеющих детей-инвалидов, приводит к сокращению трудового потенциала страны.
Основные причины роста численности детей-инвалидов в России вызваны неблагоприятными социально-экономическими условиями, с которыми связано: снижение уровня жизни населения и его качественного состояния; ухудшение экологической обстановки; ухудшение условий труда и т.д.
Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.
Таким образом, актуальность исследования проблем социальной защиты детей-инвалидов, предопределяется в значительной степени не только научными задачами, но и потребностями практического совершенствования механизма социальной защиты в нашей стране в условиях продолжающейся общественной трансформации.
К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ограниченными возможностями в социальную жизнь и гарантирующая им полноценную социальную защиту, возможности удовлетворения основных потребностей, реализацию интересов. Слабо разработана в научном смысле и система совершенствования социальной защиты детей-инвалидов с точки зрения государственной политики.
Актуальность и недостаточная исследованность вышеуказанных проблем обусловили объект, предмет, цели и задачи исследования.
Объектом исследования является правоотношение в сфере социального обеспечения.
Предметом является предоставление видов социального обеспечения.
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение содержания социальной защиты детей-инвалидов. В соответствие с указанной целью в курсовой работе решены следующие задачи:
- Проанализирован исторический аспект формирования и развития института социальной защиты в России;
- Изучены конституционно-правовые гарантии социальной защиты детей-инвалидов в России;
- Изучено правовое положение детей-инвалидов как субъектов социальной защиты;
- Проанализированы виды и формы социальной защиты детей-инвалидов.
На сегодняшний день недостаточно изучена как проблема совершенствования системы социальной защиты детей-инвалидов в целом, так и другие аспекты рассматриваемой темы. Очень мало работ, посвященных региональным аспектам социальной защиты детей-инвалидов и оптимизации управления этим процессом.
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется не только ее общественной значимостью на современном этапе развития нашей страны, но и недостаточной научной разработанностью проблемы.
Научная проработка темы. Истоки исследования социальной защиты детей-инвалидов были заложены еще в трудах таких известных ученых, как П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, Я. Корчак, К. Заблоский, К. Кирейчик и др.
Вопросам, затрагивающим теорию и практику социальной защиты детей-инвалидов, посвящены работы В.М. Астапова, О.И. Лебединского, Б.Ю. Шапиро, Л.К. Грачева, Н.Ф. Дементьевой, Э.Ф. Устинова, Е.И. Холостовой, А.И. Осадчих, О.В. Павленко, Д.А. Туболева, Л.П. Храпплина и др.
Структура работы состоит из: введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретико-правовые основы социальной защиты детей-инвалидов в России.
До 1979 года наличие детей-инвалидов, имеющих право на получение социального пособия, в СССР вообще не признавалось, поскольку инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы».
Люди, не имевшие определенного трудового стажа, не получали пенсий, а могли рассчитывать только на пособия. В число получателей пособий входили лица, которые по достижении 16 лет в силу физических и/или психических ограничений были неспособны к труду. Их называли «инвалидами с детства».
Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году. Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» [1]в СССР признавалось наличие детей-инвалидов.
Утвержденный данным приказом «Перечень медицинских показаний, дающих право на получение пособий на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет» включал в себя довольно ограниченный список очень тяжелых (как правило, врожденных) заболеваний, не поддающихся реабилитации.
В результате многие дети с ограниченными возможностями здоровья не получали статус детей-инвалидов и лишь по достижении возраста 16 лет признавались инвалидами. После прохождения врачебно-трудовых экспертных комиссий (ВТЭК) по отчетам Минсоцзащиты России доля таких инвалидов составляла 12% от общего числа инвалидов.
С 1991 года «Перечень медицинских показаний, при которых ребенок в возрасте до 16 лет признается инвалидом», был существенно расширен в соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В результате число детей-инвалидов, получающих социальные пособия по инвалидности, стало быстро расти.
Если в 1985 году такие пособия получало 90,6 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 16 лет, проживающих в семьях, а в1990 году – 155,1 тыс. детей-инвалидов, то в 1991 году число детей-инвалидов увеличилось до 212 тыс., в 1992 году составляло 285 тыс., в 1993 году – 345 тыс., в 1994 году – 399 тыс.. в 1995 году – 454 тыс., в 1996 году - 514 тыс. детей-инвалидов (или 1,4% от общего числа детей в возрасте до 16 лет).
По состоянию на 1996 год, помимо 514 тыс. детей, проживающих в семьях, еще 35,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 159 домах-интернатах для глубоко умственно отсталых детей и 0,9 тыс. детей-инвалидов в 6 домах–интернатах для детей с физическими недостатками, принадлежавших системе Минсоцзащиты России. Еще 18,3 тыс. детей-инвалидов проживало в 252 домах ребенка, входящих в систему Минздрава России[2].
Кроме того, в этом же 1996 году 199,5 тыс. детей-инвалидов обучалось в 1437 школах-интернатах для детей с умственными и физическими недостатками, 271 тыс. детей-инвалидов - в 1871 вспомогательной школе и 28 тыс. детей-инвалидов - в детских домах системы Минобразования России.
После 1996 года рост численности детей-инвалидов продолжался до 2000 года и составил максимальную величину 675 тыс. человек.
Начиная с 2001 года, происходит стабилизация абсолютной численности и доли в детском населении детей-инвалидов, а их доля в детском населении составляет 2%.
С 2000 года в России стали учитываться дети-инвалиды в возрасте до 18 лет. Численность детей-инвалидов, получающих социальные пенсии, сократилась с 675 тыс. человек на 1 января 2000 года до 573 тыс. человек на 1 января 2006 года. В то же время их численность на 10000 детей в возрасте до 18 лет с 2000 года практически не меняется и составляет порядка 205 детей[3].
Что касается численности детей-инвалидов, находящихся в стационарных учреждениях, то на 1 января 2006 года 29 тыс. детей-инвалидов проживали в 153 учреждениях социального обслуживания и 4 тыс. человек – в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. Еще 4 тыс. молодых инвалидов проживали в 34 реабилитационных центрах для инвалидов молодого возраста. При этом очередь для помещения в учреждения для детей-инвалидов была 0,9 тыс. человек.
Помимо этого, на 1 января 2006 года 447тыс. детей дошкольного возраста посещали детские сады компенсирующего вида и учреждения с группами компенсирующего назначения (в том числе для детей с нарушением слуха, речи, зрения, интеллекта (умственно отсталых), опорно-двигательного аппарата, с туберкулезной интоксикацией и др.). Еще 167 тыс. детей воспитывались в 1373 школах-интернатах для детей с отклонениями в развитии. В 1946 государственных и муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся и воспитанников с отклонениями в развитии в 2005/2006 учебном году обучалось 236 тыс. детей. Еще 189 тыс. детей обучалось в общеобразовательных учебных заведениях в классах для детей с отклонениями в развитии.
Следует отметить, что в 60-80% случаев детская инвалидность обусловлена пренатальной патологией. В настоящее время просматривается тенденция к росту числа детей, больных детским церебральным параличом, тугоухостью, врожденными и наследственными заболеваниями глаз.
Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются также неблагоприятная экологическая обстановка, неблагоприятные условия труда женщин и мужчин, рост травматизма, недостаточные возможности и недооценка населением значения здорового образа жизни, плохое здоровье родителей, нерациональное питание, плохая питьевая вода, т.е. очень широкий комплекс проблем, связанных с низким уровнем качества жизни значительной части семей.
В то же время, представляется, что очень многое зависит от специальной государственной политики, направленной на профилактику детской инвалидности, реабилитацию и интеграцию детей-инвалидов в социум.
Сформированная система гарантий реализации конституционного права детей-инвалидов на основное общее образование выстроена с учетом их фактического положения в обществе в соответствии с целями государственной политики современной России. При этом одна из основных задач – обеспечение равенства граждан при использовании основных прав и свобод, в том числе и права на образование.
Важной гарантией реализации конституционного права на основное общее образование детьми-инвалидами является специальное образование, которое обеспечивает возможность получения знаний с учетом состояния здоровья, особенностей развития ребенка, его образовательного потенциала. Специальное образование можно охарактеризовать как организационную гарантию (комплекс мер по организации специальных условий обучения), так и экономическую гарантию (мероприятия по обеспечению финансирования).
Специальное образование призвано устранять неравенство в доступе к образованию различных лиц в зависимости от состояния их здоровья. В этом смысле оно обеспечивает государственную политику предотвращения дискриминации. Вместе с тем, до настоящего времени в действующем законодательстве отсутствует четкая однозначная трактовка термина «специальное образование». В ходе исследования сформулировано авторское определение специального образования, под которым предлагается понимать целенаправленный процесс воспитания и обучения детей-инвалидов в образовательной среде с использованием специальных средств как технического, так и педагогического характера.
Специфическим фактором защиты детей-инвалидов является социальная политика государства. Государство реализует социальную политику в отношении инвалидов через сеть государственных органов и организаций (учреждения социальной защиты, образования и здравоохранения), нормативные правовые акты и т.п. Государство обеспечивает материальные, правовые, политические, технические и организационные условия для защиты детей-инвалидов, через руководство прессой принимает меры к формированию общественного мнения[4].